Яндекс.Метрика

И грянет гром

И грянет гром

15 июня 2012 года, если не произойдет никаких накладок, Россия официально станет членом Всемирной торговой организации. Об этом стало известно на прошлой неделе – между Россией и Грузией были подписаны последние соглашения, и 10 ноября рабочая группа по присоединению России к ВТО приняла пакет документов по вступлению. Путь длиной почти в 20 лет вышел на финишную прямую. Однако готов ли российский, и в частности саратовский, бизнес к новому уровню конкуренции?

Сейчас документы по вступлению России в ВТО переданы на одобрение министерской конференции Всемирной торговой организации. Планируется, что ее проведут в Женеве 15-17 декабря 2011 года. Именно на этой конференции Россия будет официально приглашена в ВТО, после чего потребуется ратификация пакета документов (права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам переговоров, список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства, перечень обязательств по услугам, протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности, проект решения генерального совета ВТО) российским парламентом. На ратификацию соглашений, как ожидается, у России будет шесть месяцев.

– Мы согласились на определенные условия, теперь на уровне законодательных актов должны эти условия закрепить, – комментирует исполнительный директор Ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовской области» Александр Степанов. – Я думаю, что это не один десяток документов по всем тем обязательствам, которые приняла на себя наша страна.

Условия следующие: снизятся пошлины на иностранные лекарства с 5-15% до 5-6,5%, опережающими темпами будут снижаться пошлины на медицинское оборудование и лекарственные субстанции (до 2-3%). Заметно снизят или отменят пошлины на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование. На готовые продукты из рыбы пошлины снизятся незначительно – с 15 до 12,5-12% за 1-3 года. Кроме того, снизятся пошлины в отношении некоторых кормов для животноводства и домашних животных (в том числе соевых бобов, жмыха, шрота), не произрастающих в России овощей, фруктов и орехов (фисташек, арахиса, апельсинов, виноград, бананов и т.п.), в особенности овощей и фруктов в зимний период. Облегчится импорт сырья, недостающего для пищевой промышленности (например, высококачественной молочной сыворотки). Однако с момента присоединения к ВТО Россия продолжит применение режима тарифного квотирования при импорте говядины, свинины и мяса птицы. Срок окончания режима тарифного квотирования для этих видов мяса не определен. Срок окончания действия режима тарифных квот на свинину – конец 2019 года.

– Непростые переговоры шли как раз по снижению уровня пошлин на импортируемые товары, – говорит министр промышленности и энергетики Саратовской области Сергей Лисовский. – Я хочу отметить, что нашим переговорщикам удалось договориться о переходном периоде (от трех до семи лет), в течение которого будет происходить постепенное снижение пошлин на различные группы товаров. Это позволит российскому бизнесу подготовиться к работе в условиях ВТО. Например, пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу будут отменены в течение трех лет, на бытовую электронику пошлины снизятся с 15 до 7-9%. Относительно мирового рынка у нас сравнительно небольшая доля подобной продукции, потому за это время отечественный производитель может решить для себя – развиваться самостоятельно или же войти в альянс с мировыми производителями.

Российский потребитель оказывается в выигрыше, поскольку снижение пошлин сыграет на снижение цен на многие виды товаров. А вот выживет ли отечественный производитель в рамках жесткой конкуренции со стороны как западных стран, так и стран Азии? Большинство экспертов сходятся во мнении, что наибольший удар вступление в ВТО нанесет по машиностроению, легкой промышленности и сельскому хозяйству.

– В течение семи лет пошлины на новые легковые автомобили будут снижены с 25 до 15%, – объясняет Лисовский. – Однако нас больше интересует снижение пошлин на автокомпоненты. Чтобы сохранить после вступления в ВТО ключевые условия особого режима промсборки иномарок, который призван стимулировать развитие производства иностранных автоконцернов в России, государству пришлось пойти на ряд серьезных уступок ЕС и США. Режим предполагает значительное снижение пошлин на автокомпоненты, при этом предполагает условие локализации выпуска определенной их доли (35-50% от общей стоимости машин). Это весьма непростое для регулировки и контроля условие. Допустим, оговоренный уровень локализации, то есть выпуска автокомпонентов отечественными предприятиями, – 45% от общей стоимости машины. Если концерн не может по каким-то причинам набрать необходимый объем в России, он получает право беспошлинного ввоза недостающего объема автокомпонентов из-за рубежа. Как определить, действительно ли качество деталей и сроки их поставки нашими предприятиями не удовлетворяют сборщиков автомобилей? Методы контроля за выполнением этого условия требуют детальной проработки.

В Саратовской области порядка 25 предприятий работают на автопром, в частности, это и «Балаковорезинотехника», и группа аккумуляторных заводов, завод «Роберт БОШ» в Энгельсе (выпускает свечи зажигания и автокомпоненты), завод СЭПО и другие. Всем им придется выдерживать серьезную конкуренцию после вступления в ВТО.

– Конечно, необходимо поддерживать и отечественные автозаводы, – комментирует министр промышленности и энергетики области. – Однако, максимально удовлетворяя отечественный автопром комплектующими, надо расширять номенклатуру поставок и на иномарки. Тем более что в России представлены заводы по выпуску практически всех известных мировых марок автомобилей – «Тойота», «Форд», «Фольксваген», «Рено» и другие.

Аграрный сектор также в числе тех, для кого вступление в ВТО несет значительные риски. Снижение пошлин на импортные продукты питания наводнит рынок дешевыми товарами. Ограничения на поддержку сельхозтоваропроизводителей вводятся по принципу «трех корзин»: красная корзина – те меры поддержки, которые запрещены, например прямая поддержка экспорта. Желтая корзина – набор мер государственной поддержки непосредственно производства, и эти меры ограничены. В ходе переговоров, по словам министра сельского хозяйства РФ Елены Скрынник, было определено, что в течение трех лет, включая 2012 год, государственная поддержка аграрного сектора ограничится 9 млрд долларов США, а к 2017 году снизится до 4,4 млрд долларов, что соответствует уровню нынешнего года. И «зеленая» корзина – ряд мер поддержки, которые ничем не ограничены. Например, социальное развитие села, НИОКР, семеноводство и т.д.

– Мы пришли в рынок, здесь надо конкурировать, – считает Степанов. – Я думаю, что и в рамках «желтой корзины» можно многое успеть сделать, чтобы аграрный сектор смог выйти на достойный уровень. Мы не просто должны страну обеспечить продуктами питания, а стать серьезным их экспортером. Быть первыми не в нефти, а в хлебе и других продуктах сельскохозяйственного производства – это возобновляемый и постоянно растущий в цене ресурс. Но продуманной аграрной стратегии на государственном уровне пока не наблюдается. Во Франции на суглинке выращивают зерновые по 60-70 центнеров с гектара, используя систему капельного орошения. Естественно, что это орошение у них окупается! А у нас испаряется вода из открытых каналов, и 16-18 центнеров для нас – уже достижение! Давайте хотя бы каналы закроем!

Одним из несомненных плюсов вступления России в ВТО называют приток инвестиций, который должен за этим последовать.

– С одной стороны, унификация правил и регламентов способствует притоку инвестиций, – согласен Сергей Лисовский. – С другой стороны, нас окружают более конкурентоспособные рынки: Китай и страны Азии. Сейчас саратовские производители деталей для штампов и пресс-форм, успешно работающие на экспорт, столкнулись с тем, что их заказчики покупают пресс-формы в Китае. Часть европейских производств переносится в Азию. Этот фактор нельзя не учитывать. Наше преимущество – это дешевый газ, что, в частности, позволяет легко конкурировать на мировом рынке по производству удобрений, и рабочая сила. Однако огромна энергоемкость производства. Чтобы привлекать инвесторов, надо снижать издержки. Я не могу сказать, что наш бизнес живет по принципу «пока гром не грянет, мужик не перекрестится», многие руководители предприятий готовы к вступлению в ВТО, они просчитывают риски, ищут рынки сбыта.

Солидарен с Лисовским в оценках действий бизнеса и президент Торгово-промышленной палаты Саратовской области Максим Фатеев.

– В большинстве случаев не придется поддерживать производителей, – считает он. – Снижение небольшое, и оно растянуто во времени. Знают ли отечественные производители новые правила? Фактически переговоры о доступе товаров на рынок товаров и услуг были завершены еще в 2006 году. И бизнес знал об итогах. Минэкономразвития проводило с предпринимателями консультации, ряд принципиальных вещей вообще не принимался без их согласия.

Вступление в ВТО во многом благо как для потребителя, так и для производителя, который готов перестроиться. Оно позволит сформировать благоприятный бизнес-климат, поможет сделать его более предсказуемым, обеспечит прозрачность законодательства.

– Мы должны двигаться в русле мировой экономики, для меня это не подлежит сомнению, – говорит Лисовский. – Другой вопрос – на каких условиях. Тот же Китай отстаивал свои позиции очень жестко. Учитывая, сколько лет переговоры вела наша страна, можно сделать вывод, что российская сторона также старалась отстоять интересы отечественных производителей. Однако сейчас на разных уровнях государства происходит ряд антипромышленных действий. Не постесняюсь их назвать. Прежде всего, это льготные условия для покупки импортных самолетов, которые (после известной трагедии под Ярославлем) стало необходимо закупать «любой ценой». Почему на поддержку своей авиапромышленности у нас денег нет, а на льготы для покупки подержанных Boeing и Airbus находятся? Далее. Один из руководителей Министерства обороны РФ объявляет во всеуслышание, что танк Т-90 (предназначенный для переоснащения армии) плох, армия закупать его не будет и его следует продавать на экспорт. Во-первых, это удар по оборонной промышленности России, во-вторых, кто этот танк после такой рекламы купит на Западе? И наконец, местный уровень. Городские власти заявляют с телеэкрана, что главная задача – вытеснить «газели» с улиц города, заменив их на «мерседесы». Почему не заняться отечественными машинами? Не разработать технические условия? Промышленностью надо заниматься!

Очевидно, что бизнес готов перестроиться на работу в новых условиях. По-другому никак, ведь это вопрос выживания. Теперь дело за конструктивным взаимодействием бизнеса и власти.

Справка «НВ»

В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ (Генеральному соглашению по тарифам и торговле). США, однако, отклонили эту заявку по причине того, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.

В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО, которая явилась прямой преемницей ГАТТ.

Кстати

Задачей ВТО является установление общих принципов международной торговли. ВТО, также как и ГАТТ ранее, опирается на основные принципы, среди которых:

– равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле;

– взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными;

– прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №42 (442)
Автор статьи:  Анна МУХИНА
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: