Яндекс.Метрика

На другом языке

На другом языке

Победитель областного конкурса «Учитель года» Наталья Чуланова за все лето позволила себе десять дней отпуска, которые провела вместе с мужем в Карелии. Все остальное время ушло на подготовку к Всероссийскому конкурсу «Учитель года», который пройдет в сентябре в Магнитогорске.

А время проведения августовского педсовета у нее совпало с установочной сессией в Москве, на которую приехали 72 учителя, победивших в своих регионах. Ей помогает готовиться к конкурсу целая рабочая группа, специально созданная областным министерством образования. На урок к Наталье Анатольевне в гуманитарный лицей, где она преподает русский язык, приезжали участники всероссийского конкурса прошлых лет – преподаватели физико-технического лицея №1 Людмила Правдина и Анатолий Пименов. Консультировали и свои коллеги. Кстати, преподаватели гуманитарного лицея Сергей Шаров и Владимир Лысогорский в разные годы тоже дошли до финала всероссийского конкурса, попав в состав 15 самых лучших учителей страны. Продолжить эту традицию теперь выпало Наталье Чулановой.

К этому ответственному соревнованию она готовится «по гамбургскому счету». Прослушала курсы в Саратовском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования на тему «Учитель – исследователь», сама изучила новые образовательные стандарты. Проштудировала прессу, сопровождавшую предыдущие конкурсы, чтобы понять критерии и уловить нюансы. Написала несколько работ, разместив их на своей страничке на лицейском сайте (каждый конкурсант должен использовать интернет-ресурсы, члены жюри могут познакомиться с ними заочно).

К каким выводам пришла? Новые стандарты, по ее мнению, дают школе больше свободы. Раньше было одинаковое количество часов в каждой школе, теперь учреждение само определяет, куда ему двигаться, в каком направлении развиваться. Нет ограничительной планки – значит, нет предела совершенству. Согласна и с декларируемой целью новой национальной образовательной программы – формирование успешной личности. Для того чтобы устроиться в современном мире, нужны многие навыки, умения, которым раньше не уделялось внимания.

Сейчас стало модно изучать иностранные языки. Конечно, в этом нет ничего плохого, а наоборот! Но выпускник XXI века, по мнению Натальи Чулановой, должен быть патриотом. Но это чувство должно прийти с литературным текстом, во время дискуссии, благодаря собственному опыту, пережитым эмоциям. Гуманитарный профиль лицея дает в этом смысле ученикам много. Когда идет упрощение и обеднение русского языка, она ставит себе задачу показать другой язык, немножко забытый. Для этого выбирает красивые, изящные, содержательные тексты. Язык постепенно оживает. В гуманитарном лицее могут позволить себе подольше остановиться на литературном произведении, посмотреть экранизацию, поставить спектакль. Каждый класс готовит по 1–2 спектакля по тем произведениям, что проходят в рамках школьной программы. На ее уроках не обходятся без этимологических словарей, любят покопаться в происхождении слов. Она использует ролевые, развивающие лингвистические игры. Да та же школьная газета «Лицейский вестник», редактором которой она является, стала местом самовыражения учеников всех классов.

Сначала Наталью Анатольевну несколько смущало, что она преподаватель только русского языка (таковы требования лицея), но со временем согласилась, что нельзя в совершенстве владеть двумя науками.

В этом учебном году она возьмет пятые классы, хотя в последние годы привыкла к общению со старшеклассниками. Ее нынешние выпускники поступили в СГУ, академию права, академию госслужбы. Второй год подряд им по плечу московские и питерские вузы. Из прошлогодних выпускников пять учатся в Москве, более десяти человек выбрали филологический профиль.

Ее ученики – постоянные участники Всероссийской олимпиады по русскому языку, а в 2005 году им покорилось даже первое место. Большим преимуществом она считает то, что выпускникам гуманитарного лицея очень легко учиться дальше, для них нет пропасти между школой и вузом. С компетентностями у них все в порядке. Во многом этому способствовала и внеурочная жизнь. Из школы можно не выходить до пяти часов дня, там есть чем заняться. Поэтому на новые стандарты им легко перейти. Дети уже ищут на глобусе места, где они не были со своим преподавателем: путешествовали в Москву, Санкт-Петербург, Пензу и даже всю Европу объездили – Францию, Финляндию, Швецию, Германию.

Но сегодня все мысли Натальи Анатольевны сосредоточены на покорении другой вершины. Собственной. Школьная жизнь в ее понимании – это лестница, по которой рука об руку поднимаются к успеху ученик и учитель. Сначала на всероссийском конкурсе ей предстоит пройти первый тур – провести методический семинар, продемонстрировав опыт работы во взаимодействии с коллегами, родителями. Показать учебное занятие и всесторонне раскрыть его тему, провести классный час на актуальную тему. И даже родительское собрание, на котором рассмотреть конкретную конфликтную ситуацию. Она надеется попасть и во второй тур, где останутся только 15 человек. Они будут давать мастер-классы уже не для детей, а для взрослых. Их ждет и открытая дискуссия по актуальным образовательным вопросам.

Главное, что на этом важном этапе она не чувствует себя одинокой. Все помогают. Даже дети советуют, какая тема будет интересна на классном часе, а какая нет. Иногда им виднее.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №30 (383)
Автор статьи:  Тамара КОРНЕВА
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: