Яндекс.Метрика

Выше неба

Выше неба

С 1 июня во всех крупнейших авиакомпаниях введена система электронных билетов (e-tickets). Новшество упростит жизнь как пассажирам, так и авиаперевозчикам. Во-первых, такой билет нельзя потерять или украсть – основная информация надежно сохранена в электронной базе авиакомпании. Во-вторых, на регистрацию можно прийти только с паспортом. Электронные билеты позволят авиаперевозчикам сократить расходы до $9 на пассажира.

Рекомендации по e-tickets были сформулированы IATA (Международной ассоциацией пассажирских перевозок). В организацию сейчас входят крупнейшие воздушные перевозчики мира. Поэтому систему электронных билетов небольшие авиакомпании России в ближайшее время не введут. Ее внедрение дело добровольное для каждого конкретного перевозчика.

Однако, по мнению генерального директора ОАО «Саратовские авиалинии» Александра Бокова, рано или поздно e-tickets придут и к нам – у них серьезные перспективы. Билет на самолет можно будет приобрести, не выходя из офиса. Электронные базы данных позволят компаниям отслеживать постоянных клиентов и учитывать пожелания каждого конкретного пассажира, вплоть до выбора еды и напитков во время полета. Кроме того, увеличится пропускная способность аэропортов.

Однако пока есть ряд нерешенных вопросов. А именно – при введении этой системы у авиаперевозчиков выпадает бланк строгой отчетности, что пока неприемлемо для налоговой службы. Законодательство в данной сфере еще не отрегулировано.

Да и оборудование для e-tickets очень дорогое – не каждая авиалиния может его купить. Кроме того, необходимо обучить сотрудников работать с электронными базами данных, провести тестовые рейсы, что тоже затратно.

– Если в мире активно пользуются электронными билетами, то в нашей стране ни в одной из авиакомпаний система пока еще не введена полностью, – подчеркивает Александр Боков, – тем не менее работа по внедрению электронного билетооформления в «Саравиа» ведется, и в конце этого года планируется проведение тестовых продаж.

В среднем, обычный бумажный бланк билета обходится в 100–150 рублей с учетом выплат агентам по продажам. E-tickets позволят скинуть со стоимости только эту сумму. Между тем с начала этой недели перелет в Москву из Саратова по расценкам «Саравиа» обходится клиенту компании уже в 5850 рублей. Понятно, что сравнительно небольшая сумма затрат на бланки для большинства пассажиров окажется незаметной.

Основная цена билета более чем на 50% формируется из стоимости авиатоплива, которая, в свою очередь, находится в прямой зависимости от роста или падения цен на нефть.

– С сентября по май керосин подорожал на 70%, – отмечает гендиректор ОАО «Саравиа». – Мы же за этот период подняли тарифы только на 30%.

Сейчас за тонну топлива для самолетов перевозчик платит 35 000 рублей, а на перелет из Саратова в Москву уходит 4–4,5 т. Между тем местная авиакомпания осуществляет рейсы и на более дальних направлениях, например в Сургут. И пассажирская загрузка далеко не везде бывает полной.

– По поводу роста цен на «черное золото» у меня мрачные настроения, – говорит Александр Боков. – На мой взгляд, 135 долларов за баррель – это мыльный пузырь. И весь этот ажиотаж вокруг нефти создан биржевыми спекулянтами искусственно. Экономических предпосылок для такого резкого скачка цен нет. Может быть, тут замешана некая международная политика, но отражается она на нас с вами.

Конечно, сказывается это и на рентабельности авиаперевозок. При доходе в 995 млн. рублей в год, чистая прибыль «Саравиа» составляет всего 16 млн. Все остальное уходит на налоги, аренду аэродрома, заработную плату сотрудников, топливо и техническое обслуживание самолетов. Вдобавок в любой компании, использующей ЯК-42, самолет проходит капремонт через каждые 10 тыс. часов налета. По времени этот процесс занимает около полугода и является крайне затратным. В расходы следует включить и тренировочные полеты – каждый пилот обязан осуществлять их, чтобы не терять навыки.

В принципе, проблему рентабельности можно решить за счет повышения класса аэропорта и использования экономически более эффективных воздушных судов. Но в данный момент это технически невозможно. Самый тяжелый самолет, который способен принять саратовский аэродром – ЯК-42. В сравнении с американскими «Боингами» он невелик.

Сейчас саратовский аэропорт занимает 223 га. При нынешнем его расположении на горе возможностей для дальнейшего развития нет.

– Если на наш аэродром сядет «Боинг», Саратов лишится «Молочки», – шутят сотрудники аэропорта.

Правительство области в течение последних лет решает вопрос строительства нового аэропортового комплекса. В 90-х годах планировалось даже, что он расположится на месте энгельсской военной базы. Но если раньше все ограничивалось словами, то сегодня дело сдвинулось с мертвой точки.

Как говорит министр по развитию транспортного комплекса Саратовской области Сергей Шейкин, в прошлом году из регионального бюджета были выделены средства на поиск площадки под новый аэровокзал. Его строительство запланировано в районе пос. Сабуровка. Несмотря на то что участок находится в правобережье, известном своими коварными холмами и оврагами, министр заверил: место идеально подходит для аэровокзала. Там возведут аэропорт площадью 380 га с перспективой дальнейшего развития.

– Это будет аэропорт международного класса, способный принять самые тяжелые воздушные суда вплоть до «Боингов», – рассказывает Шейкин. – Но чтобы он появился, необходимо пройти ещё несколько этапов. Во-первых, следует разработать обоснование инвестиций. Из федерального бюджета на эти цели выделено 50 млн. рублей. Проектную организацию, которая займется подготовкой обоснований, выберут по конкурсу. После того как положительное заключение будет вынесено – будет дан старт строительству аэропорта.

В нынешней ситуации, когда «Саравиа» является монополистом на саратовс­ком рынке авиаперевозок, снижения цен на билеты, скорее всего, не произойдет. Этому не поможет даже введение электронных билетов. Строительство нового аэропорта позволит работать по иному принципу: авиакомпании – отдельно, аэровокзал – отдельно. Здоровая конкуренция будет стимулировать авиаперевозчиков к поиску оптимального баланса между тарифами и качеством услуг.

Кстати

Авиаперевозки пользуются в мире все большей популярностью. Ежегодный мировой прирост количества пассажиров воздушного транспорта составляет 7%. В РФ этот показатель значительно выше. Каждый год ещё 20% жителей страны в качестве способа путешествовать выбирают воздушные суда общероссийских и региональных компаний. При этом несколько сдерживают рост слишком высокие цены – не все наши соотечественники могут купить билет. По статистике авиаполеты – достаточно безопасный вид передвижения.

Вы никогда не задумывались о том, почему цены на одно и то же направление разнятся даже в одной авиакомпании? Все просто: чтобы купить более дешевые авиабилеты, нужно запланировать свое путешествие на те рейсы, которые продаются по меньшей цене.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №20 (280)
Автор статьи:  Полина ПШЕНИЧНАЯ
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: