Яндекс.Метрика

«Конное» начало

«Конное» начало

1 мая 1881 года в Саратове открылось движение конно-рельсового общественного транспорта. Первым городским видом общественного транспорта смело можно назвать конку, появившуюся в конце XIX века. Ее предшественники – специальные кареты дилижансов и омнибусы на конной тяге. Но они были громоздкими, их рейсы – дальними и без постоянного маршрута.

Основные городские пассажироперевозки осуществлялись извозчиками, тогдашним аналогом современного такси. Но далеко не все жители могли себе позволить отдельный экипаж. Да и извозчики «как вид транспорта» к концу XIX века уже перестали отвечать нуждам Саратова.

Идея поставить «общественные кареты» на рельсы появилась еще в первой половине позапрошлого столетия, после возникновения железных дорог. Использование лошадей в качестве тягловой силы позволяло устранить неудобство и опасность паровых двигателей. Вместе с тем появлялись преимущества перевозки грузов по рельсам.

В 1831 году французский инженер Луба предложил прокладывать рельсовые пути по улицам больших городов для перевозки лошадьми легких пассажирских вагонов. В Нью-Йорке он организовал компанию по строительству конно-железных дорог. Через полтора года после этого первый вагон конки двинулся по маршруту Нью-Йорк – Гарлем. Вскоре новый тип железных дорог распространился по Европе. А в 1836 году мещанин Эльманов, как бы в виде протеста против намерений ввести в России паровой двигатель, спроектировал первую в нашей стране конно-рельсовую дорогу.

Конка представляла собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный. Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей. В местах, где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали форейторы (обычно мальчики-подростки), которые подпрягали ещё одну-две пары лошадей и помогали преодолеть трудное место.

Рельсы для конки в России использовались плоские и желобчатые, на деревянных лежнях. Для загородных колейных дорог русский изобретатель И. Ливчак предложил оригинальную конструкцию: обитые железом деревянные рельсы укладываются на деревянном полотне из прочно связанных брусьев с дощатым настилом.

К концу XIX века конка действовала в большинстве крупных городов России: Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Саратове, Екатеринбурге, Ростове, Новгороде и т.д. Общая протяженность коннорельсовых путей на 1890 год составляла около 600 км.

Линии конки в нашем городе проходили по Московской, Никольской (Радищева), Константиновской (Советской), Большой Сергиевской (Чернышевского), Ильинской (Чапаева) и Астраханской улицам. Интервал движения на всех маршрутах составлял 10 минут. В 1885 году право на эксплуатацию рельсовых путей, длина которых к тому времени достигла 20 верст, перешло к частной коммерческой компании «Блюммер и Ко».

За три десятка лет своего существования конка показала себя как удобный и доступный вид городского общественного транспорта. Но время и техническая мысль не стоят на месте: утвержденный в 1914 году план строительства электрического трамвая положил конец «конному» веку.

По материалам сайтов www.sarbc.ru, www.wikipedia.ru, www.vrn-histpage.ru


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №14 (274)
Автор статьи:  Анна МУХИНА
Рубрика:  Память/История

Возврат к списку


Материалы по теме: