Яндекс.Метрика

Тесто для тестов

Тесто для тестов

Карен Хьюитт (Оксфордский университет): несколько замечаний относительно английской экзаменационной системы в 2003 году

Интенсивный переход на тестовую экзаменационную систему как якобы единственно принятую в мире вызывает споры. Специально для газеты «Новые времена» своими размышлениями на этот счет делится университетский преподаватель из Великобритании.

Слово «тест» мы используем для обозначения простейших упражнений, направленных на то, чтобы выяснить, запомнил человек те или иные элементарные факты или нет. «Назовите даты жизни Петра Великого? Как называется город, основанный им? Где он расположен? Кто являлся его основным военным противником? Назовите даты начала и окончания войны между ними?» Тест не подразумевает какого бы то ни было анализа материала. Время от времени в конце урока учитель говорит ученикам: «Возьмите листок бумаги и ответьте на следующие вопросы». Уверена, что и русские учителя используют такого рода тесты в процессе обучения.

Экзамены – совсем другое дело. Здесь речь идет о серьезной попытке выяснить, что ученики знают и что они поняли. В Англии (в Шотландии существует несколько иная система) ученики сдают общенациональные экзамены в 16 и в 18 лет (общий экзамен и экзамен уровня А).

Общий экзамен по нескольким предметам проходят почти все. Способные дети экзаменуются по 10 дисциплинам. При сдаче экзамена уровня А, предназначенного для тех детей, которые собираются поступать в университеты и другие высшие учебные заведения, большинство учеников экзаменуется по трем предметам. Все эти экзамены письменные. По каждому предмету нужно подать одну или две письменные работы (экзамен уровня А предполагает 3 письменные работы по каждому предмету). Перед тем, как сесть за написание такой работы, ученик получает список вопросов, но имеет право отвечать не на все. Типичная экзаменационная работа состоит из двух частей, первая из которых является обязательной – скажем, ученику предлагается ответить на вопрос, касающийся одной из шекспировских пьес – и на работу над ней отводится около часа. Вторая часть заключает в себе 7 вопросов по литературе, и ученикам нужно за полтора часа ответить на три из них.

Очень часто ответом на вопрос должно стать небольшое «эссе» (сочинение), в особенности если речь идет об английском или об истории. Ученик, к примеру, должен написать эссе за 45 минут; а потом ответить, опять же, к примеру, на три вопроса, по страничке на каждый. Таким образом, он должен продемонстрировать владение материалом, осознание материала, умение связно мыслить и навыки письменной речи. В ответах на дополнительные вопросы существенным критерием является также сжатость и аргументированность. При сдаче экзамена уровня А на каждый вопрос дается примерно по часу.

Если речь идет о географии, то вопросы будут касаться карт и схем, и, может статься, ученику придется самому нарисовать схему, чтобы объяснить, почему происходит то или иное явление.

Порой, особенно при сдаче экзаменов по языкам и предметам, требующим знания фактов, ученикам предлагается вставить ответы в готовую форму. Им оставляют, к примеру, 4 свободные строки, и они должны привести примеры на то или иное грамматическое правило или назвать 4 возможные причины того или иного явления. Но вопросы такого рода всегда составляют всего лишь часть общего экзамена. И никоим образом не отменяют более сложных форм работы, ориентированных на контроль степени усвоения и понимания материала и умения излагать свою точку зрения.

Кроме того, от 20% до 40% общей оценки выводится из «текущей работы», как классной, так и домашней (сочинения, рефераты, комментарии, описания со схемами и иллюстрациями, творческие работы и т.д.).

По окончании экзаменов экзаменационные работы (на каждой из которых проставляется код школы и код учащегося) вместе с подшивкой «текущих работ» отправляются в центральный офис, где их оценивают эксперты, в основном из числа вышедших на пенсию учителей. Эта процедура обычно занимает несколько недель. Экспертов тоже проверяют, для того чтобы выяснить, соответствуют ли выставленные ими оценки обычному уровню требований (эксперты могут оказаться слишком добрыми или слишком строгими. В том случае, если замечания к работе покажутся необоснованными, работу заново оценит другой эксперт, и если оценки будут слишком серьезно расходиться между собой, последует обсуждение работы). Затем все результаты (включая результаты текущей работы) выстраиваются по нисходящей, ученикам присваиваются баллы за каждый сданный экзамен, после чего об этих баллах узнают сами ученики. Экзамены проходят в июне, результаты же обычно становятся известны ближе к концу августа.

Поскольку все работы анонимны и оцениваются людьми, которые не знают, из какой школы пришла та или иная работа, коррупция, как мне кажется, исключена практически полностью. Учителю также будет непросто сколь-нибудь существенно улучшить работу своего ученика, поскольку работы письменные, и ответы на вопросы не сводятся к «да» или «нет».

Тест с вариантами ответов. Такого рода тесты, рекомендуемые ныне в России, в Англии были введены на экзаменах по нескольким дисциплинам приблизительно в конце семидесятых. Учителям объяснили, что такого рода тесты удобны в обращении, их легко оценивать, и составлены они так, чтобы выявить действительный уровень знаний ученика. Затем прибавилась еще и возможность их компьютерной обработки и оценки.

Но такого рода тесты у нас больше не используются. Учителя сразу поняли, а затем даже и бюрократы вынуждены были признать, что: (а) они оценивают очень ограниченный и узкий спектр знаний; (б) они не дают ученику возможности обосновать свой ответ; (в) они крайне плохо сбалансированы с социальной и гендерной точки зрения (простейшие вопросы, относящиеся к сельской жизни, ставят в невыгодное положение городских детей; вопросы относительно – скажем – марок самолетов ставят в невыгодное положение девочек, и т.д.); (г) поскольку детям не предоставляется возможность выбора, они не могут продемонстрировать свои сильные стороны; (д) дети с развитым воображением могут придумать основания, по которым верным будет едва ли не любой вариант ответа, и тогда они начинают играть в угадайку, пытаясь найти не тот ответ, который будет самым лучшим или самым интересным, а тот, который более всего придется по вкусу учителю.

Тесты с вариантами ответов уже много лет назад были признаны у нас моделью неудовлетворительной. Возможно, где-то, в каких-нибудь чисто технических дисциплинах они применяются до сих пор, но в подавляющем числе дисциплин их отменили еще в начале девяностых.

У нынешней английской системы образования есть свои недостатки. Сейчас наши дети сдают экзамены в 7, 11 и в 14 лет. Они «перегружены экзаменами». Некоторые экзамены для самых младших школьников плохо продуманы. Существует целый ряд проблем в связи с оценкой детей с различным уровнем развития: поскольку вопрос, вполне удобный для оценки знаний одной группы, может быть непригоден для другой, более «умной» группы. И так далее.

И еще две проблемы, на которых я хотела бы остановиться.

1. Не существует никакой единой «западной» модели образования. У каждой страны – своя собственная система и свои традиции. С моей точки зрения, между французской и русской системами много общего – и обе эти системы радикально отличаются от того, что в этом смысле происходит в Англии. Немецкое образование строится по третьему сценарию. И все эти модели очень не похожи на ту, которая действует в Соединенных Штатах. Вот там-то как раз все и основано на множестве элементарных тестов, и каждый ребенок получает свой балл по сумме набранных результатов. С этим баллом он и шествует дальше по жизни, хотя, приложив определенные усилия, может со временем изменить его в лучшую сторону. А еще в Америке практически не ограничен выбор ученика, он оказывается перед этаким огромным меню – самые разные предметы и самые разные темы в составе этих предметов, и детям предоставляется широчайшая возможность выбора тех курсов, которые они сочтут для себя нужными. Я не очень хорошо разбираюсь в американской системе образования, но знаю, что она очень, очень отлична от нашей – и от других европейских. И очень немногие европейцы являются сторонниками американской системы.

2. Школы, учителя, чиновники от образования, родители, дети – все мы постоянно спорим о том, какова цель образования и через какие средства ее можно достичь. Наши школы находятся в постоянном состоянии изменчивости, эксперимента – у каждого очередного правительства на сей счет свои идеи, а школам, в свою очередь, приходится вырабатывать свои, чтобы соответствовать требованиям времени. Мы внимательно следим за тем, что происходит в других странах. Так, например, некоторые школы в Англии проводят сейчас эксперимент с международным экзаменом на степень бакалавра. Этот курс шире нашего «уровня А», но «уровень А» глубже.

Но ни единому правительству даже в голову не придет полностью копировать какую бы то ни было иностранную систему образования, поскольку в этой области, как, наверное, ни в какой другой, слишком многое связано с устоявшимися культурными нормами, со специфическими социальными условиями, с традицией. Даже если нам всем вдруг захочется, чтобы в Англии были немецкие школы, эти школы сразу же перестанут быть немецкими, едва они окажутся в Англии.

Так что эта новая русская идея насчет «принятия западной системы оценки знаний» попросту лишена всякого смысла. О каком Западе идет речь? О которой из западных стран? В какую эпоху?

А вслед за этим следовало бы задуматься над последствиями такого рода радикальных перемен. С экспериментами, которые в результате «пошли не так», мы все уже достаточно хорошо знакомы.

Образование и без того всегда находится в состоянии изменения – само по себе.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 24 (39), 4-10 июля 2003 г.


Автор статьи:  Карен ХЬЮИТТ, перевод с английского Василия ТЕМНОВА
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: