Яндекс.Метрика

Отойди и отдай!

Отойди и отдай!

Валентин ЗАВАДНИКОВ – председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике и представитель Саратовской области в Совете Федерации от Саратовской областной Думы. Реформа ЖКХ на уровне Совета Федерации входит в юрисдикцию комитета по промышленной политике, этой реформой занимается уже больше года. Именно этот комитет проводит экспертизу законопроектов по реформированию системы, обеспечивает проведение реформы законодательно и, как профильный комитет, готовит заключения для заседаний Совета Федерации. Специально для газеты «Новые времена» – об общих тенденциях, которые через год-два могут быть приняты в качестве официальной позиции государства при реформировании отрасли ЖКХ.

Перед тем как обсуждать реформу ЖКХ, нужно решить главный вопрос – о полномочиях государства. Необходимо понять, в каком государстве мы живем – социалистическом или социальном. Есть конституционные обязанности государства перед своими гражданами, в том числе обязательства по тепло– и водоснабжению, по вывозу мусора и всего остального, что мы понимаем под словом ЖКХ. Как их реализовывать? Есть два пути. Путь первый: государство покупает эти услуги для граждан и им отдает – логика социалистического государства. Путь второй: государство делает так, чтобы эти услуги граждане могли сами купить, а государство проконтролировало бы цены. Каким путем идти на уровне государственной политики – я пока не вижу.

Сейчас один госорган устанавливает тарифы на услуги ЖКХ. Муниципальные унитарные предприятия по этим тарифам оказывают услуги ЖКХ гражданам. Другой государственный орган перечисляет субсидии, льготы и дотации. В результате мы имеем замкнутый круг: государство в целом устанавливает тарифы, производит услуги, за них расплачивается и, в свою очередь, получает деньги. В результате функционирует дотационная отрасль с непрозрачными финансовыми потоками и не справляющаяся со своими обязанностями. Очевидно, что без реформирования этой системы взаимоотношений любые финансовые вложения в эту отрасль бессмысленны. Деньги будут либо разворованы, либо неэффективно растрачены.

Сейчас муниципалитеты обладают правами хозяйственной деятельности в сфере ЖКХ. На практике это означает, что принимаемые решения по управлению собственностью малоэффективны и зачастую безответственны. Они сопровождаются повальным воровством, не направлены на привлечение инвестиций, невосприимчивы к инновациям. В соответствии с действующим законодательством, к муниципальным предприятиям крайне сложно применить процедуру банкротства, привлечь их руководителей к ответственности за принимаемые решения.

100% оплата жилищно-коммунальных услуг населением – с моей точки зрения совершенно бессмысленна без проведения комплекса системных мероприятий, без реальной конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг. Сейчас муниципалитет устанавливает цены, через свои предприятия монопольно оказывает услугу, сам посредством бюджетных средств выплачивает себе дотацию. Чем больше граждане заплатят в эту систему денег, тем больше там их «неэффективно» растратят.

Необходимо создавать другую систему отношений. Государство, муниципалитет может и должен закупать жилищно-коммунальные услуги. Но не у себя, а у других предприятий на публичном, открытом, прозрачном конкурсе, тендере, называйте как хотите. В свою очередь граждане должны иметь возможность решать, у кого они будут покупать эти услуги. И пусть платить за это нужно будет 100%, но государство должно предоставлять гражданам адресную дотацию, помощь конкретному гражданину, а не предприятию.

Один из важных вопросов – разграничение сфер ЖКХ. Есть сферы, монопольные по своей природе – те, что связаны с инженерными сетями. Есть услуги, которые стали монопольными только из-за сложившейся организации отношений в отрасли. Это ремонт и содержание жилья, уборка территории, вывоз мусора и многое, многое другое, что в самое ближайшее время может стать предметом конкуренции частных предприятий.

Наиболее остро стоит задача построить механизм адресных дотаций гражданам. Его нужно довести до совершенства и покрыть им всю страну. Часть услуг, где возможна конкуренция, будет регулироваться рыночными отношениями. Эта задача, как я вижу, на ближайшие год-два. Дальше предстоит выбор пути, по которому пойдет государство, которое либо будет закупать основную массу услуг ЖКХ, но уже на рынке, а не само у себя, либо это будут делать граждане по четким, установленным опять же государством правилам. Условно говоря, государство скажет: «Хорошо, я беру естественно-монопольные услуги ЖКХ и покупаю их. Но не у себя, а у частника и по конкурсу. А потом отдаю гражданам. Это мое обязательство. Там, где сложится реальный рынок, я, государство, отойду и отдам это самим гражданам». Я считаю, что такая модель будет самым верным решением проблемы. Понятно, что примерно на 25% территории России эту модель будут реально тормозить на уровне муниципальной власти. Там граждане, которые вдобавок еще и избиратели, задумаются и просто поменяют своих мэров.

Сейчас негосударственные компании уже готовы приходить на рынок жилищно-коммунальных услуг. Первые опыты есть. Кто-то берет отдельную отрасль – например, теплоснабжение, кто-то готов взять некоторые муниципальные ЖКХ целиком. Подобные примеры есть на территории Саратовской области. Однако все это пока эксперименты.

Существующая система ЖКХ со всех точек зрения – явный банкрот. Мириться дальше с бездонной бочкой под названием «ЖКХ» ни у кого желания нет. Реформа будет. Однако проводиться она должна по единым и понятным для всей страны правилам и управляться с уровня федерального центра. Ход реформы на местах будет осуществляться при тесном взаимодействии с институтом полномочных представителей Президента.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 15(30), 18-24 апреля 2003 г.


Рубрика:  ЖКХ

Возврат к списку


Материалы по теме: