Яндекс.Метрика

Клуб вечной молодости

Клуб вечной молодости

Данный заголовок – это пока рабочее название книги, которая выходит в честь 50-летнего юбилея студенческого клуба Саратовского государственного университета. До начала торжеств еще два месяца, но в кабинете бессменного директора клуба Марка Пинхасика работа кипит давно и почти в авральном режиме – один за другим идут, звонят и предлагают помощь люди, для которых предстоящее событие значит гораздо больше, чем просто круглая дата. В цифре «50» для многих из них сокрыты лучшие годы жизни, бесконечный бенефис студенческой художественной самодеятельности, ну и конечно, вечная молодость.

У Марка Пинхасика в преддверии грядущего юбилея горят глаза. Это ведь его детище стало заметной частью культурной жизни Саратова. Будучи третьекурсником истфака СГУ, в 1961 году он организовал студенческий клуб, которому отдал уже полвека.

– Университетская самодеятельность начала складываться, когда я учился на вечернем отделении истфака, – вспоминает Марк Абрамович. – Во многом это произошло благодаря нашему замечательному куратору Григорию Давыдовичу Бурдею, который сумел нас сплотить. Сложилась атмосфера удивительной дружбы-соперничества между историческим и филологическим факультетами. Я был членом комитета комсомола, ответственным за культмассовую работу. Когда появилась идея создать студенческий клуб, мне предложили возглавить его. С тех пор я являюсь директором клуба, это стало моей жизнью. Я сумел свое хобби превратить в интересную работу, сумел собрать коллектив творческих людей, которые могут проявлять здесь свои таланты. По натуре я лидер, поэтому когда-то сделал выбор, что лучше буду хорошим директором, чем средним преподавателем. Считаю студенческий клуб своим ребенком.

– Сами когда-нибудь участвовали в художественной самодеятельности?

– С шести лет я занимался ею в клубе Карла Либкнехта и в школе. Помнится, выступал с художественным чтением: «Песня о советском паспорте» Маяковского, «Песня о Буревестнике» Горького. А в студенческом клубе я вел концерты. Говорят, неплохо это делал.

– Какой из пяти десятков лет клуба вам наиболее дорог?

– А какой из пяти пальцев руки лучше?

– Но ведь были, наверное, более удачные творческие периоды и менее удачные? Да и в материальном смысле, видимо, не всегда все было одинаково...

– За пять десятков лет было все – и взлеты, и падения. Как в жизни – по синусоиде. Самый сложный период был, когда профсоюзы отказались от поддержки студенческих клубов. Тогда пришлось действительно тяжело. Но все ректоры университета всегда относились к нам с пониманием. Начиная с Романа Викторовича Мерцлина, при котором клуб создавался, и заканчивая сегодняшним ректором Леонидом Юрьевичем Коссовичем. Нам всегда помогали, грех жаловаться. Что касается творчества, то у каждого отрезка были свои герои. Например, в первой половине 1980-х блистали эстрадная студия «Эксперимент», ансамбль эстрадного танца «Дружба», вокальный ансамбль «Ювента», фольклорный коллектив «Праздник». Сегодня тоже есть интересные коллективы: театр «Коллаж», театральная мастерская Андрея Быкова, вокальная студия «Эдельвейс», танцевальные ансамбли «Даймондс», «Меридиан», «3Т». Но если сравнивать условия для реализации сейчас и пятьдесят лет назад, то сравнение будет однозначно в пользу сегодняшнего дня.

– А что в дне завтрашнем?

– Издание книги и празднование юбилея – вот основная моя забота сейчас. Торжества пройдут с 9 ноября по 19 декабря. В них войдут традиционные конкурсы и концерты: открытие нового сезона студклуба, конкурс «Золотая осень», университетская лига КВН, конкурс «Мистер и Мисс СГУ», а также специально подготовленные концерты с участием ветеранов клуба и молодежи. Открытие юбилея состоится в театре оперы и балета, оно пройдет в форме концерта, конечно. Соберутся бывшие студенты университета, те, кто в разные годы имели отношение к нашему клубу, и сегодняшняя самодеятельность. Это прекрасный повод собраться вместе всей творческой клубной элите разных лет. Ныне это известные люди, добившиеся успехов в той или иной сфере общественной жизни: руководители, профессора, министры, режиссеры, заслуженные деятели культуры. В книге, о которой я сказал, будут их воспоминания о своем участии в жизни студенческого клуба. Более семидесяти авторов получается. Планируемого тиража в тысячу экземпляров, думаю, на всех не хватит.

– Какие наиболее громкие фамилии будут значиться среди авторов, если не секрет?

– Если перечислять всех известных людей, которые начинали в нашем студенческом клубе, места в газете не хватит. Для примера можно назвать нашего знаменитого кукольника, художественного руководителя театра «Куклы папы Карло» Саратовской областной филармонии Александра Авдонина или же Александра Пономарева – когда-то студента-физика, а сейчас генерального директора канала ТВЦ. Этот список очень длинный. Мы всегда ждем наших «стариков», особенно радуемся, когда они приводят в клуб детей. По моим подсчетам, в нашем клубе образовались примерно семьдесят семей. И половина их детей продолжают традиции отцов, занимаясь в университете самодеятельностью. И одна из главных задач книги – никого не забыть, не обидеть. В том числе и тех, кто занимался рутинной, административной работой.

– Правда ли, что в клубе СГУ работал нынешний народный артист Александр Михайлов? В каком жанре?

Александр Михайлов приехал в Саратов из Владивостока. Он вел в университетском клубе театр-студию пантомимы и даже поставил в этом жанре «Гамлета».

– В советские времена клуб университета был известен на всю страну. Как удалось добиться такого признания самодеятельному коллективу? Ведь агитбригад подобного уровня было не так много.

– Десять-двенадцать на СССР, не более. Как мы попали в эту обойму? За счет качества репертуара, конечно. За счет тщательного отбора номеров, спектаклей.

– Говорят, тщательный отбор начинался еще на стадии поступления абитуриентов в СГУ.

– Да, в свое время процентов семьдесят поступающих, прежде чем встать на учет в комсомольскую организацию вуза, проходили собеседование в клубе, заполняли соответствующие анкеты. Таким способом мы узнавали, кто какими художественными талантами обладал.

– Правда ли, что вы собирали у своих подопечных зачетки и шли к преподавателям ставить оценки, чтобы они могли побыстрее сдать сессию и вовремя убыть на летние гастроли?

– Такого не было. Но договориться с учителями о переносе того или иного экзамена – это никогда не было проблемой. Ведь большинство преподавателей СГУ тоже прошли школу нашего клуба. Для них это отдельная альма-матер.

– Финансирование поездок было достойным?

– Нам оформляли командировки, выплачивали суточные. Но задача заработать не стояла. Поду­майте только, мы несколько раз были на БАМе, на Байкале, в Магадане, выступали на всех атомных электростанциях, включая Чернобыльскую. Всю страну исколесили вдоль и поперек! Это была своего рода романтика. Сейчас романтика тоже есть, но ее меньше.

– Да, раньше были другие времена, иные ценности. А сегодня что привлекает студентов в художественной самодеятельности?

– Все зависит от организации. Если найдешь ту изюминку, которая будет студентам интересна, они будут репетировать по двадцать четыре часа в сутки. И с этой позиции ничего не меняется даже в сегодняшнее меркантильное время.

Еще многое зависит о того, кто на факультете заведует художественной самодеятельностью. Если это безразличный к творчеству человек, то ничего не будет. У нас же многие преподаватели, как я уже говорил, сами творили на нашей сцене, так что они с удовольствием делятся опытом с молодежью и увлекают ее возможностью открыть в себе новые способности.

– Кого сегодня в художественной самодеятельности больше, исходя из будущей профессии студентов?

– Раньше увлекалось больше представителей естественных наук. Сейчас явно преобладают гуманитарии – философы, психологи. Это факт, который, впрочем, комментировать не мне. Время идет, времена меняются.

– Вы понимаете сегодняшнюю молодежь?

– Пытаюсь. И думаю, у меня это еще неплохо получается, раз они идут ко мне со своими бедами и радостями. Лакмусовой бумажкой в этом отношении является то, как часто открывается дверь моего кабинета. Если они идут сюда, значит знают, что здесь их могут понять, помочь им. Молодежь по своей сути всегда одинакова. Она всегда современная и считает, что все может. По-другому не бывает.

– Студенты зарабатывают выступлениями? Например, на финалы КВН вполне можно было бы продавать билеты.

– Все университетские мероприятия проводятся бесплатно. Но в других местах студенты вполне имеют право что-то зарабатывать при помощи своего таланта. Иногда их приглашают где-то выступить.

– К слову о КВН: как вы оцениваете уровень этой игры в университетской лиге?

– У нас два дивизиона – высший и низший. Соответственно, и уровень у них разный. С 1 по 5 ноября пройдут четвертьфиналы, будет возможность оценить. Но не надо забывать, что это не тот КВН, который показывают по телевизору. Там готовый шоу-продукт, а у нас в большей степени импровизация.

– Что сейчас представляет собой клуб СГУ как организация?

– Это около двух тысяч человек. Примерно по пятьдесят-шестьдесят на каждом из двадцати двух факультетов. Плюс четыре зала – в десятом, двенадцатом корпусах, в корпусе бывшего пед­института, а также в помещении бывшей студенческой столовой на улице Степана Разина. И, к слову, мест для репетиций все равно не хватает. Поскольку в этих же залах проводятся научные конференции, различные совещания, собрания. Однако когда все начиналось, у меня был только стол с единственным ящиком.

– Наверное, совсем не дешево обходится содержание такой серьезной структуры?

– Много денег уходит на костюмы, на ремонт аппаратуры. Нас финансирует университет. А такие мероприятия, как юбилей, конкурсы «Мисс и Мистер СГУ», проводятся с привлечением спонсоров. Как правило, это люди, для которых клуб – часть жизни. Некоторые и сегодня проявляют в нем свои таланты. Они помогают нам молча, не афишируя себя. Это их родной дом, семья.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №38 (438)
Автор статьи:  Иван ПЕТРОВ
Рубрика:  Искусство жить

Возврат к списку


Материалы по теме: