Яндекс.Метрика

Саратовскому бизнесу пора взрослеть

Саратовскому бизнесу пора взрослеть

Одной из самых обсуждаемых тем нынешней недели стало положение дел в сфере начального и среднего профессионального образования. Благодаря работе министерства образования Саратовской области к концу прошлого года наш регион был в числе пяти регионов России, которым удалось четко сформулировать принципы модернизации системы профобразования. Принципы были положены в основу ведомственной программы на 2012-2014 годы. Однако только силами бюджета вопрос не решить. Требуется участие главного заинтересованного в кадрах сектора экономики – бизнеса.

Основных проблем у начального и среднего профессионального образования несколько – во-первых, на сегодняшний день система профобразования не является ресурсом развития отечественной экономики, во-вторых, наблюдается старение и застой преподавательского состава. Отчасти это происходит потому, что в данном секторе образования очень низкие заработные платы. Третья проблема – низкая техническая оснащенность профессиональных училищ. С ними сталкивается система профобразования по всей стране, а не только в Саратовской области.

31 августа 2010 года на эти проблемы обратили внимание на федеральном уровне – тему проф­образования рассмотрели на заседании Госсовета РФ.

– То, что ситуация в начальном профобразовании близка к критической, мы поняли еще несколько лет назад, – объясняет министр образования Саратовской области Гарри Татарков. – Именно поэтому в течение четырех последних лет министерство активно участвовало в межрегиональной работе по вопросам модернизации профобразования, велась экспериментальная работа. Благодаря этой работе в конце прошлого года мы стали одним из пяти регионов в России, сумевших внятно сформулировать принципы программы развития этого сектора образования.

В октябре этого года в министерстве была принята ведомственная целевая программа «Развитие профессионального образования в Саратовской области на 2012-2014 годы», в которой заложены принципы решения острейших проблем.

Однако 9 ноября на встрече с руководителями учреждений профессионального образования губернатор Саратовской области Павел Ипатов выслушал в адрес министерства ряд критических замечаний со стороны депутатов областной думы по поводу работы программы. В основном, критиков беспокоил финансовый вопрос: низкий уровень заработной платы в профтехах и невозможность обновления материально-технической базы всех училищ на современном уровне.

– Что касается заработной платы, то она в этом секторе действительно остается крайне низкой – в 1,7 раза ниже, чем в школьном образовании (7-9 тыс. рублей против 16 тыс. рублей в школах), – согласился губернатор. – Это вопрос решаемый. Ориентировочно, в следующем году зарплата преподавателей профессиональных училищ вырастет в два раза и составит 15-17 тыс. рублей, то есть сравняется со средней зарплатой в школьном образовании. На эти цели необходимо около 400 млн рублей. Эта сумма в бюджет 2012 года не заложена, поэтому для решения поставленной задачи будут привлечены федеральные средства.

Ректор СГАУ им. Вавилова Николай Кузнецов предложил областному правительству рассмотреть возможность увеличения финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования в общем, а не только в части повышения зарплат. Однако Гарри Татарков полагает, что это стратегически недальновидная позиция.

– Наполнение существующей сети профобразования огромным объемом денег никакого зримого эффекта не даст, – уверен министр. – Потому что она ориентирована на другие промышленные, социальные и экономические условия. Мы должны изменить ее принципиально. Та программа, которую мы приняли, преследует эту цель и выполняется независимо от объемов финансирования.

Основными задачами программы являются формирование системы прогнозирования потребности экономики в квалифицированных кадрах и формирование системы ресурсных центров профессионального образования.

Для того чтобы знать потребность региона в специалистах того или иного профиля, необходимо сделать макропрогноз, который будет учитывать общую стратегию развития региона, заказ крупнейших инвесторов и промышленников, заказ малого и среднего бизнеса, мнение бизнес-сообществ. Сейчас прогноз составляется на основе сиюминутных требований предприятий на срок не более года, между тем как подготовка кадров занимает от двух до четырех лет. По словам Татаркова, система макропрогнозирования уже разработана в Петрозаводске и обкатана в нескольких регионах. Со следующего года она будет запущена в рамках программы и в Саратовской области.

Создание ресурсных центров поможет решить проблему модернизации профтехов.

– Мы должны формировать ресурсные центры, которые будут концентрировать в себе необходимую материальную базу для сети образовательных учреждений, – говорит Татарков. – Это не только проще и дешевле. Такие центры более восприимчивы к изменениям рынка. Кроме того, центры смогут выполнять функцию подготовки и переподготовки преподавательского состава.

Такой ресурсный центр уже действует в Балакове на базе Поволжского колледжа технологий и менеджмента, однако он требует дооснащения по направлениям «автомобильный транспорт» и «электроэнергетика». Также в рамках программы планируется создать центр по машиностроению и металлообработке на базе Саратовского техникума промышленных технологий и автомобильного сервиса, ресурсный центр строительного профиля в на базе Саратовского техникума строительных технологий и сферы обслуживания, многопрофильный центр в Энгельсе на базе политехнического техникума и центр сельскохозяйственного профиля в Марксе на базе лицея № 46.

Здесь правительство ожидает поддержки от регионального бизнеса, который и является основным потребителем системы начального и среднего профессионального образования. Как раз сейчас министерство образования региона разрабатывает областную целевую программу по поддержке развития профобразования. Но в одиночку областной бюджет модернизацию не осилит.

– Я считаю, что здесь необходимо двустороннее движение, – комментирует ситуацию министр. – Но наш бизнес пока еще очень молодой, поэтому страдает «детской» болезнью, не до конца осознавая, что инновационным, конкурентным бизнес делают, прежде всего, кадры, а не оборудование.

Чтобы получить современные кадры, надо вложиться в их образование: профинансировать, например, модернизацию ресурсных центров в соответствии с требованиями времени, предоставить своих специалистов для обучения молодежи, принимать студентов училищ на производственную практику. Только тогда выпускники профтехов будут соответствовать требованиям руководителей предприятий. Проще, конечно, прийти на все готовенькое. Но это нерациональная позиция. Средств регионального бюджета на модернизацию системы начального и среднего профобразования недостаточно. Необходимы совместные усилия власти, бизнеса, Торгово-промышленной палаты, Союза промышленников и предпринимателей, профсоюзов.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №41 (441)
Автор статьи:  Алена ШИПИЛОВА
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: