Яндекс.Метрика

Сочи: курорт или мегаполис?

Сочи: курорт или мегаполис?

По мере приближения сроков Олимпиады 2014 года все ярче выявляются проблемы будущей Олимпиады. Кризис поубавил сил инвесторов. И вот уже никто не берется насыпать некогда предполагаемые острова в море, вместо двухколейной скоростной железнодорожной магистрали из Адлера в Красную поляну будет проложена одноколейка, не увидим мы и некоторых спортивных объектов, некогда предлагавшихся на очередных международных инвестиционных форумах. Этому многие даже рады, т.к. все это в результате сэкономит народные деньги. Особенно рады экологи, ведь такой проект как насыпные острова нанес бы природе непоправимый удар.

О гостиницах

Любители зимнего спорта уже забеспокоились о брони в гостиницах и билетах на соревнования. И вполне обоснованно.

Старейшая в Сочи гостиница «Приморская» еще до решения МОК о проведении игр в Сочи предложила бронировать номера на 2014 год. Тогда это все восприняли как рекламный ход и хорошую шутку. Однако сегодня уже не до шуток. «Наверное, хорошо, что тогда никто не решился забронировать номер, – говорят в администрации гостиницы. – Ведь после решения МОК нас буквально накрыла волна телефонных звонков. Но было уже поздно».

А дело в том, что после подписания договора с МОК гостиницы не имеют права продавать самостоятельно места – только по согласованию с Олимпийским комитетом. Бронирование олимпийских гостиничных номеров, как показала мировая практика, начинается за 12 месяцев до начала игр. Но даже если вам удастся забронировать номер сейчас, то где гарантия, что вы попадете на саму Олимпиаду? Для этого нужно приобретать весь пакет олимпийских услуг, а это уже юрисдикция МОК. Да и при нынешнем подходе неизвестно, будет ли стоять на этом месте гостиница, где вы забронировали себе номер на 2014 год.

О дорогах и расходах

Прошел ровно год с момента нашей публикации о дорогах в Олимпийской столице. И вот мы снова в пути. Что же изменилось! Да ничего.

Все тот же серпантин от Джубги до Сочи. Все те же пробки от въезда в город до Мацесты. А если не дай бог еще и президент на своей госдаче Бочаров ручей заселится, то вообще на многие часы перекрывается ул. Виноградная и наступает транспортный коллапс. И все это в жару под 40 градусов. Дружно отрапортовали и сдали в эксплуатацию объездную дорогу от поста ГАИ Мамайка до стадиона и пожалуй все. Пробки не уменьшились, а на объездной то там то сям перегорожено и везде работы, так что проехать с ветерком не удастся. У всех приезжающих на отдых и у самих жителей города возникает справедливый вопрос: почему всегда выбираются самые дорогие проекты с прокладкой тоннелей и прорубкой скал, а не более легкие и дешевые в виде виадуков наподобие тех, что были построены в советские времена в Сочи до Адлера? Они бы срезали глубокие ущелья и серпантин, спрямили трассу и сделали бы ее безопасней. Сердце болит глядя на то как огромные длинновозы с многотонными грузами и двухэтажные автобусы с туристами преодолевают перевалы и серпантин в районе Туапсе, Лоо, Лазаревского, Дагомысса. Иногда эти громадины с первого раза не вписываются в поворот, сдают назад, а затем рискуя опрокинуться все же вползают на трассу, перекрывая встречную полосу. Это вам подтвердит любой «гаишник» ли водитель, проехавший по этой дороге страха. В результате создается единая пробка в 200 км от Джубги до Сочи, в которой мучаются водители и малолитражек, и огромных автопоездов с оборудованием для Олимпийских объектов. А дорогие проекты выбирают скорей всего, потому что здесь больше затрат. А где больше денег, там и украсть легче. Так говорит народная молва.

Возмущение сочинцев вызвал проект дороги, так называемого дублера Курортного проекта. Эта дорога, в нарушение всех этических и экологических норм пройдет от поста Мамайка, через национальный парк, Бочаров ручей, под горой Виноградной и выйдет уже у моста через реку Сочи. По словам начальника управления лесопаркового хозяйства администрации г. Сочи Игоря Шахова, только в ходе строительства развязки Виноградная – Донская, будет срублено 44 великолепных платана. А для расширения самой ул.Донской планируется снести еще 150–200 платанов. Восстановить такие потери просто нереально, кстати платан – один из символов курорта…

А тут еще и помимо дороги «дублера» курортного проспекта МОК потребовал в целях безопасности олимпийских объектов на Красной поляне проложить вторую дорогу в горы, помимо имеющейся трассы вдоль реки Мзымта. И вот теперь в срочном порядке рассматривается вопрос о запасной дороге из Хосты на Красную поляну. А это еще много-много незапланированных миллиардов.

Но дороги бывают еще и железные. До сих пор мы пользуемся железной дорогой, проложенной при царе Николае в прошлом веке вдоль кромки моря. К 1910 году начал работу Сочинский вокзал. С тех давних пор ничего в принципе не изменилось. Та же дорога в одну колею громыхает над головами отдыхающих пляжников. Но олимпиада и здесь внесла свои поправки. В руководстве РЖД решено вдоль всего побережья проложить наконец-то вторые пути и за счет этого увеличить грузоперевозки, ведь олимпийские стройки из-за нерациональной работы грузового морского порта задыхаются без строительных материалов. Задумано здорово, но вот когда дошло до дела, то выяснилось, что расширять то полотно можно только в сторону пляжей. А в сторону гор и дорого и главное многие лихие и шустрые, конечно не без взяток, оформили землю вдоль полотна в собственность и понастроили гостиниц и домов. И это не смотря на то, что у железной дороги есть неприкасаемая охранная полоса в 25 метров по обе стороны от насыпи.

Вот и страдают узенькие пляжи, набитые отдыхающими от Туапсе до Адлера. Вот и громыхают день и ночь грузовые и пассажирские поезда над головами курортников. Еще в 30-е годы Рина Зеленая впервые приехав в Сочи, выйдя на пляж, увидела движущиеся по рельсам дымящееся железное чудовище, заявила: «Я вам не Анна Каренина!», уехала в тот же день в Москву и больше никогда в Сочи не возвращалась.

Страшно то, что отсыпка в сторону пляжей идет не взирая на экологию. Гибнут вековые кипарисы, олеандры, гималайские кедры, сносятся кафе, туалеты, ступеньки, душевые и т.д. А в замен мощная бетонная стена и щебенка. В общем, мечты о переносе железной дороги подальше от пляжей скорей всего похоронены.

Что же тогда удивляться тому, что наш народ едет в Турцию, Грецию, Египет? Как можно зазывать на наши курорты иностранцев? Они ведь тоже скажут, что они не Анна Каренина!

О земле, переделе и беспределе

Земля в России была всегда больше чем просто земля. Не даром, еще большевики, воспользовшись лозунгом «Земля народу!», умело пришли к власти. Ну, а уж что говорить об Олимпийской Сочинской земле?!

Сразу же после объявления города Олимпийским, прекратилось оформление земли для физических лиц в собственность. Стали давать только в аренду и то с большим трудом на 15, 25, 49 лет. Простой народ и этому радовался, да видно зря. С 1 марта 2010 года появился новый закон. Отныне арендная плата будет производиться не из расчета кадастровой стоимости, а по рыночной стоимости участка. А если на участке появится долгострой, то арендная плата увеличится в 20 раз. В результате за 3,5 соток, если человек не успевает достроить дом на участке в установленный срок, он обязан заплатить 120 тысяч в год. Конечно же такой закон ведет к еще большему разорению малоимущих сочинцев. Идет явное жестокое давление на простое население, желающее жить под своей крышей. Арендный гнет вынуждает продавать «золотую» сочинскую землю за бесценок более состоятельным гражданам, т.к. оплатить такой налог большинство просто не в состоянии.

Конечно же долгострой вроде сооружения на «Светлане», руины на месте «Поцелуевского» магазина или высотки на «Театральной», которую все же снесли, не украшают олимпийскую столицу. Но причем же частные дома вдалеке от дорог, которые простые люди собирая деньги по крупицам стараются все же достроить? А потом попробуйте все же сдать этот дом в «эксплуатацию», соблюдая все нормативы в том числе и воды, света, канализации, газа и прочими, в том числе и налоговыми нормами. Похоже Сочинская власть живет совсем в другом параллельном мире не пересекаясь с нуждами и заботами простых тружеников.

Тем же путем идет истребление малого предпринимательства. Допустим вы решили поставить ларек на 1 сотке арендной земли. Надо заплатить сразу 100 тыс. руб. в год. Добавляем лицензирование, согласование проекта, налоги на деятельность, договориться с пожарными, санэпидемстанцией, подвести воду, свет и т.д. Да никакой деятельности не захочется, что уже говорить о земле приближенной к олимпийским объектам, цена за сотку в центре Сочи от 1,5 до 2 млн В Хосте от 1 до 1,5 млн, в Красной поляне от 1,3 до 1,5 млн.

Отсюда у Сочинских чиновников и аппетиты не слабые. Могут, например под видом фермерских хозяйств на Красной поляне получить землю в собственность жены судей, судебных приставов, адвокатов и прочие личности в «законе». Арестован уже один из судей Хостинского района, который обязал главу города предоставить 14 га Краснополянской земли под фермерские хозяйства вышеперечисленных граждан. Заведено дело и не одно, по статье «Мошенничество», на замдиректора Адлерского чайсовхоза за продажу Олимпийскому комитету земли под строительство в селе Аштырь по фальшивым документам и завышенной цене. И список этот можно продолжать до бесконечности. Похоже, каждый маломальский сочинский чиновник старается погреть руки у еще не разгоревшегося олимпийского огня.

Зато никакие просьбы и мольбы сотрудников Всероссийского НИИ цветоводства и субтропических культур не спасли территорию института в 18 га от уничтожения. Здесь, на этих землях в течении полувека бережно выращивались уникальные коллекции лучших сортов влажных субтропиков, среди которых 14 сортов чая и 1,5 тысяч его гибридов, 6 сортов инжира, 315 сортообразцов фундука (имевшие возраст более 35лет), плантации фейхоа, цитрусовых и многие другие эксперементальные сорта.

Бульдозеры появились неожиданно в середине лета и без предупреждения начали выравнивать склоны, сметая «научные селекционные труды» и превращая лабораторию в стройплощадку. Ученые и работники НИИ «хватались за сердце» и умоляли рабочих не уничтожать парк. Но пощады небыло. Беспредел никто не остановил. По свидетельству одного из ученых, в этот момент явно пахнуло фашизмом. Только враги могли уничтожить то, что согревалось руками и сердцем сотен тружеников парка.

А дело оказалось куда проще. Чиновники, явно не коренные сочинцы, которые все годы брали саженцы привитых растений в этом НИИ, увидели на карте еще не застроенный кусок федеральной земли и отдали его под олимпийскую застройку по ул. Яна Фабрициуса для переселенцев из снесенных домов района олимпийского проспекта. А это 50 коттеджей и 8 многоквартирных домов. Ученые рассказывают, что умоляли оставить хотя бы кусочек с сортообразцами до 16 декабря, чтобы собрать семена новых селекционных сортов, но услышали в ответ, что уже 1 января коттеджный поселок будет заселен. Наверно легче выступать в защиту уссурийского тигра или снежного барса и показывать наших руководителей с этой темой по всем каналам, а вот спасти труд нескольких поколений, работавших на благо родины ни федеральным властям, ни отцам города-курорта не по силам. Наверно так уже повелось на Руси – «лес рубят, щепки летят».

И уже, если честно говорить, никакая Большая Олимпиада не стоит этого маленького парка и горя людей, видевших как уничтожается их многолетний труд. Наверно не случайно международные организации, такие как «Всемирный фонд дикой природы» и «Greenpease» отказались сотрудничать с Олимпийским комитетом в связи с тем, что ни одно замечание или протест этих организаций не принимался во внимание.

P.S. Недавно Генпрокуратура РФ сообщила, что по данным следствия, глава администрации одного из сельских округов в Лазаревском районе, вместе с друзьями чиновниками подделали документы на безвозмездное получение земли. Таким образом было присвоено более 300 участков на сумму более миллиарда рублей.

О морских воротах

На самом деле в Сочи на сегодняшний день двое ворот. Одни из них это в Адлере – так называемый грузовой порт, который до сих пор не работает как следует. Зимний шторм 2010 года раскидал как легкие кубики многотонные бетонные глыбы обозначавшие причал. Уже вложенные в дело миллионы ушли в пучину. А ведь геологи предупреждали и мы в прошлом году в своей газете писали, что здесь в междуречье Мзымты и реки Псоу лежат глубоководные каньоны, по которым в бездну уходят любые засыпаемые материалы, будь то бетонные блоки или щебень. Здесь же наблюдается опускание суши до 6 мм в год. Легко было сказать олимпийскому комитету и президенту, что грузовой порт в Имеретинской бухте будет построен в срок. Ан не вышло, с природой шутки плохи. Зато можно списать, как в известном фильме: «выброшено в пропасть».

Не случайно вице-премьер Дмитрий Козак, побывав уже в июле этого же года, был возмущен высокой стоимостью услуг порта, которая почти вдвое больше железнодорожных перевозок. Он же отметил, что стране нужен мощный грузовой порт, поэтому именно государство внесло большую долю средств в его строительство. Но пока, результаты плачевны: ни денег, ни порта

Теперь о других воротах, о пассажирском морском порте. К сожалению, сегодня этот порт не может принимать суда длинной свыше 250 метров. Олимпийскому комитету обещают, что акватория будет обновлена, и заходить смогут суда до 330 метров. Планируется так же пришвартовать 5 теплоходов – гостиниц. Для сравнения в Афинах на летней олимпиаде 2004 года гостиницами работали 11 теплоходов.

Фактически в центре курорта Сочи развернется самая крупная олимпийская стройка, в которую запланировали вложить около 13 млрд. руб.. По планам появится огромная марина, причал для яхт на 300–500 мест. Вглубь моря на 2 км уйдут заградительные молы, появится большой причал около 1,5 км. длинной. Здесь смогут швартоваться два крупных круизных лайнера и два парома для автомобилей. Для углубления предстоит выбрать до полумиллиона кубометров грунта. Вся акватория порта уйдет в море на расстояние до трех км. А срок сдачи суперстройки 2013 год.

Только недавно определились с генподрядчиком и то не до конца. Несмотря на то, что проект, разработанный Питерским ООО «Морское строительство и технологии» прошел все немыслимые экспертизы, в том числе и экологическую, остается очень много вопросов. Помимо того как можно все это успеть не работая в пять смен и в ущерб качеству? Как можно отрезать от естественного стока и намыва городских пляжей горную реку, носящую одно имя с городом Сочи? Ведь уже построенный порт лишил всех отдыхающих на многие километры, вплоть до Хосты, хороших пляжей.

В общем «долго запрягаем», все это надо было делать еще позавчера. Результат такого скоропалительного подхода возможен тот же, что и с грузовым портом. И распахнуться морские ворота, скорей всего с солидным скрипом.

P.S. Когда-то в «застойные времена» от морпорта каждые 15 минут отходили кораблики с заходом в Хосту, Лоо, Лазаревское и другие районы города-порта растянувшегося на 160 км. Сейчас «Росморпорт» разработал проект строительства восьми морских причалов-терминалов от Адлера до Лазаревского. Готовятся современные суда типа «Быстрый», вместимостью до 150 человек. Но как всегда долго искали генподрядчика. А пока этим летом на пустом горизонте маячили 2–3 кораблика, выработавшие свой ресурс еще в прошлом веке, и один из них с гордым названием «Моркход» причаливал без всяких пирсов прямо к берегу, что называется «мордой в песок» и в нарушение всех правил безопасности по трапу поднимал на борт и катал по морю любителей острых ощущений. И спасибо ему за это. Ведь наши граждане хотят отдохнуть уже сегодня.

О набережной

Не наблюдается больших изменений и на набережной города, а ведь это «визитная карточка» курорта. Вдоль набережной от морпорта до Зимнего театра море отгорожено от вас высокими заборами аквапарков, дискотек, ресторанов и просто ларьков. Прогулочная зона стала похожа на филиал опального ныне «Черкизовского рынка». А нагромождение всевозможных заведений прямо на галечном пляже продолжаются.

За гостиницей «Жемчужина», некогда самой крутой и престижной, море все же предстает взору, и, правда, подойти к нему могут только «члены профсоюза» т.е. жители гостиницы, т.к. это их и только их пляж. Да и чего туда рваться, ведь далее через каждые 50 метров взор «ласкают» уходящие в море буны и волноломы.

Многие задаются вопросом: а зачем же появились здесь эти железобетонные монстры, уходящие от берега перпендикулярно в море? А это результат необдуманной деятельности человека. В 50-е годы прошлого века был построен сочинский морской порт, который своим глубоководным молом отсек русло реки Сочи и прекратил доступ камней и мелкой гальки на пляжи в сторону Хосты. Ничего лучше для намыва пляжей не придумали, как возвести вдоль всей набережной волнорезы. Пляжей они не намыли, а вот красоты ландшафту не прибавили.

Еще в 2002 году властями города был одобрен шикарный проект реконструкции набережной с несколькими ярусами различного назначения от торгового до прогулочного, возведение водного амфитеатра для проведения массовых водно-спортивных и концертно-театрализованных шоу, аквацентра, искусственного мыса пляжа санатория «Черноморье», цепи искусственных мелких островов и пр. Но, как это часто бывает у нас в России, с приходом нового мэра в 2004 году уже утвержденный проект был аннулирован и забыт. И сегодня мы имеем то, что имеем: неконтролируемый рост мелких частных ресторанов, кафе, ларьков, претендующих на звание бутиков, что постепенно ведет к исчезновению набережной в качестве «пешеходной» и переходящей в «проход» между ларьками и забегаловками. Дыхание олимпийского ветерка здесь не ощущается. Пока все по-прежнему.

О здоровье, комарах и свалках

Черноморское побережье Кавказа в плоть до 30-х годов прошлого столетия оставалось гиблым местом. Все красиво, живописно, теплое море, но главный бич побережья это малярия.

Малярийный комар заставлял местные народы, адыгов, убыхов, шапсугов селиться в ущельях гор не ближе чем за 20 км от берега моря. И не случайно, Россия, отвоевав в Кавказской войне побережье, долго не могла его освоить. Первые форты вымирали целыми гарнизонами. Царь бесплатно раздавал земли дворянам и отставным военным. Лишь бы заселить побережье. В 30-е годы, уже при Советской власти, Сочи все еще был провинциальным, неблагоустроенным, грязным городишкой. Узкие, кривые улочки с грунтовыми дорогами – утопающие в грязи после ливней. Деревянные домики – с печным отоплением и выгребными туалетами, массой болотистых мест – рассадниками малярийного комара. Неизвестно, как бы сложилась судьба города Сочи, если бы сам Сталин не назначил генеральную реконструкцию города-курорта, которую по важности приравнивали к объектам тяжелой индустрии. Стройка была объявлена ударной. Тогда же удар был нанесен и по малярии. Главная заслуга в этом врача Сергея Юрьевича Соколова. Именно он на протяжении многих лет боролся с малярийными комарами и в конце концов искоренил болезнь и ее распространителей. Им же была создана по всему побережью сеть антималярийных станций, взяты под контроль все водоемы, болота, мелкие речки. И здесь впервые было применено биологическое оружие. Из амазонии была завезена маленькая рыбка «Гамбузия», величиной с пятак. Ее расселили во все пресные водоемы побережья. Эта живородящая рыбка начала плодиться. Весь фокус в том, что именно эта рыба питается только личинками малярийного комара. Одновременно стали засыпаться и осушаться большие лужи и болотистые низины. Под контролем антималярийных станций были все санатории, пионер лагеря, госучереждения. В результате, в 1956 году в Сочи был зафиксирован последний случай заболевания малярией.

К сожаленью, в последние годы вся антималярийная служба рухнула и о великой победе над малярией напоминает лишь мемориальная доска с именем доктора Соколова на стене старейшей гостиницы «Приморская».

Все это я рассказал только потому, что в последние годы комары стали одолевать снова. Там где люди еще 5–6 лет назад сидели без мази, на верандах, на пляже в кафе, теперь просто сидеть невозможно. Это результат того, что вопрос малярийных станций в эпоху строительного и торгового бума, дележа земли и собственности прошлых поколений, ушел далеко на задний план. Антималярийные работы свернуты, программы закрыты. Возможно чиновникам, в том числе и медицинским, прибывшим из комариного Подмосковья, или Поволжья кажется, что местный мелкий комарик не страшен, но именно он и является переносчиком малярии. Можно построить шикарный Олимпийский курорт! Но кому он будет нужен, если здесь будет господствовать малярия. Отдельные «гласы вопиющих в пустыне» медиков остаются без внимания властей. У тех есть дела как им кажется поважней. А возможно они и не собираются жить в этом гиблом месте? Но спасать город надо уже сегодня!

Еще одна беда курорта – это городские свалки. Их официальных всего три: в Лоо, на объездной в центральном районе Сочи и в Адлере. Свалки, как и в большинстве других больших городов без сортировки мусора, с тучами мух, птиц, крыс и прочего. Город готовится к Олимпиаде, но ни одного мусоросжигательного завода не запланировано. Свалки переполнены, некоторые достигают высоты 9-и этажного дома. Склоны свалок как правило сползают в ущелья с горной речкой, которая выносит все это в море. В июле, во время пребывания президента России Медведева загорелась свалка в Лоо. Дым потянуло на город. Обеспокоенные жители стали звонить в МЧС, где им спокойно сказали, что идут показательные учения специально для президента. Тушили свалку, всеми городскими расчетами. Огонь ушел вглубь и т.к. горел в основном пластик, то тушить было сложно. Вызвали даже вертолеты, которые черпали воду в море огромными баками и выливали на очаг пожара. А ведь свалка расположилась в самом центре Национального парка. Последствия слива всего, что сгорело будут ощущать на пляжах города еще долго.

Самое обидное, что вопрос утилизации в Олимпийском городе так никто и не решает. Много лет назад в центре Сочи был построен мусоросжигательный завод. Но место было выбрано неудачно, да и оборудование из Чехословакии поступило не в полном объеме. Недавно этот долгострой взорвали. А что дальше?

Международный Олимпийский комитет наверно не в курсе этой экологической проблемы? Тут в начале лета в Сочи приезжал зам министра регионального развития Юрий Рейлян. Так вот он «порекомендовал» сочинцам, которые возражают против строительства нового полигона ТБО в устьях рек Буу и Хобзы, «поработать над менталитетом» и приучить всех к сортировке отходов. Как будто от этого в курортном городе исчезнут эти безобразные свалки. На том же заседании общественного совета по подготовке к Олимпиаде прозвучала новая цифра средств отпущенных городу на подготовку – около 950 млрд рублей. Это сумма бюджетов Сочи за 20 лет.

Неужели за эти деньги нельзя решить вопрос с утилизацией отходов? Или у властей города как всегда есть более важные дела? Кстати, как отметил тот же Юрий Рейлян город-курорт освоил в первом квартале 2010 года всего 2,6 %. Это очень мало.

О «зоне» для сочинцев

Зато у наших южных соседей в Абхазии появилась легенда о том, что якобы во время Олимпиады границу откроют и весь поток отдыхающих транзитом хлынет в Гагры и Пицунду. И такие предположения небезосновательны.

Ведь авторы олимпийского проекта предлагают установить особый режим безопасности в период проведения Олимпийских игр. А это включает в себя такие мероприятия, как:

• установление контролируемых и (или) запретных зон в пределах соответствующих «территорий»;

• ограничение на движение транспортных средств на соответствующей территории;

• ограничение на полеты летательных аппаратов на соответствующей территории

• ограничение на въезд и (или) временное пребывание граждан на соответствующей территории.

Всем понятно, что «соответствующая территория» – это Сочи. А граждане, которые будут жить в запретных зонах, – это сочинцы и их гости (без аккредитации).

Закон так же определяет «категории граждан, в отношении которых меры и ограничения, предусмотренные таким режимом безопасности, не применяются». Таким образом, нас уже «сосчитали» и поделили на тех, кто будет жить в «зоне» безопасности, и тех, кто останется на свободе. Что-то это мне смутно напоминает?! А ещё: «Граждане, прибывающие на эту территорию, должны быть ознакомлены с условиями особого режима безопасности и ответственности за его нарушения. Карательные меры к нарушителям особого режима устанавливаются законом РФ». Ну, теперь окончательно ясно, что нас ждет дежавю-архипелаг… из искусственно насыпанных островов.

Простые сочинцы и их гости задаются вопросами: «с таким режимом в зоне нас никуда не пустят? А как же наше конституционное право на свободу передвижения по родной стране? А нельзя ли предусмотреть права сочинцев на посещение всех олимпийских мероприятий?»

Обидно быть изгоем на всеобщем празднике спорта. И тогда развешенный по всему городу лозунг «Все для блага народа!» обретет свою истинную суть.

И еще об одной бурной фантазии сочинских и региональных чиновников. Как заявил зам министр регионального развития Юрий Рейлян, изменению имиджа и бренда подвергнется весь город Сочи: Лазаревский район планируют превратить в молодежный курорт (обрадуются ли этому местные жители?); Хоста может стать центром семейного отдыха; Адлер уже имеет репутацию как место отдыха эконом – класса, а Центральному району уготовлено представлять новое, олимпийское лицо города-курорта Сочи. Только вот что останется к тому времени от самого курорта? Мегаполис и курорт – понятия несовместимые. А вот Имеретинскую низменность решено превратить в элитный дорогой курорт мирового уровня со стоимостью гостиничных номеров от 2-х тыс. евро в сутки. Ну не бред ли это? Какие это олигархи и просто богачи поедут сюда тратить деньги? В город, где не соблюдаются законы экологии, где нет дорог и ни одного мусоросжигательного завода, не говоря уже о крематории. Кстати, совсем недавно в Сочи определили новое место под городское кладбище. Оно расположилось на великолепных холмах, господствующих над городом. Видно его с любой точки, а особенно с пассажирских морских лайнеров. Место, которое самой природой было уготовано под шикарные видовые площадки и олимпийские объекты бездумно отдано под городское кладбище. А возможно, тонко задумано; погост всегда перед глазами, чтобы никто не забывал о том, что все бренно на земле и мы не вечны.

О границе и студентах

Еще одна пока нерешенная проблема – юридическая. Россия не может вступить в ВТО, в том числе и потому, что отказывается легализовать КПП на границе с непризнанной республикой Абхазия. Юридически пропускные пункты являются незаконными, так как Абхазия не является признанным субъектом международного права и все переговоры о пограничном режиме можно вести только с Грузией. Не решает проблему и то, что Россия признала Абхазию.

Зимние игры могут кардинально повлиять на ситуацию в регионе. Если учесть, что расстояние от олимпийских объектов по морю до «горячей» границы около 8 км, а в горах – до 2 км, то ясно, что любая перестрелка, взрыв, не говоря уже о вводе грузинских войск в Абхазию – это сильнейший удар по Олимпиаде. Кто захочет ехать в «горячую точку»? Грузия это понимает и может начать выкручивать руки. В то же время президент Абхазии Сергей Багапш заявляет о полной поддержке игр и гарантирует мир на границе. Но, к сожалению, от него это приграничное спокойствие и благополучие зависит в самой меньшей степени.

В свое время я много ходил в горах этого региона, в том числе и с Красной Поляны на Рицу, через хребет Аибга к Турьим горам. Поэтому мне известно, что при нынешней охране границы хорошо подготовленной группе террористов ничего не стоит пройти с территории Грузии, Абхазии и выйти прямо к Черной пирамиде, где сегодня беззаботно катаются отдыхающие горнолыжной станции «Альпик-Сервис».

Сама Красная Поляна, где собственно и будет центр олимпиады, пока имеет весьма неприглядный вид. Те же частные долгострои и узкая трасса, бешеные цены на жилье и подъемник (1800 рублей на человека). Правда, в некоторых местах появились бодрые олимпийские плакаты с изображением будущих олимпийских объектов. Хочется верить. Ведь строили же Беломорканал, ДнепроГЭС, участки БАМа в рекордно короткие сроки. Главное, чтобы олимпийская стройка не далась нам той же ценой: моральными потрясениями и человеческими потерями, затягиванием потуже поясов и авральным участием армии и студентов.

Кстати, Первый студенческие отряды уже появились на Олимпийских стройках. В 2009 году было 200 человек, а летом 2010 уже 1 500 человек. И заявлено, что поток студентов будет возрастать с каждым годом. Можно себе представить, что эти «компьютерные дети» без строительного опыта «наработают» на Олимпийских объектах. Осталось только привлечь армию, которая, кстати, уже подтягивается, и «зэков» из лагерей, тогда точно успеем все в срок как на Беломорканале.

Из истории города-курорта

В начале ХХ в. сообщение с Сочи в основном было по морю, а пристани никакой. Пароходы с курортниками бросали якорь в сотни метров от берега. И тут же к нему мчались десятки фелюг с гребцами-турками. Если позволяла волна, то пассажиры с багажом все же попадали на берег. Но жуткая давка, путаница с чемоданами, падение за борт нерасторопных дамочек сопровождало каждую высадку «десанта».

Пароходы ходили нерегулярно, и у гребцов, напоминающих нынешних таксистов, была только одна задача – побыстрей посадить к себе как можно больше пассажиров, получить от них «на чай» и плыть за следующими. Поэтому нерешительных особ, в первую очередь, конечно, дамочек, под общий гвалт и визг, крепкие гребцы просто хватали за подмышки и перемещали на свои фелюги и тем же способом, поймав волну на берег.

Но это было только начало курортного приключения. Книгоиздатель М. Сабашников писал: «Нас доставили на берег в шлюпках, где нас окружили лодочники-турки, предлагая отнести багаж в их духан, находившийся поблизости. Но из духана этого неслись пьяные песни и матросская ругань, нам не захотелось искать в нем прибежища. Спрошенный нами полицейский урядник объяснил, что это единственная гостиница в городе, но что нам лучше остановиться у обывателей».

Нельзя забывать и то, что Кавказ молодое горообразование, растущее на 3–5 мм в год, т.е. сочинцы живут в регионе живой дышащей земли. По данным сейсмослужбы в период с 1884 по 1965 гг. здесь было зафиксировано 67 землетрясений, из которых восемь достигали 7 баллов. Сравнительно недавнее землетрясения в Грузии и Осетии достигали до 6,5 баллов – это грозное предупреждение. Ведь до этих мест от Сочи напрямую всего около 350 км. Официально территория г. Сочи находится в зоне 9 бальной сейсмичности. Не секрет, что нынешние застройщики зачастую не учитывают этот факт. Строительный бум налицо. Как грибы растут высотки. Тысячи метров дорогущего жилья предлагается на продажу. В результате захвата земель под строительство, как заявил в свое время председатель городского Собрания г. Сочи Валерий Подповетный, в реальности курорт стал терять свое значение как рекреационный ресурс и стал превращаться в обычный мегаполис. Конечным следствием данного процесса может стать окончательная утрата городом своего курортного статуса.

По словам начальника управления по курортному делу и туризму администрации г. Сочи, 147 санаториев, пансионатов и гостиниц одновременно могут принять 60 тыс. гостей, еще столько же предлагают курортникам частные квартиросдатчики.

Строительство Сочинского офиса для оргкомитета 2014 обойдется в $115 млрд.

Средняя цена квадратного метра вторичного жилья в Сочи на сегодняшний день составляет 72 тыс. руб.

Недавно в Сочи состоялся коллективный молебен о спасении города от произвола властей «Нам остается только обратиться к Богу, чтобы он вразумил обезумевших от власти и денег сограждан» – говорится в принятом на молебне обращении.

Чиновников стало в 4–5 раз больше чем при Сталине.

Правительство заявило, что Россия потратит на Олимпиаду в Сочи 185 млрд руб. (примерно $6 млрд). Причем большая часть придется на взносы спонсоров, а на долю государства только 80 млрд руб. (12 млрд руб. уйдет на переселение объектов строительства). В России сейчас живет 141,9 млн человек, значит каждому придется выложить на Олимпиаду по 42 доллара. Кстати, затраты РФ на зимние игры в Ванкувере 2010 года составили 6,2 млрд руб. Счетная палата нашла массу нарушений при расходовании этих средств, а спортсмены показали наихудший результат за всю историю Олимпийской сборной, заняв всего лишь 11-е общекомандное место.

Решили посетить один из самых красивых городов мира? Недорогие гостиницы Санкт-Петербурга к Вашим услугам! Широкий выбор вариантов: хостелы в Санкт-Петербурге, недорогие гостиницы Петербурга, эконом-отели Питера - все это позволит Вам за небольшие деньги насладиться красотами северной столицы!


Автор статьи:  Андрей РАГУЛЯ, специальный корреспондент
Рубрика:  Специальный репортаж

Возврат к списку


Материалы по теме: