Яндекс.Метрика

И ты, Брут!

И ты, Брут!

15 марта 44 г. до н.э. был убит Юлий Цезарь.

Март – несчастливый месяц для тиранов. В марте умерли Николай I и Сталин, в марте народовольцы убили Александра II, который, помимо официального имени «Освободитель» за отмену крепостного права, имел еще неофициальную кличку «Вешатель» за казни восставших поляков и народников. Но самое громкое тираноубийство произошло в Древнем Риме – в «мартовские иды» кинжалы заговорщиков поразили самого Юлия Цезаря.

Итальянский историк и психолог Гульельмо Ферреро писал: «Цезарь был одним из самых великих исторических гениев; в одно и то же время ученый, художник и прекрасный практический деятель, он удивительным образом умел применять все свои способности ко всякого рода работе». Моммзен говорил о нем, что «Цезарь был великим оратором, великим писателем и великим полководцем» – и вдобавок «совершенным государственным человеком». Однако, как бы ни был велик Цезарь, современники не могли, подобно слишком наивному потомству, видеть в нем героя и полубога, которому нужно было поклоняться, даже когда он ошибался и делал зло. Не без оснований заподозрив Цезаря в стремлении восстановить монархию, римские республиканцы устроили заговор и убили диктатора. По недостоверной легенде, Цезарь сопротивлялся до тех пор, пока его не поразил в спину Децим Брут, которого он считал своим другом. «И ты, Брут!» – будто бы воскликнул Цезарь и упал, обливаясь кровью. С тех пор эти слова стали крылатым выражением, обозначая нередкое в политике вероломное предательство. Интересно, что в легенде об убийстве Цезаря моральное осуждение подлого предательства Брута постепенно превозмогло республиканскую версию о подвиге тираноубийц, восхищавшую еще Пушкина. В наш жестокий век, когда понятие свободы сделалось относительным, а грязь и предательство в политике – абсолютными, история гибели Цезаря и не воспринимается иначе, чем иллюстрация к аморальности политики.

Возможно, потому, что Брут, предавший своего друга, проиграл последовавшую борьбу, а имя Цезаря стало титулом монархов в разных странах вплоть до России, где слово «царь» есть лишь искаженная огласовка записанного по церковнославянским правилам «цесарь». Ведь как утверждал некий «Никколо М» (Макиавелли), которого любят поминать всуе наши уездные Макбеты, «О действиях людей, с которых в суде не спросишь, судят по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом».

Однако, перефразируя замечательного военного теоретика ХХ века англичанина Б. Лиддел-Гарта, «цель политики – добиться лучшего состояния мира, хотя бы только с вашей точки зрения». Действительно, если в результате политической деятельности лидера мир окажется для него хуже, чем был, то этот лидер как политик проиграл. «Одержать победу» – на выборах или даже на войне – если при этом твои возможности сократились, а набор доступных решений сузился – значит, на самом деле потерпеть поражение. Часто в конечном итоге результатом таких «побед» становится воронка безысходности, на дне которой – единственный выбор о времени и способе самоубийства (как произошло и с Брутом). Как утверждал Сунь-Цзы, «Лучшее из лучших – победить не сражаясь»; в расширительном смысле – добиваться успеха в политике, не доводя дело до конфликтов, где требуется уничтожение оппонента. Если есть выбор, имеет смысл выбирать самую гуманную альтернативу. Комментарий Ли Вэй Гуна к Сунь-Цзы: «Убитый солдат противника – всего лишь мертвый враг. Живой, но зараженный паникой, может подорвать боеспособность всей его армии». На языке политики: «Нет человека – нет возможности его использовать» (вопреки тому, чему учил поклонник Макиавелли товарищ Сталин). Цезарь – в отличие от Брута – понимал это, поэтому прощал своих врагов и поставил статую побежденного Помпея в сенате за своей спиной. У ее подножия Цезаря и убили – но дело Цезаря пережило его и одержало победу над политикой Брута. В конечном итоге именно потому, что политика Цезаря оказалась более моральной и гуманной, чем вероломное убийство, примененное для достижения вроде бы благой цели Брутом.

Не знали просвещенные язычники ветхозаветной аксиомы: «Не поступайте с другими так, как не хотите, чтоб поступили с вами». И только через 77 лет сказал Христос: «Все, взявшие меч, мечом погибнут».

Лучшая политика всегда моральна.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 10(25), 14-20 марта 2003 г.


Автор статьи:  Дмитрий ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Рубрика:  Чему не учит история

Возврат к списку


Материалы по теме: