Яндекс.Метрика

КПД камеры-обскуры

КПД камеры-обскуры

В институте филологии и журналистики СГУ открылась студенческая фотовыставка. Ее организовал фотоклуб ИФиЖа. Художественный руководитель клуба – замечательный фотограф и преподаватель института Геннадий Савкин. Портреты известных саратовцев из его коллекции наша газета уже год публикует под рубрикой ГЕНАфонд. Настало время выслушать и самого мэтра...

Об учителях

Я самоучка. Каких-то гуру у меня не было. Первым аппаратом, это была «Смена», просто снимал друзей. На рубеже 1950-60-х годов о художественной фотографии у нас мало кто имел представление. В лучшем случае хорошим фотографом считался фотожурналист.

Но когда стал повзрослее и познакомился с ребятами с телевидения, понял, что есть другая фотография. В каком-то смысле эти киношники были моими учителями: Юрий Беляков, Владимир Антонов, Виль Абузяров. У них и в трудовой книжке было написано – кинооператор. Многие учились во ВГИКе. Они ничего не рассказывали мне о композиции, зато я видел, как тщательно они готовятся к самому процессу съемки, и это были лучшие уроки.

Когда я к своему 40-летию собирал первую крупную персональную выставку, покойный Юра Нагибин и Володя Антонов сказали: выставка – это кино. Человек заходит, сначала должен увидеть титры, а в конце должно быть написано «Конец». А вот посередине – вся твоя драматургия, а не просто набор фотографий. Я это понял, и впервые сделал выставку, где каждый следующий кадр был внутренне связан с предыдущим.

О профессиональных тайнах

Раньше фотограф казался обладателем тайных знаний, эдаким алхимиком: выдержка, диафрагма... А процесс печатания в темноте, при красном фонаре! Все это ушло, и я нисколько не жалею. Теперь у нас развязаны руки, и мы можем думать о главном. Конечно, если это главное есть.

Теперь человек, который покупает дорогую камеру, через две недели дает объявление, что открывает фотокурсы, и начинает учить художественной фотографии. А помните фильм «Асса», когда мальчика Бананана бандиты везут убивать? Один из них спрашивает: ты чего носишь очки без стекол? А тот отвечает: главное не смотреть, а видеть...

Мой знакомый говорит: я был в Гондурасе, привез полтысячи фотографий, принесу посмотреть. Да ты отбери пять, мы их и посмотрим... А он не может, не видит, не знает что отбирать.

Не все могут понять, что мастерство не связано с ценой аппаратуры. Я студентам показывал фотографию, которую сделал спичечным коробком. Вставил кусок пленки, маленькая дырочка, на ярком солнце выдержал около минуты. Простая камера-обскура.

Так что не важно, чем снимаете, было бы что сказать.

О времени

Конечно, наблюдаю засилье дилетантов. Раньше их было меньше, потому что было больше фотокружков. Преподаватель, не важно, какого уровня, разбирал с ними все отснятое. Это было человеческое общение – самое ценное, что может быть в любом искусстве. Теперь некоторые говорят: найду в интернете. А ты знаешь, что искать-то? Не знает.

На иного бедолагу смотрю – себя не жалеет. Снимает свадьбу – полторы тысячи кадров! Зачем? Ему же потом самому сидеть, все это отсматривать. А они все похожи. Ты подумай при съемке, организуй и сделай.

Я в свое время тоже поддался, печатал удачные кадры по 10-20 штук. Послать в Аргентину на конкурс письмо с десятью фотографиями стоило два рубля. В один момент интерес пропал – понял, что не хватает общения, реакции друзей. А сейчас в интернете можно стать участником виртуальной выставки. Отправил файлы – и диплом получил файлом. Принтер есть? Отпечатай и повесь на стенку. Унизительно...

О призвании и признании

У меня дипломов набрался мешок, я его в краеведческий музей сдал. У каждого свои представления о признании. Кому-то говоришь: плохая фотография. А он: ну ты, Гена, даешь... Да у меня жена и теща просто тащатся! Для него это критерий. Ну а я привык полагаться на мнение друзей, в искренность которых верю.

Одну из первых престижных наград получил в 1974 году. В Германии проводился конкурс АСС-фото среди фотографов соцстран. Мне досталась бронзовая медаль. Но гордился я не столько медалью, сколько тем, что точно такую же вместе со мной получил придворный фотограф Леонида Брежнева Владимир Мусаэлян. Он получил ее за Брежнева, который целуется с чилийским коммунистом Корваланом. А я – за наш саратовский пейзаж с Кумысной поляны.

В 1987 году в Москве была крупнейшая международная выставка. Из Монреаля привезли павильон, установили на ВДНХ. Там было четыре тысячи фотографий со всего мира. Я их три дня изучал, с утра до вечера. Среди них было три моих. Когда вернулся, было желание грохнуть фотоаппарат об стену и уйти в управдомы. Но Юра Беляков сказал: чего расстраиваешься? Со всего света прислали четыре тысячи фотографий, из них три твоих. А на Земле живут пять миллиардов человек. Я прикинул и понял: а это ведь неплохой КПД!

Есть много людей, которые всю жизнь готовятся – покупают аппаратуру, специальные фонари. Потом читаешь – ушел из жизни. А кадра заветного так и не сделал...

О студентах

Они меня заставляют заниматься фотографией интенсивней. Вот рассказал им, что в Советском Союзе у фотографов было принято обмениваться новогодними поздравлениями. Каждый посылал друзьям что-то оригинальное. Кто просто на свой удачный кадр накладывал дату, кто специально что-то придумывал. Давайте возродим традицию! Загорелись, стали приносить свои работы. Тут я понял: а ведь и мне теперь что-то надо делать. Уже и сюжет придумал – с зеленой ящерицей.

Они мне свои снимки после каникул показывают, и я не могу сказать, что все лето провалялся в гамаке без аппарата.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №47 (447)
Автор статьи:  Записал Евгений МУЗАЛЕВСКИЙ
Рубрика:  Искусство жить

Возврат к списку


Материалы по теме: