Яндекс.Метрика

Высший пилотаж

Высший пилотаж

19 января подписано передаточное распоряжение о переходе права собственности на 12 тыс. обыкновенных акций (25-процентный пакет) ОАО «Саравиа» от компании «Loial Capital» к ЗАО «Инвестиционный холдинг «Энергетический союз», зарегистрированному в Москве. Официально объявленная цена покупки – 24 млн. рублей, генеральный директор «Энергетического союза» – Аркадий Евстафьев, наш знатный земляк.

По мнению ряда аналитиков, планы нового крупного акционера будут ясны уже в ближайшее время. На данный момент структура пакета акций компании такова: 51% у государства, 25% – у ЗАО «Энергетический союз», 12% – у Вартгеса Вартаняна, остальное – в руках членов коллектива. С сегодняшней долей г-н Евстафьев может лишь инициировать внеочередные собрания акционеров и выдвигать в совет директоров двух своих представителей. И эти кандидатуры станут тестовыми: почти наверняка новый собственник заметит пипиевских верных «личард». Далее, если новый акционер заинтересован проводить в компании активную политику, он постарается прирастить свою долю либо за счет покупки распыленного пакета у персонала компании, либо за счет лоббирования идеи раскрепления госпакета, что при хороших связях г-на Евстафьева с главным приватизатором выглядит вполне реально…

Закрома обетованные

Воздушный роман олиграха Романа Пипия начался в 2002 году. Говорят, причина увлечения небесами была весьма прозаичной: один из богатейших людей губернии не хотел тратиться на содержание личного ЯК-40 в ангарах аэропорта, а потому решил прибрать к рукам всю «конюшню». Оказывая давление на крупных акционеров, он сумел сосредоточить в своих руках 37% акций и при поддержке экс-ГФИ Рината Халикова посадил в кресло директора компании своего бывшего личного пилота Владимира Бокова. В прошлом году Пипия вынужден был вернуть порядка 12% акций бывшему владельцу Вартаняну, ведущему строительный бизнес на территории региона; оставшиеся бумаги, порядка 25%, пошли в контролируемый Пипия «Loial Capital», что дало возможность топ-менеджерам, опять-таки подконтрольным олигарху, заявлять в СМИ, что Пипия ничего в «Саравиа» не имеет. На самом деле его влияние распространялось далеко за пределы 25-процентного пакета…

Именно с влиянием Пипия и действиями его менеджеров связывают далеко не блестящее финансовое положение компании: выведенный в отдельную структуру бизнес по продаже билетов не приносит основной компании ожидаемых доходов в том числе из-за посреднических процентов, которые, по оценкам осведомленных источников, якобы шли на карманные расходы олигарху. Памятен также и скандал с нефтебазой «Зоринская», где находятся на хранении топливные запасы «Саравиа» и где брат олигарха, Мераб, по копеечному договору развернул бизнес, весьма заинтересовавший транспортную прокуратуру. В прессе не раз высказывались мнения, что и прочие бизнес-активы компании, в частности гостиница, работают не на ее благо, а на пользу «отдельных карманов». Резко критиковали и весьма невыгодный для компании договор аренды морально устаревших самолетов ЯК-40, который с подачи топ-менеджмента заключили в прошлом году. Среди причин появления такого договора рассматривалась версия, что устаревшие Яки – личный бизнес топ-менеджеров, которые за счет компании хотят подзаработать на древних машинах. Опять-таки памятны и скандальные публикации об инциденте, случившемся 17 ноября 2006 года, когда во время рейса на Москву отказал один из трех двигателей самолета Як-42. Еще раньше в прессе прошел вал скандальных публикаций о найденном на территории аэропорта трупе женщины, которая замерзла еще осенью 2005-го. Нашли же ее весной 2006-го, причем не работники компании, не ее служба безопасности, а случайный человек.

По бросовой цене

По мнению аналитиков из числа бывших работников «Саравиа», официально указанная цена покупки занижена просто чудовищно. Один из работников компании оценивает только имущественный комплекс, без бизнеса, на сумму порядка 1,2 млрд рублей. Значит, четверть пакета должна стоить не менее 300 млн рублей, а официальная сумма покупки, напомним – 24 млн. Почувствуйте разницу… Еще один актив компании – 220 га земли в неплохом районе, взятые в аренду у государства на 25 лет. Естественно, приватизатору достанется и этот вкуснейший кусок.

Совсем не безнадежным выглядит и собственно бизнес «Саравиа», которое владеет монополией на рейсы в Москву, а также осуществляет привлекательные чартеры за границу. По мнению ряда аналитиков, региональному перевозчику, не дожидаясь поглощения со стороны московских акул, следовало бы вступить в альянс с такими же регионалами и сообща удерживать рынок. Однако этого сделано не было. Следовало также взять в лизинг несколько небольших самолетов, чтобы расширить линейку чартеров, но и этого топ-менеджеры не сделали, а навязали компании маловместительные, морально устаревшие Як-40, которые не пускают за границу по требованиям ИКАО. Будущее компании при традиционной уже пассивности государства предсказать сложно: возможно, через нового крупного акционера к власти придут московские операторы, возможно, сам г-н Евстафьев займется непрофильным бизнесом, что маловероятно, возможно, произойдет раскрепление госпакета, а может быть и такой вариант, как в случае с «Ликсаром»: реально г-н Пипия никуда не ушел. Тогда о будущем «Саравиа» как самостоятельной компании говорить не имеет смысла…

Комментарий

Виктор БУДЫЛЕВ, главный федеральный инспектор по Саратовской области, член совета директоров ОАО «Саравиа»:

– Действительно, 19 января было подписано передаточное распоряжение и 25-процентный пакет обыкновенных акций компании сменил владельца. Им стало ЗАО «Инвестиционный холдинг «Энергетический союз», зарегистрированное в Москве и возглавляемое Евстафьевым Аркадием Вячеславовичем. Могу также сказать, что поток скандальных публикаций по поводу «Саравиа», возможно, приведет к тому, что на ближайшем заседании совета директоров представители государства в лице «Роснедвижимости» потребуют объяснений у топ-менеджмента компании.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №3 (212)
Автор статьи:  Наталья МАУС
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: