«Экспресс-Волга»: дорога длиной в 9 лет
Для любой коммерческой структуры 9 лет существования в нашей стране, богатой на реформы и перемены, – это серьезный срок. Для банка – тем более. Центробанк России выдал лицензию коммерческому межотраслевому банку стабилизации и развития «Экспресс-Волга» 6 сентября 1994 года. Сегодня, спустя 9 лет, банк – один из лидеров бизнеса Саратовской области и Приволжского федерального округа. Какой будет дальнейшая стратегия его развития? Что нового готовит «Экспресс-Волга» для клиентов и партнеров? Могут ли банки реально помочь развитию малого и среднего бизнеса на территории региона? На эти и другие темы накануне очередной годовщины создания банка «Экспресс-Волга» обозреватель «Новых времен» побеседовал с Председателем Правления банка Евгением Зубаковым.
– Евгений Геннадьевич, банк «Экспресс-Волга» работает на рынке по российским меркам солидный срок. Как вы оцениваете ситуацию в банковском секторе области и в стране в целом?
В этих процессах нет ничего страшного. Главное – насколько это выгодно клиентам. Сейчас все большую значимость в банковском бизнесе приобретает борьба технологий – кредитования, управленческих, операций с использованием Интернета. И конкуренция банков идет на благо клиентов и партнеров.
– Судя по цифрам, не только предприятия, но и жители Саратовской области оценили надежность банка «Экспресс-Волга»... – Да, за последний год объем вкладов населения вырос на 80% и составляет сейчас около 1,4 млрд рублей. Мы уделяем много внимания и времени работе с физическими лицами. В частности, банк запустил программу кредитования сотрудников наших предприятий-партнеров. И мы намерены широко о ней заявить в недалеком будущем. Вообще, тенденция увеличения объемов кредитования частных лиц просматривается очень четко – и в Саратовской области, и в целом по стране. Наш регион пока несколько отстает от Москвы, Санкт-Петербурга и Самары. В целом же пока ситуация далека от той, какой она могла бы быть. Скажем, в среднем западном банке средний размер кредита частному лицу составляет примерно 30 тысяч евро.
– А в нашей стране? – Я могу дать только субъективную оценку. Но, дай Бог, если средняя сумма кредита частному лицу составляет 30 тысяч рублей. В любом случае, мы намерены более активно работать в этом сегменте рынка. Так, с одной из страховых компаний банк планирует в ближайшее время запустить проект кредитования с использованием «скорринговой» оценки заемщика. Это западная система, которая позволяет оценить кредитоспособность клиента буквально за полчаса. Много внимания банк уделяет и качеству обслуживания клиентов. Так, в ближайшее время мы планируем открыть зал по обслуживанию VIP-клиентов – частных лиц.
– И все-таки основная доля ваших кредитов приходится на предприятия и компании... – Да, это так. И мы намерены не только поддерживать отношения с нашими старыми клиентами, но и развивать сотрудничество с новыми. Для этого за последнее время мы создали ряд проектов, которые помогут развитию малого и среднего бизнеса. Это, в частности, кредитование на покупку недвижимости для коммерческих организаций. Заемщику необходимо иметь 30% собственных средств, срок кредита – до 2-х лет. За этот период предприятие, как правило, уплачивает арендную плату, которая сравнима со стоимостью кредита.
– Предприятия и фирмы нередко предъявляют претензии к банкам в том, что кредиты нельзя получить на длительные сроки. Так ли это? – Деньги населения банки привлекают в основном на короткие сроки, такова сейчас конъюнктура рынка. Согласно нормативам Банка России мы должны увязывать сроки кредитования со сроками своих обязательств перед вкладчиками. Однако по опыту нашего банка могу сказать, что это не мешает нам кредитовать долгосрочные инвестиционные проекты малого бизнеса. У нас есть немало примеров, когда предприниматели, которые оформляли ссуды на год и показали свою благонадежность, нередко пользуются кредитами по 3-5 лет.
Те предприниматели, которые могут доказать состоятельность своих проектов, находят на них деньги. Я не вижу проблем для предпринимателя с получением кредитов в нашем банке. Тем более что ставки имеют тенденцию к снижению.
– Одной из основных тем, которые обсуждают сегодня СМИ в отношении российского бизнеса, остается его непрозрачность и необходимость перемен в этом отношении. Насколько это оправданно и нужно с точки зрения банков? – Если взять за основу западный сценарий развития экономики в нашей стране, то увеличение «прозрачности» для нормальной работы компаний и предприятий неизбежно. Банки больше других заинтересованы в том, чтобы малый бизнес развивался и выходил из «тени». Ведь тогда будет увеличиваться спрос и на банковские услуги. Более того: можно утверждать, что многие наши клиенты «вырастали» именно за счет повышения прозрачности. В целом же в этом отношении многое, конечно, зависит и от власти. На примере событий последних месяцев получается ситуация, при которой власть одной рукой дает сигнал на «прозрачность», а другой рукой – прямо противоположный.
– Вернемся к кредитным проектам банка «Экспресс-Волга». Как развивается бизнес ваших клиентов благодаря кредитам? – Немало предприятий, с которыми мы когда-то начинали работать, были тогда небольшими и малоизвестными. За эти годы многие из них вышли на федеральный уровень. Таких примеров немало. Это известное предприятие «СТАММ», производящее канцтовары, мебельная фабрика «Мария», компания «Лиа-Лев», развивающая сеть продовольственных магазинов «В Яблочко».
В этом году из известных саратовцам кредитных проектов можно назвать ресторан «Улей» предпринимателя Мешкова. Наш банк кредитовал и другие его проекты – рестораны «Барракуда», «Львиное сердце». Мы кредитовали открывшиеся недавно бутики модной одежды «Hugo Boss» и «Max Mara». Кроме того, банк выступил кредитором и для такого социально значимого предприятия, как комбинат детского питания. Мы надеемся, что в течение 4-х ближайших месяцев этот комбинат, наконец, заработает.
В заключение мне хотелось бы высказать слова благодарности всем предпринимателям области за все, что они совершили за последние 10 лет. Я считаю, что не менее 70% всех позитивных перемен за это время на территории области произошли благодаря усилиям бизнесменов. А потому мы всегда открыты для обсуждения новых проектов.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 32 (47), 5-11 сентября 2003 г.
Рубрика: Экономика/Бизнес