Яндекс.Метрика

Путешествие будет опасным

Путешествие будет опасным

Как минимум сто саратовцев, возвращавшихся в прошлые выходные с отдыха на Черном море, не знали точно – доедут они до дома живыми или нет. Причина проста: турфирмы везли своих клиентов с отдыха на неисправных автобусах. Причем, формально не нарушая договоров. Контролирующие ведомства, даже если захотят, вряд ли до конца лета успеют принять меры. А потому тем, кто еще только собирается поехать автобусом к морю, лучше знать заранее – какие испытания могут выпасть на их долю. Автору, который сам был в числе упомянутой выше сотни саратовцев, не хочется излишне драматизировать ситуацию и уж тем более «каркать». Но нужно называть вещи своими именами: кому-то путевка, купленная у другого туроператора, возможно, просто спасет жизнь.

А МОРЕ – ПОДОЖДЕТ

Путешествие автобусом на отдых в курортный поселок Кабардинку, что находится между Геленджиком и Новороссийском, наша компания решила совершить с помощью Бюро путешествий и экскурсий «Саратовское». Выбрали именно эту турфирму, руководствуясь простым принципом: поскольку Бюро существует не один десяток лет, то «уж эти-то не подведут». Надежды, увы, в полной мере не оправдались. А «подпорченный» отдых на море предлагают в Саратове и несколько других компаний, с клиентами которых нам довелось пообщаться в путешествии.

Поездка «туда» была вполне нормальной. Особенно после того, как автобус выехал за территорию Саратовской губернии. Дороги стали на удивление ровными, и автобус развивал скорость, о которой на саратовских ямах и колдобинах остается пока только мечтать.

В нашем автобусе, как выяснилось, ехали клиенты сразу нескольких турфирм. И «пункты назначения», как нетрудно догадаться, были у них тоже разными. Сначала мы выгрузили часть группы в Анапе. Эти люди ехали на отдых с помощью саратовской компании с громким названием «Голден тур». Как показали первые же минуты пребывания в Анапе, насчет «золотого» отдыха хозяева конторы явно погорячились. Водители высадили «анапских» на автовокзале. Но там их никто не ждал. Сопровождающая наш автобус тут же заявила, что пострадают от этой безалаберности не только сами «анапские», но и мы, которым еще предстояло через Новороссийск ехать в Кабардинку. Потому что автобус не поедет, пока «анапских» не пристроят, куда надо. Водители нашего автобуса тут же «оптимистично» пояснили, что однажды в подобной ситуации все сидели в Анапе до 5-ти часов дня. Учитывая, что в этот момент на часах было 9 утра, все приуныли и начали возмущаться. Впрочем, уехали из Анапы мы довольно скоро. А вот те, кто там остался, по их рассказам, расселились окончательно лишь к 3-м часам дня.

СКАЗКИ «ЧЕРНОМОРЬЯ»

Следующий пример наплевательского отношения к своим клиентам со стороны турконтор ждал нас в Кабардинке. Вернее, на одной из экскурсий, куда мы поехали с помощью фирмы «Черноморье». Ближе к концу пешеходной экскурсии по горам, лесам и водопадам нас застиг ливень. Выбора не было, и вся группа терпеливо шла около часа в холодном лесу под проливным дождем, ожидая, что на конечном пункте с удовольствием загрузится в теплый автобус и поедет себе восвояси. Как бы не так! Никакого автобуса на стоянке не было. Дожидаться его пришлось 40 минут (!). Нескольким счастливчикам удалось вовремя спрятаться под навесом маленького магазинчика. Остальные стояли под деревьями или вообще под открытым небом.

Как выяснилось, автобус, который по нашим расчетам должен был дожидаться нас как минимум час, действительно приезжал. Но потом уехал! Очевидно, слегка «подхалтурить». Возмущаться в адрес фирмы «Черноморье» было бессмысленно. Единственным документом, который мог доказать факт нашего с ней взаимодействия, была квитанция, которую выдал молодой человек, продавший нам тур на главной улице Кабардинки. Но после того, как автобус утром взял курс на место назначения, девушка-экскурсовод с милой улыбкой все эти квитанции собрала.

Надеюсь, что рано или поздно разбираться с этой конторой будет администрация Геленджика и Краснодарского края. Ну а вы, дорогие читатели, просто помните это милое название – «Черноморье» – и занесите его навсегда в свой «черный список». Потому что в Кабардинке есть и другие фирмы. У них с организацией отдыха все обстоит гораздо лучше.

НУ ЗАЧЕМ В ЭТУ БРИЧКУ МЫ СЕЛИ...

Самым же печальным этапом нашего путешествия была дорога домой. Во сколько точно за нами должен был приехать автобус, нам никто сообщить не потрудился. Было известно лишь, что он прибудет «после обеда». О том, чтобы позвонить в день отъезда в гостиницу и сообщить время прибытия автобуса, организаторы тоже додуматься не смогли. В результате вся наша «кабардинкская» группа была вынуждена тупо сидеть «после обеда» в гостинице и по окрестным скверам, не имея возможности ни сходить на море, ни погулять где-либо.

Наконец, через полтора часа транспорт прибыл. Вымученные саратовцы, приехавшие на нем, сообщили, что автобус старый, то ли 1977-го, то ли 1978-го года рождения, настолько «разболтан», что чувствуется в нем каждая кочка, что внутри очень душно, и главное, по дороге ломался 6 (!) раз. Да и сейчас он сломан, а потому отъезд откладывается.

Реальность превзошла все ожидания. В автобусе было не просто душно. Это была настоящая сауна на колесах, потому что кондиционеры работали только во время движения. Расстояния между креслами подошли бы лишь тем, кто вовсе не имеет ног. А потому дорогу пришлось провести в крайне неудобном положении. Туалет, как обронили водители, у них был «самодельным». Любой, кто заходил туда хоть на минуту, выносил за собой жуткий смрадный «шлейф».

Из Кабардинки мы выехали около 16 часов. Но если вы думаете, что мы сразу поехали в Саратов, вы глубоко ошибаетесь. Еще три с лишним часа (!) мы развозили по Геленджику (ехать до него 20 минут) и забирали оттуда других туристов. Мало того: потом водители категорически заявили, что они страшно устали, а потому хотят поесть и искупаться в море. Тем более что, по их собственному признанию, они перед этим не спали два дня. Одним словом, лишь в начале девятого вечера мы выехали из Геленджика в Саратов.

ПРОКАТИМСЯ НА КАТАФАЛКЕ!

Но приключения еще только начинались. Вскоре после того, как автобус начал спускаться по горной дороге-«серпантину» с Михайловского перевала, в салоне появился явственный запах гари. Из-за постоянного торможения у «дедушки»-автобуса загорелись тормозные колодки. Уже через 20 минут после того, как якобы отремонтированный автобус снова тронулся в путь, в районе правого заднего колеса что-то очень громко хрустнуло, звякнуло и зашипело. И мы снова остановились.

Водители, на которых от усталости просто «не было лиц», в сгущающейся темноте начали что-то чинить. Что произошло, когда мы поедем и поедем ли вообще, было совершенно непонятно. Сопровождающая группу женщина от «Голден-тура» не потрудилась даже выйти на улицу к встревоженным туристам и хоть что-то им сказать.

Среди пассажиров в мгновение ока расползлась информация о том, что водитель уже давно «держит автобус на руках», то есть едет исключительно на ручном тормозе, поскольку тормоза у машины отказали. Женщины с маленькими детьми (а их было немало), как наиболее впечатлительные по «роду занятий», по-настоящему запаниковали. Сопровождающая, отвечая уже на жесткие требования объяснить ситуацию, выразилась в том духе, что опасность такая же, как если бы мы «шли по улице, и на нас упал кирпич (!)». Водители на вопросы толком не отвечали. А на фразу одной из девушек: «Мы боимся!», – водитель сурово ответил: «Бойтесь».

Ситуация вырисовывалась простая и жестокая: старый автобус без тормозов, уставшие до последней степени водители, незнакомая им горная дорога, около 60 пассажиров в салоне, треть из которых – дети. Впереди маячила перспектива в первые же несколько минут после того, как машина тронется, оказаться в ближайшем овраге.

Появилась идея заночевать прямо на трассе, а от тур-фирм ультимативно потребовать прислать другой, исправный автобус. Сопровождающая на это заявила, что у нее нет мобильного телефона, а воспользоваться теми, что предложили насмерть перепуганные женщины, она отказалась. В итоге водители строго приказали всем занять места, и мы тронулись в путь. Трудно передать все эмоции, которые обуревали пассажиров. Каждое ускорение движения вниз казалось последним. Многие провели ночь без сна.

КТО ОТВЕТИТ?

К счастью, мы доехали до Саратова. Водители автобуса Н 592 ЕТ (кстати, замечаете, какое словцо складывается из этих букв?), несмотря на усталость, нас до малой Родины довезли. Правда, лишь к 9 часам вечера следующего дня. Больше всего, конечно, не повезло «анапским». Их забрали первыми, и они провели в автобусе более 30-ти часов, так как выехали из Анапы в два часа дня.

А теперь о самом интересном. Бюро путешествий и экскурсий «Саратовское» в наших злоключениях с формальной точки зрения совершенно не виновато. Договор, который они подписывают со своими клиентами, не обязывает их практически ни к чему. «Фирма не несет ответственности» – чуть ли не самая распространенная фраза в этом документе. При указанных в нем условиях Бюро может заменить вам программу тура, вид транспорта, гостиницу, класс обслуживания, время отправления... Короче, все что угодно! И главное: она «освобождается от ответственности за действия и качество транспортных средств перевозчика», а также за «задержку в движении по причине устранения неисправности». Более того: по договору Фирма не вправе проверять даже подлинность и законность выданной перевозчику лицензии на транспортное средство. То есть, проще говоря, кто, как и с какими последствиями будет везти вас к морю и на море, – Бюро совершенно «по барабану». Оно обязуется лишь, в случае чего, «информировать» органы власти и «заинтересованных лиц» – о чрезвычайных происшествиях с Заказчиком, а также «о невозвращении Заказчика из путешествия». Круто, ничего не скажешь.

Однако факт остается фактом: автобус, который прислали за нами, был просто плохой. И организаторы из бюро путешествий сильно кривят душой, когда заявляют, что «на момент отправления автобус был исправен». Сели бы да проехали на нем хотя бы до границы Саратова! Сразу бы поняли, что эту разбитую машину давно уже нельзя выпускать на такие дальние и ответственные маршруты.

Впрочем, проблема в том, что неисправным был не только наш транспорт. По дороге мы встретили автобус С 364 УМ, на котором с отдыха, организованного фирмой «Огни Саратова», возвращались еще несколько десятков наших земляков. Они рассказали, что их автобус тоже постоянно ломался в дороге. В результате и они в кого-то врезались, и в них кто-то врезался. Есть свидетельства клиентов и других фирм, которым обещают хорошие автобусы, на деле оказывающиеся старыми и разбитыми «колымагами». Почему компании ведут себя так вызывающе? Может быть, на этот вопрос знает ответ ведомство г-на Ахмерова? Или в данном случае, поскольку предприятия коммерческие, там тоже никто никакой ответственности не несет?

* * *

Когда мы обратились за комментариями в Бюро путешествий и экскурсий, то там, разумеется, очень сильно удивились. О том, что у нас по дороге домой сложилась такая ситуация, сотрудники Бюро во главе с директором Беллой Гордеевой были ну совершенно не в курсе! Что само по себе уже достаточно симптоматично. Хотя и неудивительно. Ведь автобус наш никто по возвращении в Саратов не встречал.

Мы не сомневаемся, что, случись с нами что-то серьезное, руководство Бюро, а также всевозможных «золотых» и «платиновых» «Туров» огромными крокодильими слезами оплакало бы наши несчастные судьбы. Чиновники наверняка бы щедро раздавали гневные комментарии о том, что «все виновные будут наказаны», и ничего подобного больше никогда не произойдет. Но нам не нужны все ваши «потом», дамы и господа! Кто-то уже сейчас должен понести ответственность за это безобразие, которое чревато самыми серьезными последствиями. Иначе однажды один из автобусов просто превратится в катафалк.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 28 (43), 1-7 августа 2003 г.


Автор статьи:  Олег СВОБОДИН
Рубрика:  Отдых/Путешествия

Возврат к списку


Материалы по теме: