Яндекс.Метрика

Анатомия долга: как взыскать положенное?

Анатомия долга: как взыскать положенное?

Сегодня российское правительство многое делает для того, чтобы расчеты за потребленные теплоэнергоресурсы велись на основании показаний приборов учета. На их установку из бюджетов выделяются миллионы рублей. Власть добивается прозрачности в расчетах управляющих компаний. Уже с 23 сентября этого года действует постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении стандарта раскрытия информации». Теперь любая компания, которая осуществляет деятельность в сфере управления многоквартирными домами, обязана полностью раскрывать информацию о своей деятельности перед населением. Вплоть до того, с кем был заключен договор на вывоз снега.

Но при этом и население не должно игнорировать своих обязанностей. Как достучаться до злостных неплательщиков? Как привить им культуру платежей? Об этом размышляли участники круглого стола, организованного министерством строительства и ЖКХ на прошлой неделе, на тему «Пути снижения задолженности жителей области за жилищно-коммунальные услуги».

В обсуждении темы приняли участие и. о. министра строительства и ЖКХ области Денис Филиппов, заместитель генерального директора ООО «Саратовская газовая компания по реализации газа и работе социально значимой категории потребителей» Сергей Андриянов, начальник юридического отдела ООО «Саратовская газовая компания по реализации газа и работе социально значимой категории потребителей» Алексей Вахлаев, начальник отдела организации исполнительного производства управления федеральной службы судебных приставов Светлана Аракчеева, и. о. генерального директора Ипотечной корпорации Саратовской области Светлана Мокеева.

«Там, где есть должники, не надо говорить о качестве услуг»

Денис ФИЛИППОВ, и. о. министра строительства и ЖКХ области:

– При вхождении в отопительный сезон важны не только качественная подготовка и модернизация инженерной инфраструктуры, но и оперативное решение проблем по погашению задолженностей управляющих компаний за поставку энергетических ресурсов.

Тема эта становится особенно актуальной в связи с началом отопительного сезона. Ведь платежи населения – это главный источник финансовых средств для выполнения работ по подготовке к зиме жилищно-коммунального хозяйства. Сегодня долги потребителей за жилищно-коммунальные услуги уже достигли порядка 1,893 миллиарда рублей, что не позволяет предприятиям ЖКХ в полном объеме проводить ремонт и замену изношенных сетей. А это, в свою очередь, влияет на качество предоставляемых услуг. В домах, где жильцы задолжали значительные средства за ЖКУ, трудно говорить о качестве этих услуг. Граждане, которые своевременно не оплачивают коммунальные услуги, ставят под угрозу возможность получения качественной услуги соседями, которые являются добросовестными плательщиками.

Что же делать, чтобы повысить культуру платежей? Как добиться, чтобы платежи за коммунальные услуги были обязательными?

Мы знаем, что управляющие компании стараются систематически напоминать гражданам об их обязательствах. Нередко доходит и до судебных разбирательств. В суды уже было подано 15 933 иска на злостных неплательщиков, но пока лишь по 8 тысячам из них взысканы долги – 193 миллиона рублей. Очевидно, что нужно включать и другие механизмы для повышения платежной дисциплины. Население должно платить за жилищно-коммунальные услуги и другие энергоресурсы добровольно, регулярно и в полном объеме, не дожидаясь вмешательства судебных органов.

Необходимо формировать у населения культуру оплаты полученных энергоресурсов и услуг. С этой целью при администрациях муниципальных районов созданы постоянно действующие комиссии по работе с задолжниками. Они совершают поквартирные обходы, вручают должникам предписания, направляют уведомления на предприятия, где они работают, ограничивают их в получении коммунальных услуг.

Но этого недостаточно. На мой взгляд, нужно прививать культуру ответственности перед другими людьми, тем более что эта проблема затронула многие сферы жизни, не только ЖКХ. Аналогичную линию можно проводить и по обязательствам, связанным с платежами по ипотечному жилищному кредиту.

«Неотвратимость наказания – самый эффективный метод»

Сергей АНДРИЯНОВ, заместитель генерального директора по реализации газа и работе с социально значимой категорией потребителей ООО «Саратовская газовая компания»:

– Миллиардный долг – это задолженность прошлых лет, между тем текущей задолженности со стороны управляющих компаний практически нет. А вот с населением нам постоянно приходится работать, чтобы не допускать увеличения задолженности. Сейчас текущие долги населения составляют 497 миллионов рублей. При этом уровень платежей достаточно высокий – 99,4%. Считаю, наш опыт по сбору платежей можно рекомендовать и управляющим компаниям.

Должен сказать, что еще несколько лет назад у нас уровень оплаты был чуть выше 50%. Но постепенно выстроилась четкая система сбора платежей. За счет чего мы этого достигли? Не скрою, за счет жестких мер – отключения неплательщиков. Всего с 2005 года по октябрь этого года было отключено около 30 тысяч абонентов. Их задолженность составляла 250 миллионов рублей. Только за 10 месяцев этого года отключено 7 тысяч абонентов с задолженностью на сумму 61 миллион рублей. Конечно, после того, как должники расплатятся, их снова подключают.

Вначале мы не находили понимания в правоохранительных органах, в службе судебных приставов, которые не всегда принимали наши заявления. Но сегодня и практика сложилась, и наше взаимодействие с судебными приставами совершенствуется. Раньше человек просто не открывал дверь, и никто не мог к нему войти – доступ в жилище охраняется законом. Это правильно. Но когда дело касается вопросов безопасности других людей, законодательство предоставляет нам право доступа, например, к газовому оборудованию, установленному в доме.

Ведь менталитет нашего человека пока такой: если можно не платить, он платить не будет. Считаю, что заставить его сделать это может только неотвратимость наказания – наша совместная работа с судами, мировыми судьями, со службой судебных приставов.

Думаю, что и управляющим компаниям не мешало бы воспользоваться нашим опытом. У меня была встреча с председателем ЖСК, имеющего большую задолженность за коммунальные услуги. А ведь в доме проживают вовсе не маргиналы, а вполне платежеспособные люди, которым по карману и зарубежный отдых, и покупка нового автомобиля. Из-за неплательщиков, в конечном счете, страдают соседи, в большинстве своем законопослушные. Но председатель даже ни разу не обращалась в суд с иском против злостных должников! Почему? Ведь она наверняка выиграла бы такого рода иски, в судах это становится обычной практикой. Возможно, не хватает юридических знаний? В таком случае, возможно, при министерстве строительства и ЖКХ надо организовать консультативную помощь для управляющих компаний.

«Закон дает нам право»

Алексей ВАХЛАЕВ, начальник юридического отдела ООО «Саратовская газовая компания»:

– В 2008 году Правительством РФ была принята специальная норма в части доставки газа населению, где несколько упростился порядок прекращения поставки газа населению за неоплату. Если раньше для отключения требовалось 6 месяцев неоплаты, то сейчас законодательство сократило этот период до 3 месяцев. Уведомления злостным неплательщикам высылаем не позднее чем за 40 дней до отключения, ждем до 20, после чего совместно со специалистами газовой компании приходим по данному адресу. Если наших специалистов не допускают к оборудованию, то подаем документы в суд. Правила поставки газа дают нам возможность ее приостанавливать. Есть случаи, когда упорные должники самовольно подключатся вновь, однако это наказывается законом. С 2007 года действует 158-я статья Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за самовольную врезку и хищение газа, ведь при этом подвергаются угрозе взрыва проживающие рядом граждане.

Сегодня в Саратове вступили в законную силу 4 приговора суда за самовольную врезку. По одному из приговоров предусмотрены исправительные работы. Причем при оглашении вердикта судьей было заявлено, что если лицо не будет являться на исправительные работы, то меры будут заменены лишением свободы.

Таким образом, мы в рамках правового поля добиваемся своего права получать деньги за поставленные ресурсы.

«Собрался в Турцию? Сдавай билет!»

Светлана АРАКЧЕЕВА, начальник отдела организации исполнительного производства управления ФССП:

– Взыскание коммунальных платежей – одно из важнейших направлений деятельности Управления ФССП по Саратовской области, которое стоит на особом контроле нашего руководства. По итогам работы за 8 месяцев нашим управлением было окончено 5,5 тысячи исполнительных производств на сумму свыше 57 миллионов рублей.

Судебные приставы в рамках своих полномочий применяют разнообразные меры к должникам – это и арест имущества, и ограничение права на выезд за пределы страны. Районные отделы используют и такой метод, как дежурство на автовокзалах, проверяют по различным видам исполнительных документов и выезжающих, и приезжающих на предмет наличия у них долга. Есть примеры, когда по нашему запросу милиция, РЖД сообщали о том, куда и когда наш «клиент» приобрел билеты. Это является доказательством злостности должника. Бывало, что наша служба отнимала наличные денежные средства у должников уже в поезде.

Действенная мера – арест сотовых телефонов. У нас заключены соглашения с операторами сотовой связи, от них мы узнаем номера сотовых телефонов неплательщиков, уведомляем их о наличии задолженности.

На место работы можем направить постановление об удержании заработной платы в размере 50%.

По заключенному с УФМС соглашению наша служба ограничивает выезд должников за границу. Граждане, к которым применялась данная мера, а таковых было 120 человек, уже более чем на 2,5 миллиона рублей погасили задолженность по различным категориям платежей только в этом году.

Автолюбителям, которые забыли о своем долге, мы напоминали о нем, дежуря на стационарных постах ДПС. Останавливали машины, пробивали по базам, могли наложить арест на транспортное средство. С октября такая проверка проводится во время прохождения техосмотра, получения прав автолюбителя.

Многие граждане порой проявляют сознательность и перед поездкой за пределы области сами к нам обращаются, выясняют, не числится ли за ними какой-либо должок, о котором они забыли. Мы, естественно, не можем на нашем интернет-сайте вывесить всю базу данных по должникам, этого нам не позволяет Закон о персональных данных. Но на сайте указаны телефоны, по которым можно обращаться.

В июне мы проводили координационное совещание по собираемости коммунальных платежей. Присутствовали представители ВоТГК, крупных должников из ТСЖ, управляющих компаний. Рассматривались проблемные вопросы, связанные со взысканием задолженности по ЖКУ. Конечно, если квартира у должника является единственной, то, согласно 336-й статье Гражданского кодекса, мы не вправе на нее наложить арест. Но имущество вполне можно арестовать. Это заставляет людей вспомнить о своих долгах и начать их гасить.

В России создаются прецеденты и по выселению должников из квартир. Так, в апреле этого года в Петрозаводске рассматривалось в суде два иска. До выселения, впрочем, дело не дошло: в ходе судебного заседания граждане расплатились.

В Заводском районе Саратова готовился в прошлом году иск о выселении, там имела место задолженность на сумму более 30 тысяч рублей. Долг также был полностью погашен.

Управляющим компаниям можно посоветовать вывешивать в подъездах списки квартир, где живут злостные неплательщики (фамилии нельзя, закон о персональных данных не позволяет). Из-за этих квартир могут отключить свет, газ, тепло во всем доме. Так что пусть соседи сами повлияют на несознательных.

Что касается долгов по ипотечным займам, то здесь судебные приставы обычно арестовывают и реализуют заложенные квартиры, в этом году таких случаев было более 20.

Владимир МОИСЕЕНКО, руководитель отдела по связям с общественностью управления ФССП:

– Ко всем вышеперечисленным мерам могут добавиться и другие. Сейчас на федеральном уровне активно обсуждается вопрос о временном ограничения прав на приобретение охотничьего оружия, лицензии на охоту, а также водительских прав. Опыт других стран показывает, что эти меры очень действенные.

«От прессы здесь очень много зависит»

Олег ЗЛОБИН, редактор газеты «Новые времена в Саратове»:

– В прессе все чаще появляются репортажи о действиях судебных приставов. Конечно, они не всегда однозначны. С одной стороны, СМИ традиционно защищают и должны защищать слабых, обиженных. Но, действительно, необходимо формировать и культуру обязательств у людей, пропагандировать это. Это очень серьезное дело. Годами само государство делало так, что у людей сформировалось негативное отношение, неприятие самого понятия обязательств. Для возрождения культуры исполнения обязательств нужна долгая и серьезная работа, не одна серия публикаций. Мы готовы подключиться к этой работе. От прессы здесь очень многое зависит.

«Новоселье справляйте после расчета за квартиру»

Светлана МОКЕЕВА, и.о. руководителя ИКСО:

– Наша компания помогает людям в приобретении жилья. За девять месяцев только этого года в Саратовской области выдано 3 650 кредитов на улучшение жилищных условий на общую сумму 3,33 миллиарда рублей. Это в 2,8 раза больше, чем за аналогичный период 2009 года. В рамках социальной ипотеки выдано 313 кредитов, из которых 129 займов выдано компанией ИКСО.

Однако, справив новоселье, некоторые не торопятся выполнять обязательства и платить по кредитам. В Ипотечной корпорации таких заемщиков меньше, чем в других регионах, но все же они есть. Напоминаю должникам, что в отношении них также могут быть применены меры службы судебных приставов: ограничение на выезд за рубеж, арест и реализация заложенного недвижимого имущества.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №40 (393)
Автор статьи:  Татьяна ТАЛАЛАЕВА, фото Игоря ЧИЖОВА
Рубрика:  ЖКХ

Возврат к списку


Материалы по теме: