Яндекс.Метрика

Эра капитального ремонта

Эра капитального ремонта

Летом каждому хочется, чтобы все было иначе. Долой привычный вид за окном! Прочь – надоевшие обои, облезлые табуретки, бабушкины сундуки!

В поисках нового одни устремляются в отпуск, другие бегут по магазинам. Каждое лето Саратов переживает строительный бум, коему подвластны и особняки, и малосемейки. Так что знойная расслабленность и затишье – иллюзия, скрывающая большие и малые перевороты. А чего, собственно, удивляться: денежки водятся (у каждого свои), выбор – ошеломляет, а низы с верхами не только хотят, но и могут себе позволить.

Исследование, фрагменты которого мы представляем вашему вниманию, проведено в этом году независимым исследовательским центром «МИРОМАРК». Эта работа позволяет понять, кто чаще покупает строительно-отделочные материалы, кто больше продает, чего желают клиенты и чем их берут продавцы. Сразу скажем, что объектом внимания экспертов стали домохозяйства, то есть рядовые потребители, желающие приукрасить свои квартиры, а вовсе не крупные строительные воротилы или бизнесмены с их вечным офисным евроремонтом. Итак...

КТО ПОКУПАЕТ

Объектом исследования стала одна тысяча домохозяйств Саратова, представители которых дали «МИРОМАРКУ» личные интервью по стандартной методике. 35% опрошенных проживали в двухкомнатных квартирах, 32% в однокомнатных, 24% – в трехкомнатных, остальные занимали квартиры в 4 и более комнат. 67% отвечавших – женщины, большинство опрошенных имеют возраст от 36 до 45 лет, 46% с высшим образованием, 70% – работающие, большинство (23%) – госслужащие, 52% – люди семейные. При этом 12% участников опроса затруднились дать оценку своему материальному благосостоянию, а 55% отметило, что денег хватает на покупку продуктов и одежды, но приобретение бытовой техники затруднительно. Исследователи отмечают, что информация о емкости рынка строительно-отделочных материалов (СОМ) рассчитывалась только по квартирам, а данные по частным домам, дачам и т.п. не учитывались.

КТО ПРОДАЕТ

В ходе работы выявлено около 300 точек в Саратове, где физические лица могут приобрести строительно-отделочные материалы. В структуре рынка преобладают специализированные магазины (72%) и сетевые магазины строительно-отделочных материалов (12%). Всего на момент проведения исследования в Саратове присутствовало 11 сетевых компаний: «Ветеран», «Дубль-Л», «Еврострой», «Зодчество», «Караван», «Левша», «Строймаркет», «Строймир», «Текс колор», «Флагман», «Форпост».

Назовем пятерку лидеров по известности из числа магазинов, название которых участники исследования смогли вспомнить без подсказки: «Старик Хоттабыч», «Строймаркет», «Форпост», «Ассорти», «Зодчество». В рейтинге наведенной известности (респонденту предлагался список магазинов, из которых он выбирал те, о которых что-то слышал) соотношение в пятерке лидеров изменилось: «Старик Хоттабыч» (69%), «Строймаркет» (43%), «Ветеран» (38%), «Ассорти» (38%), «Форпост» (30%). А теперь назовем десятку наиболее посещаемых, с точки зрения участников опроса, магазинов: «Старик Хоттабыч» (43%), «Строймаркет» (29%), «Ветеран» (27%), «Ассорти» (23%), «Форпост» (20%), «Зодчество» (20%), «Еврострой» (18%), «Сделай Сам» (16%), «Флагман» (16%), «Стабильность» (12%).

С незначительными изменениями та же десятка вошла в перечень наиболее популярных мест покупки СОМ. В данном случае респонденты отвечали на вопрос: «В каких магазинах вы совершали покупки хотя бы раз?». Итак, хотя бы раз совершали покупку в «Старике Хоттабыче» 28% опрошенных, в «Строймаркете» – 23%, в «Ветеране» – 22%, в «Зодчестве» – 18%, в «Ассорти» – 17%, в «Форпосте» – 14%, в «Еврострое» – 13%, в «Флагмане» и «Сделай Сам» – 12,56%, в «Стабильности» 12,2%.

Зато в рейтинге доверия в десятку вошел магазин «Интерьер», вытеснив на 11-ю позицию «Флагман». В ответах на вопрос: «если бы ваши родственники или знакомые задумали сделать ремонт, какой бы магазин вы им посоветовали?» участники опроса называли «Старик Хоттабыч» (24,5%), «Строймаркет» (16%), «Ассорти» (13,6%), «Зодчество» (13,2%), «Форпост» (12%), «Стабильность» (10%), «Интерьер» (9,7%), «Ветеран», «Еврострой» (по 9,2%), «Сделай Сам» (8,8%).

КАК ПРОДАЕТ

Потребительская оценка магазинов (компаний) проводилась по пятибалльной шкале. При этом при оценке ассортимента 1 балл ставился, если ассортимент был крайне бедным, 2-просто бедным, 3 балла – при среднем выборе, 4 – хороший выбор с некоторыми оговорками, пятерку получали магазины, где есть все необходимое. По уровню цен 1 балл получали магазины с очень низкими ценами, 2 – просто низкими, 3 – магазины со средними ценами, 4 – с высокими, 5 – с очень высокими. Сервисные и дополнительные услуги оценивались также по пятибалльной системе, при этом 1 балл получали магазины с очень маленьким набором услуг, 2 – с недостаточным набором, 3 – при нехватке некоторых услуг, 4 – при достаточном наборе услуг, 5 – когда оказывались все необходимые услуги. Оценивалась также и работа продавцов – от 1 балла (абсолютно неудовлетворен работой продавцов) до 5 (полностью удовлетворен). При анализе сводной таблицы (см. таблицу № 1) можно увидеть, что ни один из фигурантов списка не опустился ниже тройки. Причем даже «Левша», замыкающий таблицу, имеет свои преимущества перед лидерами: уровень цен в этом магазине, по мнению респондентов, самый низкий (2,87 балла), а сервис на среднем уровне. Таким образом, даже при относительно нешироком ассортименте участники рынка СОМ демонстрируют достаточно высокий уровень обслуживания и хорошую квалификацию продавцов.

НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

Опрос показал, что граждане, озабоченные ремонтом, предпочитают делать его самостоятельно (76% опрошенных) и только 18% нанимают профессионалов для проведения отдельных видов работ, 10% нанимают бригаду на все работы. Закупку необходимых материалов участники опроса также чаще всего производят самостоятельно (61%), 31% доверяет закупку строителям, но по своим указаниям. Покупать строительно-отделочные материалы участники опроса в большинстве своем (51%) предпочитают в специализированных магазинах, 21% идут в строительный супермаркет, по 12% идут за необходимым в хозмаги и на рынок. Несколько огорчает тот факт, что такая усиленно раскручиваемая услуга, как покупка в кредит, еще не нашла, на момент проведения опроса, своего потребителя: обязательно купят в кредит менее 1% опрошенных, может быть, купят в кредит 5%, решительно не воспользуются этой услугой 47%, но 27% пока для себя не решили.

ЧТО ПОКУПАЮТ

В несомненных лидерах – краска (35%), обои – 33%, сухие смеси – 24,5%, шпатлевка и грунтовка – 19% и модные ныне подвесные потолки – 18%. Гипсокартон и комплектующие планируют прикупить для ремонта 15% опрошенных, линолеум – 13%. 9% считают, что не грех бы приобрести модные аксессуары для ванной, 7% – напольную плитку, 11% – плитку облицовочную. Не особо популярны ковровые покрытия (5%), стеновыми панелями увлекаются только 2%, а паркетом 1,5%.

Тысяча типичных домохозяев продемонстрировали неплохую осведомленность о марках СОМ. 23% знают, что есть гипсокартон «Кубань Кнауф», ковровые покрытия «Идеал» (8%), линолеум «Синтерос» (52%). О паркете «Кронотекс» слышали 7%, краски «Ореол», ярославские, «Тиккурила» знают 61, 56 и 42% соответственно. Подвесные потолки «Армстронг» известны 21%, саратовские обои знают 43%, сантехнику «Акватон» – 14%. Среди строительных смесей лидером известности является марка «Кнауф» (32%), а в семействе кафельных плиток – шахтинская (17%), «Лира керамика» (13%), волгоградская (12%).

Однако наличие хорошей рекламы имеет значение только для 0,76% опрошенных. Куда важнее при выборе СОМ соотношение цена/качество (72%), прочность (60%), долговечность (55%), гарантия на товар (54%), экологичность (45%). Наличие сертификатов и подробной аннотации значимо для 12 и 4% соответственно. Срок годности важен для 14%, страна-изготовитель – для 12%.

ГДЕ ПОКУПАЮТ

Какие характеристики магазинов наиболее важны для тысячи типичных домохозяев? Ведущие позиции в рейтинге значимости занимают ассортимент (68%), система скидок (51%), месторасположение (50%), ценовой ассортимент (48%), гарантированное качество товара (43%). На наличие дополнительных услуг и качество обслуживания обращают внимание 24 и 17% соответственно. Удобный режим работы и наличие парковки важны для 17 и 10%. А вот просторный зал и привлекательное оформление магазина оценили только 2 и 0,78% потенциальных потребителей. Из дополнительных услуг наиболее значимы бесплатная доставка до подъезда (80%) и консультации дизайнеров (63%).

Да, неприхотлив наш покупатель. Красоте и удобству залов он предпочитает широту ассортимента и скидки, возможности заказать товар по каталогу (21%) – бесплатную доставку до подъезда. Но уж коль скоро 62% типичных обывателей нынче летом делают хотя бы косметический ремонт своих квартир, спад этому рынку точно не грозит.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 32 (94), 20-26 августа 2004 г. 


Автор статьи:  Наталья МАУС
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: