Яндекс.Метрика

Мы убиваем КВН?

Мы убиваем КВН?

Открытие школы КВН при студенческом клубе пединститута запланировано на середину ноября. Учить играть в КВН будут руководитель университетской лиги Дмитрий Мясников и, возможно, приглашенные актеры, режиссеры, вокалисты. Если захотят уделить штудиям свое личное время, конечно. Способна ли подобная школа поднять саратовский КВН на новый уровень?

ПРИВЕТСТВИЕ

Вообще, идея научить быть веселым и находчивым зародилась не сегодня. В начале 90-х вышло методическое пособие по КВН, для «домашнего», что называется, пользования. Эта книжка, возможно, подстегнула студенческие команды создать «настоящий» КВН – до этого играли на очень любительском уровне. В Саратове бум соревнований пришелся на последнее пятилетие прошлого века. Преобразились уже существовавшие лиги в вузах, появилась городская и областная лига. Игра стала популярна. В настоящее же время, по словам Дмитрия Мясникова, саратовский КВН находится в состоянии стабилизации после пережитого кризиса. Года два назад с организацией соревнований возникали проблемы, старые команды распались, у молодежи не было желания играть.

Школа, наверное, и будет залогом нового взлета популярности КВН. Своеобразной «фабрикой» для изготовления профессиональных КВН-команд. Хорошо, если все это не превратится в конвейер. А команд в Саратове не так уж и мало. В каждом из внутривузовских соревнований сегодня участвуют до двадцати (это самое большее), а в играх городской лиги – до четырнадцати студенческих коллективов. Более пятидесяти команд выступают в конкурсе между клубными учреждениями области.

Вряд ли в ближайшее время какая-нибудь из этих команд осуществит заветную мечту любого КВНщика – играть в высшей лиге, с Масляковым. Потому что нет денег: на аппаратуру (свой звук всегда качественнее), на костюмы (можно, конечно, в своей одежде выступать, но гораздо эффектнее – в одинаковых футболках с символикой команды), на сценаристов (за «пьеску» можно по знакомству отдать от 1500 рублей, а репетиция вместе с автором сценария стоит где-то 5000 рублей). Просто чтобы принять участие в Сочинском фестивале, показать себя, нужно заплатить вступительный взнос 4,5 тысячи рублей. Проезд и проживание – за свой счет.

РАЗМИНКА

Другая проблема – низкий уровень шуток студенческого и, тем более, сельского клубного КВН. В саратовском КВН, в отличие от центрального, самый «живой» конкурс – «разминка» не так сильно проигрывает заготовленным «приветствию», «музыкальному» и другим. Зато эти самые заготовки сыграны так слабо, что за выступающих иногда становится стыдно.

Саратовцы не оригинальны – шутят на темы, «подсмотренные» в высшей лиге: реклама, спортивные неудачи, фильмы, эстрада. И политика – в основном, общероссийская и международная (как и в высшей лиге). В перипетии местных политических отношений молодые шутники почти не вникают. Зато немало поводов посмеяться дает родная студенческая жизнь, но и тут все обычно – сессия, странности преподавателей и «если студента и студентку запереть в холодной комнате».

В 80-х годах, когда КВН возобновили после большого перерыва, за качеством и «правильностью» шуток следили цензоры. «Система контроля была многоступенчатой. Первой ступенью были, конечно, Меньшиков и Масляков. И, надо отдать им должное, они умудрились превратить систему запрета в систему сотрудничества, совместной с командами борьбы за то, чтобы показанное на сцене дошло до телевизионного экрана» (из книги «Мы начинаем КВН»). Сегодня вместо цензуры – редактура; руководители лиг, просматривая сценарии участников, вырезают откровенные глупости и плагиат.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

КВН вообще сильно изменился за все время существования. В самом начале он был неспешным и «литературным», выступления длились иногда по 10 минут. Рожденный в «оттепель», он был символом новой эпохи. Такую же роль КВН продолжил играть в перестройку. Когда всех восхищала и дразнила смелость шуток, когда зрители не знали, смеяться им или нет, потому что все еще побаивались. Все были возбуждены и ждали перемен. Но отсутствовавший десять с лишком лет КВН «превратился в легенду. Любая возможность прямого сравнения неизменно была бы не в пользу новой. Поэтому-то идея нового КВН формулировалась не столько как возрождение, сколько как создание новой передачи со старым названием» (из книги «Мы начинаем КВН»).

В наши дни КВН опять поменял сущность. Это некий гибрид самодеятельности и эстрады – шоу-бизнес, но «народный». Сегодня на КВН – раскрученной за десятилетия марке – можно делать неплохие деньги. Едва засветившаяся в высшей лиге команда, отыграв сезон, отправляется с гастролями по стране. Почти у каждой команды есть своя «звезда», на которой строится все выступление. Все остальные – кордебалет. Не избежал КВН и главной проблемы нашей эстрады: повального желания выступать при отсутствии у большинства участников авторских и актерских способностей. В результате – скучные «разминки» и оплачиваемые профессиональные сценаристы.

Но ведь это шоу-бизнес, и зрителю важно не то, «как мы сочиняли», а получившийся результат. Написанный профессионалом сценарий защищает от грубой самодеятельности и, насыщенный драматургическими приемами, придает зрелищности. Может быть, если бы все команды писали сами, по ТВ просто было бы некого показывать. Для «разминки» заготавливают универсальные ответы, потенциально подходящие к любому вопросу. Или приглашают в команду – только ради этого конкурса – специального острослова. А началось все с того, что в конце 60-х командам начали заранее раскрывать содержание конкурсов, желая поднять уровень КВНа.

Известные на всю страну КВНщики иногда связывают дальнейшую жизнь с шоу-бизнесом: Елена Ханга, Татьяна Лазарева, Сергей Сивохо, Геннадий Хазанов, Валдис Пельш, Александр Гуревич и другие. Для игроков провинциального КВНа участие во внутривузовской лиге обычно становится невинным студенческим развлечением – не более чем на пять лет. Хотя те, кто поддерживает сейчас саратовский КВН, в основном играли когда-то сами. Дмитрий Мясников говорит, что создает школу и вообще участвует в КВНовской жизни города потому, что сильно привязался к своему «детищу» – команде «АСП», где играл студентом, а теперь – капитан. Но не рождает ли провинциальный КВН ситуацию, когда «любовь зла...»?


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», №42 (57) 21-27ноября 2003 г.


Автор статьи:  Ася САФИУЛЛИНА
Рубрика:  Отдых/Путешествия

Возврат к списку


Материалы по теме: