Яндекс.Метрика

В каждом живет учитель!

В каждом живет учитель!

Выездной пресс-центр «Новых времен» прошел в здании обкома профсоюзов Саратовской области. За круглым столом собрались представители Саратовской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ. Тема очередного собрания была подсказана самими членами круглого стола и посвящена Году учителя и связанной с ним акции «В каждом живет учитель!»

Покидая школу, не забывай своих учителей

Ни один человек не может обойтись в жизни без учителей. Ими становятся родители, друзья, коллеги по работе, даже наши дети – все, кто оставляет в нас частичку своего «я». Для кого-то и мы, в свою очередь, становимся учителями. Но особую роль в жизни каждого человека играют школьные педагоги. Именно они закладывают тот фундамент, на котором строится все наше последующее образование, именно от них зависит, будем ли мы постоянно стремиться к новым знаниям и вершинам. Зачастую даже выбор профессии определяется нашим отношением к преподавателю и его предмету. И поэтому нужно каждому предоставить возможность вспомнить, что значила школа в его жизни, и в Год учителя отдать дань уважения своим учителям.

С 26 апреля по 1 мая проходила всероссийская акция «В каждом живет учитель», цель которой – привлечь внимание к учителям, возродить в сознании каждого положительный образ учителя. Что же заставило именно сейчас задуматься об этом? К власти пришло осмысление, что образование должно стоять во главе угла при создании процветающего общества. Поэтому не случайно 2010 год объявлен Годом учителя. Для повышения зарплаты учителям уже выделено три миллиарда рублей, 170 учителей получат почетные звания. Престиж профессии учителя постепенно повышается, но нужны новые шаги в этом направлении. Требуется совершенствование системы оплаты труда. Профсоюзные активисты говорили: зарплата учителя сейчас зависит от ряда случайных факторов (от количества детей в классе, множества отчетов и т.д.). Но все эти факторы не определяют степени профессионализма учителя, которая и должна оцениваться. Новые реформы образования сильно вымотали учителя, и ему необходима реабилитация. «Формирование здорового образа жизни учителей – очень важный вопрос», – начал беседу Николай Тимофеев, председатель областной организации профсоюза образования.

Детский сад без воспитателей

Татьяна РОГОЖКИНА, заведующая МДОУ №17 г. Энгельса:

– В феврале этого года на базе нашего дошкольного учреждения прошло совещание дошкольных работников Саратовской области. Главный вопрос, который мы обозначили, это низкая зарплата воспитателя. Сейчас она составляет 5 000 рублей (не считая доплаты – 8,5%, хотя в прошлом году было 30%). А ведь наши детские сады действительно остаются востребованными, многие стоят в огромной очереди, чтобы устроить туда своего ребенка. Мы постоянно совершенствуемся, растет мастерство педагогов. Но, к сожалению, кадры стареют. А молодые специалисты после окончания высших и средних учебных заведений к нам не идут или же, проработав месяц или два, уходят. Причина понятна: низкая зарплата. На мой взгляд, необходимо довести фонд стимулирующих доплат в дошкольных учреждениях до 30% от сумм, идущих на оклады, провести в 2010 году индексацию заработной платы работников дошкольных учреждений. И тогда, возможно молодые специалисты, имеющие педагогический талант, придут к нам и будут приносить огромную пользу обществу.

Не стоит ругать школу – надо ей помочь

Надежда ИНШИНА, учитель МОУ СОШ №18 г. Саратова, победитель конкурса «Лучший учитель России 2006 года», почетный работник общего образования РФ:

– Считается, что свой имидж учитель делает сам. И это правильно. Но на сегодняшний день учитель очень сильно загружен: он и учит, и воспитывает, и организовывает, и ведет классное руководство. По труду ли воздается каждому? Я считаю, что в каждом образовательном учреждении должны коллегиально утверждать оплату труда педагога. И кто, как не родители и администрация, знают работу учителя. Они и должны заниматься вопросом оплаты его труда. На мой взгляд, оценить работу учителя можно только по качеству знаний, которые он дает детям, а не по количеству бумажек, которые он сдал за определенный период. Сейчас педагог собирает множество ненужной документации, чтобы пройти аттестацию. Там его труд будет оценивать человек, который совершенно не знает и не представляет, как этот учитель учит детей.

Хорошо, что с жильем сейчас вопрос более или менее решается, и я очень рада, что двое наших учителей получили квартиры. Учителя нужно беречь, уважать, поднять его престиж и статус. У него должны быть помощники – в лице администрации, социальных педагогов, психологов, родителей. Ведь профессия учителя всегда будет востребована.

Учитель нуждается в аплодисментах

Дмитрий УСАНОВ, проректор по научно-ис­сле­до­вательской работе СГУ им. Н.Г.Чернышевского:

– Учительская профессия – творческая. Как артистам театра, консерватории, учителям так же нужно вдохновение, чтобы «ваять» души учеников, формировать их знания. Поэтому так же, как актерам театра, им нужны аплодисменты, а эти своеобразные аплодисменты – признание, отзывы в прессе.

У нас есть школы, которые имеют известность в масштабах страны, и дети оттуда поступают в самые престижные российские вузы. Конечно, задача учителей школы – воспитать своих выпускников патриотами, чтобы они после окончания вузов возвращались в родные пенаты и использовали свой талант на пользу своему краю, городу. Часто в сельских районах возникает проблема с тем, чтобы обучить талантливых учеников. Чтобы не «упустить» таких детей, необходимо создать хорошие условия для их учебы в сельской местности.

Что касается оценки квалификации преподавателей, то, возможно, необходимо ее проводить, объединяя их по специальностям: учителей географии, математики, русского языка и т.д. Может быть, такие объединения откроют возможности приобретения опыта, которым обладают признанные педагоги.

Наша страна из закрытой давно превратилась в открытую, а мы все еще не адаптировались к этому. Наряду с позитивом это открытое общество может нести для наших детей и какие-то негативные моменты. У учителей в этом случае сложная миссия – не дать ребенку уйти по негативной траектории жизни.

В свое время по инициативе администрации наша область выступила с экспериментом по введению педагогических институтов в состав государственных университетов. Это, конечно, породило дискуссию. Тенденция этого времени – в развитии универсальных компонентов образования. И сейчас государство оказывает большую поддержку некоторым вузам. Сюда входит техническая оснащенность педагогическим оборудованием (компьютеры, измерительные приборы и т.д.), стажировки в ведущих центрах, в том числе и в российских вузах, возможность издать и подготовить новые учебные пособия (создать новые курсы для нашей молодежи). Это большой плюс в области образования.

Елена КОСТЮКОВИЧ, заведующая пресс-центром Саратовского академического театра юного зрителя им. Ю.П. Киселева:

– Мы обратились в органы образования с предложением внести в инновационный проект «Наша новая школа», который поддерживается сейчас президентом Дмитрием Медведевым, программу «ТЮЗ Киселева – театр особого назначения». Это хорошая возможность совместно поднять общую культуру не только ребенка, но и вообще человека. К сожалению, сейчас стремительно падает общий уровень культуры. Мы готовы заключить договор с каждым общеобразовательным или высшим образовательным учреждением, чтобы ставить спектакли, которые нужны сейчас по школьной программе. Перед спектаклем можно проводить обсуждения. У нас есть такая форма, как творческие лаборатории, которые мы проводим уже несколько лет. В них мы исследуем современную драматургию о подрастающем поколении. Такая программа, я считаю, тоже, в свою очередь поднимет престиж учителя. Главное, чтобы кино или театр не давали ложного представления об учителях.

Нелегок труд учителя

Юрий ЕЛИСЕЕВ, доктор медицинских наук, профессор СГМУ:

– Еще со времен социализма было такое понятие, как тяжесть и напряженность труда. Их совокупность давала оплату труда. Было принято считать, что тяжелый труд – у тех, кто носит кирпичи, цемент и т.д. Но все забывали о напряженности труда. Это понятие ничуть не менее важное, чем тяжесть труда. Оно связано с психоэмоциональным состоянием и зависит от многих факторов. Учитель – это тот же актер, который выходит на сцену и удерживает на себе внимание 200 человек. Это непросто. Форма оплаты такого труда на сегодняшний день нерациональна. По всей видимости, она пока еще не адаптирована под саму школу, поэтому и молодежь туда не тянется. Как врач и медик я, конечно же, поддерживаю программу здорового образа жизни и учителей, и детей.

Но позволю себе не согласиться с тем, что нам нужны только гениальные дети. Может быть, часть детей должна учиться в ПТУ? Сегодня тенденция такая: если молодой человек поступил в вуз, то он его обязательно и закончит правдами или неправдами, потому что преподаватели сами тащат нерадивых студентов. Специальное образование у нас куда-то исчезло, сегодня не найдешь молодого слесаря или сантехника, а они тоже нужны.

Больной для всех вопрос с ЕГЭ – тоже очень спорный. Сегодня может случиться такой парадокс, что дети, которые не знают русского языка, зарабатывают 100 баллов по ЕГЭ и занимают бюджетные места, а дети, которые закончили лицеи с отличием и медалями, вынуждены платить за свое обучение. Настало время говорить все, что мы думаем, честно и открыто решать эти все вопросы.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №16 (369)
Автор статьи:  Ольга МОСКВИЧЁВА, Александр ДАЛАНОВ
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: