Яндекс.Метрика

Гергиевский состав

Гергиевский состав

Роскошным подарком саратовским зрителям назвал министр культуры области Владимир Синюков приезд в наш город прославленного оркестра Мариинки под руководством легендарного Валерия Гергиева.

Саратовская областная филармония имени Шнитке пригласила меломанов на концерт Десятого Московского Пасхального фестиваля, художественным руководителем которого является Валерий Гергиев. Маэстро более чем успешно руководит и одним из лучших в мире – Мариинским театром.

Фестиваль был благословлен еще Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, и из Московского постепенно превратился в Национальный. Ежегодно он становится кульминацией столичного музыкального сезона, «привлекая крупнейших мировых звезд, представляя разнообразные и насыщенные программы, уделяя особое внимание благотворительным проектам». От 20 до 100–120 концертов и премьер – так выросла его афиша.

Юбилейный пасхальный фестиваль уже приобрел международный масштаб. Около 40 городов России, пять столиц (Москва, Киев, Минск, Вильнюс, Астана), бывшая столица Алма-Ата – география поездок гергиевского состава. На специальном «фестивальном» поезде прибыл петербургский оркестр из Москвы, где накануне в рамках фестиваля дал два концерта. Саратов оказался первым городом на его пути. Перед началом концерта журналисты встретились с маэстро Гергиевым и солирующим в концерте Шостаковича для фортепиано с оркестром Олли Мустоненом – музыкальной звездой Финляндии первой величины.

Валерий Абисалович начал свое общение с прессой воспоминаниями: был в Саратове 30 лет назад и дирижировал «Озорными частушками» Щедрина, которые оркестр сыграл и в этот саратовский вечер. То выступление проходило в зале филармонии, который, как известно, сгорел. Маэстро подчеркнул, что хороших концертных залов в России вообще мало. Притом, что в Испании за последние 20 лет построено 25 залов, 100 насчитывается в Японии. Надо на всех уровнях решать вопрос о восстановлении главного концертного зала Саратова.

Говоря о значении Пасхального фестиваля, дирижер заметил, что дело не в его личных амбициях, а в том, что это действительно большое событие для всех любителей музыки на таком большом культурном пространстве (пять стран!). То, что на фестивале снова прозвучит Родион Шедрин, не случайно. Их объединяют не только долголетние творческие связи, но и личные, дружеские. Мустонен тоже большой друг Щедрина и Мариинского театра, который никогда не ограничивался театральным репертуаром. У него в багаже – огромный симфонический запас. Театральные же щедринские произведения представлены в репертуаре Мариинки, как и самые «идущие» композиторы (Мусоргский, например): «Очарованный странник», «Анна Каренина», «Конек-горбунок», великое произведение мирового репертуара «Мертвые души».

Отвечая на вопрос журналиста о сверхзадачах фестиваля, маэстро Гергиев отметил, что они «выступают в культурных столицах, и границы тут не имеют никакого значения». Главный посланник – музыка. В Киеве афишу повесили за день до выступления. Но зал был переполнен, особенно много пришло студентов. Поделился дирижер и впечатлениями от недавних выступлений в Японии: «Публика очень подготовленная, это люди высокой дисциплины и культуры». Его спросили о любимых композиторах. «Дирижер не может дирижировать произведениями, которые ему не нравятся! – ответил он. – Но, может быть, Прокофьев чуть ближе, чем Стравинский. В солнечном Прокофьеве больше «русскости». Но и Шостакович не уступит – тоже близок».

И снова маэстро вернулся к имени Щедрина: «Играем и будем играть, чтобы в мире не казалось, что в России музыка остановилась со смертью Шостаковича. С удовольствием играем мы и ныне здравствующего француза Дютийе, не скатываясь к сценарию исполнения только популярных композиторов».

Используя каждый вопрос как трамплин в рассуждениях о времени и о культуре, Гергиев говорил много, содержательно, темпераментно. Говорил, что очень любит провинциального зрителя. Для коллектива, уже проделавшего сотни километров и собирающего проделать тысячи в своем музыкально-железнодорожном составе, это не пустые слова. Восхитившись преданностью оркестру и театру нашего Юрия Кочнева (руководит оперным театром 36-й год) и дерзости замыслов (ставит масштабную «Орестею»), маэстро выразил готовность к совместным проектам.

Концерт, который дал оркестр Мариинки, поразил не только виртуозной игрой музыкантов, не только эффектностью соло пианиста, мощью трубы Тимура Мартынова, не только экспрессивным, невероятно выразительным дирижированием самого Гергиева, а той доброжелательностью к любителям настоящей музыки, с какой утомленные дорогой исполнители играли на бис, и не единожды. А ведь через час поезд уже увозил их в Оренбург.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №16 (416)
Автор статьи:  Ирина ВИКТОРОВА, фото Алексея ЛЕОНТЬЕВА
Рубрика:  Афиша

Возврат к списку


Материалы по теме: