Яндекс.Метрика

Идея от IKEA

Идея от IKEA

Мебель, продающаяся в этой шведской сети, не отличается особым дизайном. Но как только IKEA открывает свои двери в очередной стране, люди бегут покупать мебель у Ингвара Кампрада. Они кричат, что она им не нравится, но не могут устоять перед … чем? Самым справедливым ответом было бы – низкими ценами. Но не только в них дело.

Инструкция по сборке

Родился Ингвар в далеком 1926 году в маленьком шведском городе Эльмхульт. В его роду уже были предприниматели, правда, не очень успешные. Дед с бабушкой занимались торговлей, а сам Ингвар уже с детства проявлял интерес к товарно-денежным отношениям. Так, в возрасте примерно 5 лет будущий основатель IKEA продавал спички. В школьном возрасте он перепробовал массу занятий, торгуя то рыбой, то семенами, брусникой и даже рождественскими открытками. Вероятно, что это и была его настоящая школа. Ведь у Ингвара Кампрада нет высшего образования.

В 1943 году была основана первая и главная компания шведа – IKEA, которая торговала авторучками из Франции. Название IKEA является аббревиатурой. Первые две буквы – это инициалы самого Кампрада, третья буква означает название компании отца Ингвара, а четвертая – церковный приход, в котором состоял молодой швед.

В конце 40-х годов Ингвар Кампрад обратил внимание на дороговизну мебели в Швеции. Из-за этого она была для многих если и не предметом роскоши, то уж точно большой покупкой. Он решил исправить это, преобразовав IKEA в мебельный магазин. Для начала будущий миллиардер разобрался с тем, где можно приобретать самую простую и дешевую мебель в стране – стулья, столы и т.д. При этом, каждой вещи Кампрад давал имена, что в то время было в новинку. Такой ход в какой-то мере позволил IKEA выделить свою мебель на фоне конкурентов. Кстати, специально разработанной для этого системой в компании пользуются до сих пор – например, у столов и стульев мужские имена, у мебели для ванной – названия скандинавских рек и озер, а у шкафов – различных профессий.

Благодаря неплохому объему продаж, Ингвар получил достаточно средств для приобретения собственного завода. Он покупает небольшой завод в Швеции в 1951 году и начинает выпускать еще более дешевую мебель. Конкуренты были разъярены – национальная ассоциация продавцов мебели начала давить на местных поставщиков, работавших с IKEA. Они сумели уговорить их прекратить сотрудничество с молодой компанией. И разочарованный Ингвар стал закупать большую часть деталей для мебели в Польше. Такой подход позволил еще больше снизить издержки, несмотря на транспортные расходы.

Кстати, о перевозке. Следующим шагом Кампрада стал отказ от доставки мебели покупателям. Для этого компании пришлось изменить свой продукт кардинальным образом, сделав его сборным. При этом сборка мебели из IKEA всегда отличалась крайней простотой – даже ребенок с инструкцией мог разобраться, что к чему.

На подобную идея Ингвара натолкнула наблюдательность. Легенда гласит, что швед увидел, как один из чертежников компании складывает свой рабочий стол в багажник автомобиля. Теперь основатель IKEA точно знал, как решить проблему с доставкой мебели.

Только пригород

В 1951 году выходит первый печатный каталог с продукцией компании. Уже тогда он разбрасывался по почтовым ящикам Швеции. Ингвар Кампрад установил, что цены, указанные в каталоге, не должны повышаться в течение года. В 1952 году на проходящей каждый год в Стокгольме ярмарке St. Frik Ингвар Кампрад впервые показал мебель по сверхнизким ценам. Страна была в шоке.

Посетив США, Ингвар познакомился со знаменитыми магазинами Cash & Carry, расположенными в пригородах. Именно подобную систему развития выбрал легендарный швед. Он посчитал, что людям с автомобилями не сложно добираться до пригорода, чтобы купить дешевую мебель. Магазины, построенные в форме огромных складов, должны работать по системе самообслуживания, с применением консультантов. Сначала в Стокгольме, а затем и в других городах открылись первые торговые залы IKEA.

В 1963 году IKEA выходит на зарубежный рынок, начиная свою экспансию с Норвегии. Кроме того, в 60-е годы в магазинах компании была введена система контроля качества, позволившая продукции компании быть признанной самой качественной в Швеции рядом авторитетных журналов. Вскоре последовало открытие первого магазина IKEA в Швейцарии. Ингвар Кампрад вырвался за пределы Скандинавии.

Рецепты успеха

Залог успеха компании – грамотно организованное сотрудничество между дизайнерским и производственным отделами. Оба зависят друг от друга, а благодаря совместной работе они заранее отбраковывают все неприемлемые варианты, которые могут затруднить разработку продукта, или привести к повышению цены на него. Уже в момент планирования новых продуктов в компании определяют, какие средства могут выделить на новый продукт, и как можно их сэкономить.

Кампрад всю жизнь старался минимизировать издержки. И у него это отлично получается. При этом надо понимать, что свои цены IKEA подстраивает под будущих клиентов – среднестатистическую европейскую семью. В компании проводят множество исследований, в ходе которых определяют, сколько такая семья может потратить денег на тот или иной товар, и уже исходя из этих данных планируют его разработку.

Как шведский производитель мебели сумел захватить мир? Изначально играя на стратегии низких цен компания давала среднему классу ровно то, что тот и ожидал. Ингвар Кампрад не зря избрал для себя стиль жизни далекий от привычного образа жизни миллиардера. Благодаря этому он всегда знал, чего хотят люди среднего достатка. Дешевая, функциональная, вполне сносная, выделяющаяся мебель. Вот что такое IKEA. Кампрад был одним из первых европейцев, взявших на вооружение подход американских Cash & Carry, располагавшихся в пригородах. Наконец, IKEA постепенно обрастала рядом дополнительных сервисов, востребованных на местном уровне. Например, кафе в магазинах, которые помогали людям прийти в себя после долгой дороги, или аренда специальных велосипедов для доставки мебели в Копенгагене.

Сегодня компанией управляют сыновья Ингвара. Сам же престарелый миллиардер находится в отпуске. Хотя, это вовсе не значит, что он никак не влияет на компанию. Вероятно, что какие-то предложения в деятельность IKEA он вносит до сих пор. А если нет… что же, он заслужил свой отпуск!


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №44 (397)
Рубрика:  Память/История

Возврат к списку


Материалы по теме: