Яндекс.Метрика

Зажженные факелы

Зажженные факелы

13 марта в ФТЛ №1 состоялась городская научно-практическая конференция школьников «Вектор успеха». Свои устные доклады и презентации, WEB-сайты, компьютерные модели разнообразных процессов представили на суд жюри около 200 участников конференции, представители 17 учебных заведений города, явив собой живую иллюстрацию слов Плутарха: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».

В этом году конференция проводится в пятый раз, но статус городской и название «Вектор успеха» она приобрела впервые. Пять лет назад в физико-техническом лицее учитель истории Ольга Борисовна Аринушкина провела конференцию школьников под названием «Благодаровские чтения», которая первые три года имела исключительно гуманитарную направленность (история, краеведение, мировая художественная культура). С прошлого года к ним присоединились еще три секции – литературоведение, биология и физика, а в состав участников вошли ученики лицея прикладных наук. Но такой размах, как сегодня, конференция приобрела впервые. Председатель оргкомитета конференции, замдиректора ФТЛ №1 Ирина Михайловна Ильковская говорит, что такого количества желающих принять участие, такого количества заявленных работ, выполненных на достаточно приличном научном уровне, они никак не ожидали. «На днях меня подзывает вахтер, говорит: «Ирина Михайловна, там к вам мальчики какие-то пришли». Выхожу, вижу: стоят два паренька, у обоих в руках по две битком набитых сумки. Мы, говорят, из 37-го лицея, принесли вам работы на конференцию. Взяли, что же делать».

Как и у любой конференции, ее ранг легко определить по составу жюри. Чем значительнее мероприятие, тем солиднее звучат имена тех, кто приглашен судействовать. В этом смысле состав жюри получился весьма представительным: деканы и профессора мехмата, физфака, химфака СГУ, профессора педагогического института СГУ и Саратовского института повышения квалификации, специалисты музея им. Радищева и «Виртуального филиала Русского музея», учителя высшей категории школ города.

«Могу сказать, что в моей секции заявлено очень много интересных краеведческих тем. Нужно отметить, что ребята берут узкие и глубокие темы и очень тщательно их прорабатывают. Конечно, в этом году много тем связано с 60-летием Победы. У нас заявлены доклады о работе Радищевского музея и драмтеатра в годы войны, о духовной жизни саратовцев в годы войны», – рассказала учитель МХК высшей категории ФТЛ №1 Елена Вениаминовна Дворянчикова.

И в самом деле, участники подготовили очень много интересных докладов с оригинальным, небанальным видением предметов исследования. Скажем, в секции «Диалог культур» Кузнецова Вика и Икурилова Наталья представили одну из древнейших мировых религий (а многие ученые полагают ее и вовсе философским течением) – буддизм как один из возможных путей развития, самосовершенствования и объединения человечества. А вот декана мехмата Андрея Захарова на секции «Математика – царица наук» поразила работа Дмитрия Казина, ученика 5-го класса лицея №37 «Недесятичные системы счисления», но даже более чем работа, – поведение Дмитрия на конференции. Все три часа он с неослабевающим вниманием слушал выступления участников, умудрялся задавать вопросы, ставившие старшеклассников в тупик. Довольные профессора констатировали: растет смена! Еще одна выдающаяся работа – «Исследование загрязнения снежного покрова на территориях, примыкающих к АООТ «Завод автономных источников тока», выполненная ученицей гимназии №1 Еленой Ивашуриной. Для ее написания Елена вместе со своим руководителем взяли огромное количество проб со всех окрестностей, умудрившись даже получить анализы мочи детишек, посещающих расположенный напротив завода детсад.

В основном конференция проводилась среди учащихся 8-11 классов, но несколько работ подготовили и представители более младших классов. Например, ученики 6-го класса ФТЛ №1 Седанов Артем и Кондратьев Владимир сделали доклад на тему: «К.А. Федин: детство, отрочество и юность». Мальчишки побывали во всех музеях, облазили весь старый Саратов, составили карту переездов семьи писателя, в общем, их серьезный подход к работе впечатлил и жюри, и коллег по секции и был вознагражден первым дипломом.

Наверное, уже можно утверждать, что главная цель конференции – формирование интеллектуального потенциала общества, будущей научной элиты – достигнута. Но этого не произошло бы без упорной ежедневной работы и учеников, и учителей. Как выразилась Нателла Тельтевская, профессор кафедры педагогики СГУ: «Образование ни одному ребенку не может быть дано или сообщено, всякий достигает этого собственными силами, напряжением, посредством упорной работы мысли и борьбы с самим собой. А идет это от учителя, благодаря усилиям которого возникает творческое отношение к предмету, а следовательно, стремление углубить свои знания».

Физико-технический лицей часто называют школой-лабораторией. Здесь всегда рады гостям из других учебных заведений и готовы поделиться с ними наработанными методиками преподавания и внедренными инновациями. Констатируем, что еще один эксперимент прошел удачно.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 10 (122), 18-24 марта 2005 г.


Автор статьи:  Елена АСАНОВА
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: