Извоз и ныне там
«У нас еще есть люди, которые чувствуют себя плохо, когда у других все хорошо». Эти легендарные слова, произнесенные Аркадием Райкиным в разгар развитого социализма, как нельзя лучше подходят для некоторых местных чиновников эпохи базарного капитализма. И в первую очередь это относится к транспортным службам администрации Саратова.
Кабинетные регулировщики
То, что частный транспорт полностью захватил власть на дорогах, ни для кого уже не секрет. Канули в Лету те времена, когда рейсового «Икаруса» приходилось на остановке дожидаться по часу, а то и два. А еще, если кто-то забыл, в середине 90-х годов, когда государственный автопарк разваливался на глазах у возмущенных пассажиров, некоторые маршруты автобусов просто «самоликвидировались».
На рубеже веков мы наконец-то получили облегчение в виде частных «извозчиков», перевозящих нас и на больших импортных «Манах» и «Мерседесах», и на юрких «газелях».
Конечно, нынешнему пенсионеру ох, как тяжело, когда его лишают льгот в частном транспорте. Но еще хуже, когда тебе улыбается вариант добираться до нужного места на «топтобусе» – бесплатно и малоэффективно для организма. Поэтому остановимся все-таки на том, что нынешние 450 частных автобусов и 650 «газелей» для Саратова – это хоть какое-то решение глобальной проблемы пассажирских перевозок. Правда, так думают люди, у которых все в порядке с логикой. Например, в городском комитете по промышленности, энергетике, транспорту, топливу и связи чиновники считают иначе.
Судите сами. Вышеупомянутый комитет на днях обнародовал результаты своих исследований пассажиропотока в областном центре. Оказалось, что из 450 автобусов единовременно нас перевозит 315 машин, а также 501 микроавтобус «газель». Понятно, почему не все сразу: часть машин либо выходные, либо находятся на ремонте. Однако по данным специалистов ЦНИИП градостроительства Москвы и института «Саратовгражданпроект», полученным еще в 1998 году, для полного пассажирского счастья в нашем городе должно бегать 363 автобуса. В противном случае, говоря словами того же Райкина, придется иногда намыливаться целиком, чтобы успешно «просклизнуть» в битком набитый «Мерседес» образца третей четверти XX века.
Но господа чиновники вдруг неожиданно задались целью – сократить количество «газелей». Опять-таки, в промышленно-транспортном комитете мэрии озадачились такой проблемой после соответствующих рекомендаций со стороны постоянной комиссии городской думы по промышленности, транспорту, связи и торговле.
План у муниципальных властей очень простой: «газели» отправить на те улицы, которые узки, где целесообразней их движение, нежели больших автобусов. Известен на сегодняшний день и основной лоббист таких планов. Это владельцы самих автобусов. В своих умозаключениях они дошли до того, что «маршрутки» ну никак не подходят для движения в центре Саратова, мешаются «под ногами» и вообще повинны во всех грехах и пробках на дорогах.
При этом в мэрии на такие идеи охотно кивают головой в знак согласия. Теперь вот председатель комитета по промышленности и транспорту Сергей Голубь заявляет о том, что надо провести соответствующее исследование на этот счет. Интересно, что месяц назад мне довелось беседовать с Сергеем Владимировичем. И я задавал ему вопрос: «А почему, например, после ликвидации маршрута №29 («Крытый рынок – Октябрьское ущелье») на нем нет ни одного частного автобуса?». Ответ уважаемого чиновника был расплывчатым и пространным:
– Тамошние бригады частников на «газелях» работают себе в убыток...
– Но ведь можно же пустить на пробу два крупных «Мана», которые смогут и льготников перевозить (при вашем добром желании), плюс забирать больше пассажиров из этого спального района в центр города, – попробовал я его убедить.
Самое интересное, что в конечном итоге он со мной согласился. Чисто по-человечески, но не как представитель власти.
Поэтому на 29-м вряд ли появятся «Маны» или «Скании». Ведь маршрутный лист выдается транспортным управлением, подчиняющимся упомянутому комитету. А дело в том, что 29-й работает отнюдь не себе в убыток, а с очень хорошей прибылью. Так кто же будет ломать существующую схему, кто позволит? Во всяком случае, от чиновников милостей в угоду пассажира ждать не приходится.
Железная логика – отсутствие всякой логики
Однако в муниципалитете и в городской думе почему-то озадачились автобусной проблемой. Несмотря на тот факт, что эксперты российского минтранса убеждены в эффективности и перспективности именно маршрутных такси. Которые, кстати, не создают-таки пробок при авариях, как большие машины.
Между тем, сами же депутаты гордумы признали, что количество ДТП с участием автобусов в последние три года растет. И те же народные избранники подготовили проект решения думы «О приостановлении открытия новых маршрутов городского пассажирского транспорта в городе Саратове». Но решение касается лишь автобусных маршрутов, а отнюдь не «газелей». Так где же логика?
Еще один важный момент. Вполне вероятно, что под автобусный мораторий может попасть и пресловутый маршрут №6 («Комсомольский поселок – Техстекло»), так как решение затрагивает те маршруты, что были созданы до 8 апреля. То есть до даты, когда мэрия внесла в думу данный проект. «Шестерка», в свою очередь, вообще была открыта с нарушением норм и правил, так считают некоторые депутаты. «Новые времена» писали об этой проблеме в №16, 2003 г. («Привилегированные «шестерки»).
Вспомнилось об этом не случайно, а в связи с другой проблемой – переносом пассажирского транспорта с улицы Московской, о чем мы также писали в №18 («Московская тихоходка»).
Намерения мэрии убрать с бывшего проспекта им. Ленина энгельсские автобусы обернулись скандалом между областным министерством транспорта и городскими властями.
Теперь эту ситуацию обсуждают уже на уровне областной думы. Там 22 мая состоялось заседание рабочей группы комитета по вопросам индустриальной, строительной и коммунальной политики. Судили-рядили депутаты вместе с чиновниками и транспортниками, как поступить с этими пригородными маршрутами. Для мэрии они – словно кость в горле, для минтранспорта – дело политического принципа. О горожанах вновь никто не подумал. Слава богу, на комитете решили создать специальную рабочую группу из разных специалистов, которая и должна найти компромисс. Только какой же компромисс может тут быть, если у нас автобусов мало, а «газелей» много, но и первое, и второе – для властей одинаково плохо?
На самом деле, что «шестерка», что энгельсские автобусы, в равной мере, как и вопрос с надуманным сокращением «газелей» – все это звенья одной цепи.
Власти начинают противоречить сами себе: вначале открывают новый, мало кому нужный маршрут через весь город, потом накладывают мораторий на автобусы, затем выясняют (неожиданно для себя?), что самих автобусов не хватает. Одновременно с этим никто не торопится ставить большие машины на те маршруты, где они могли бы действительно принести пользу (как в случае с маршрутом №29).
Никто из чиновников и не подумал, что если бы не «газели», парк которых увеличился за последние три года вдвое, то пассажирам пришлось бы несладко. Никакое мыло уже не помогло бы «просклизнуть» в потный и душный автобус.
Именно на таком фоне симуляции бурной деятельности со стороны властей хорошо видно, что интересами рядового пассажира они озабочены в последнюю очередь. Главное для них – формула рынка эпохи базара: «бюджет-деньги-карман».
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 20(35), 30 мая – 5 июня 2003 г.
Автор статьи: Сергей ЩЕРБАКОВ
Рубрика: Экономика/Бизнес