Яндекс.Метрика

От стандартов до социальной адаптации

От стандартов до социальной адаптации

24 августа пройдет областное совещание работников образования по вопросам законодательного обеспечения системы образования в условиях модернизации, на котором обсудят основные направления развития образования области. Это результаты пилотного внедрения ФГОС для начальной школы, проблемы дошкольного, общего, профессионального, коррекционного образования, работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, и т.д.

Стандарт опробован

В 2010/2011 учебном году в 124 школах Саратовской области в пилотном режиме прошла апробация новых федеральных образовательных стандартов для начальной школы.

Эти стандарты направлены не только на освоение школьниками тех или иных знаний, но и на формирование и развитие умений самостоятельно учиться, общаться, вести себя в обществе, то есть на освоение так называемых универсальных учебных действий.

В современных условиях крайне важно, по каким учебникам обучаются первоклассники. По данным мониторинга министерства образования области и Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, лидирующие позиции в школах занимают системы учебников «Начальная школа XXI века» и «Школа 2100», учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии учебников издательского дома «Федоров» (система Л.В. Занкова). В целом учебники, которые используют в работе учителя начальных классов, отвечают задачам новых стандартов и обеспечивают их выполнение. По всем предметам учебного плана начального общего образования к данным курсам имеется полный набор пособий, таким образом выполняется важнейшее требование стандарта к условиям, которые необходимы для достижения планируемых результатов.

В ходе апробации новых стандартов необходимо было пересмотреть подходы в оценивании работы школьников, найти формы, позволяющие оценивать не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Ведь оценивание – одна из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наи­более эффективные приемы и средства обучения, которые поощряли бы учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. В ходе мониторинга установлено, что портфолио как форма оценки применяется практически во всех районах и городах Саратовской области (91,8%). Рейтинговую систему используют пока в 44% школ региона.

Однако помимо этих двух форм оценки учителя используют и совершенно новые формы оценивания работы своих учеников, среди которых мониторинг оценки исходного знания ребенка, учет индивидуальных и групповых потребностей, наблюдение, самооценка, самоанализ, письменная контрольная работа в форме тестирования, выставка проектных работ, 10-балльная система оценивания и др.

Инновации и иностранный язык

Иностранный язык в высокотехнологичном конкурентном мире с развитыми международными контактами необходим как воздух. Как заинтересовать ребенка в изучении иняза? Учителя Саратовской области находят нестандартные и весьма интересные решения этого вопроса.

Например, учитель английского языка гимназии села Ивантеевка Наталия Паньшина предложила использовать интерес учащихся к общению в социальных сетях. Обсуждение на английском языке статусов друзей, комментирование фотографий позволяют развивать навыки чтения, письма, грамматические и лексические навыки.

Многие педагоги также активно включились в сетевое взаимодействие не только с учениками, но и со своими коллегами с целью обмена инновационным опытом. Но их общение не ограничивается контактами внутри региона. Лучшие учителя области регулярно принимают участие во Всероссийской летней школе учителей иностранного языка при МГУ, ежегодных международных конференциях Национальной ассоциации преподавателей английского языка. Результатами является распространение в образовательном пространстве региона инновационных технологий преподавания иностранного языка и рост среднего балла ЕГЭ по английскому (на 9,8%), немецкому (на 7,6%).

Не оставим дошколят

Проблему нехватки мест в детских садах мы поднимали на страницах нашего издания буквально в прошлом номере. Ее также обсудят в рамках областного совещания работников образования.

Надо отметить, что за счет вложения значительных средств областного бюджета в развитие сети дошкольных учреждений (за 2006-2010 годы – 850 млн руб., в 2011 г. – 251,2 млн руб.) в условиях повышения рождаемости удалось не допустить резкого роста очередности в детских садах. И все же на сегодняшний день проблему доступности следует решать программными методами. Это прекрасно понимают в министерстве образования Саратовской области.

По поручению губернатора Павла Ипатова региональным минобразом совместно с администрациями муниципальных районов и городских округов был подготовлен проект программы развития системы дошкольных образовательных учреждений на 2012-2015 годы. Программа предусматривает ввод более 14,8 тыс. дополнительных мест за счет строительства, реконструкции, капитального ремонта детских садов, а также открытия структурных подразделений при школах, групп кратковременного пребывания в садиках, развития сети негосударственных ДОУ, семейных групп и т.д. Кроме того, планируется переход всех районов и городских округов Саратовской области на электронные услуги в сфере дошкольного образования. Общий объем финансирования программы составит более 5 млрд руб.

Кузница кадров

Развитие промышленного потенциала области требует соответствующего обеспечения кад­рами. На сегодняшний день региональная система профессионального образования охватывает 82% молодежи Саратовской области в возрасте 15-19 лет (общее количество студентов и учащихся профессиональных учебных заведений составляет 183,1 тыс. человек). Она включает в себя три относительно самостоятельные подсистемы: довузовского профессионального образования, высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования. Довузовское профессиональное образование студенты получают в 33 государственных учреждениях начального профобразования (98 профессий, которым обучаются 15,5 тыс. человек) и 60 учебных заведениях, реализующих программы среднего профобразования (118 профессий и 44,3 тыс. человек).

Высшее образование в Саратовской области – это 38 вузов и их филиалов, работающих в регионе, в которых обучается 121 тыс. человек по 254 направлениям и специальностям.

Министерством образования области разработан проект ведомственной целевой программы «Развитие профессионального образования в Саратовской области» на 2012-2015 годы. Она предусматривает решение таких задач, как подготовка кадров на основе потребностей региона, разработка профессиональных образовательных программ с участием работодателей, повышение привлекательности тех профессий, которые востребованы в данный момент на рынке труда, и т. п.

Школа приемных родителей

В Саратовской области на сегодняшний день около 10 тыс. детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Притом что детское население региона – это около 450 тысяч человек. Несмотря на то что процент детей-сирот в нашем регионе (2,2%) ниже, чем в ПФО (2,4%) и в целом по России (2,6%), проблема все равно требует решения. Реформирование органов опеки и попечительства началось с начала 2008 года в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве», в рамках которого министерство образования области контролирует органы местного самоуправления, а также помогает им в решении вопросов, связанных с осуществлением переданных государственных полномочий.

На базе Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования разработана программа курсовой подготовки специалистов, курирующих вопросы опеки и попечительства над несовершеннолетними, направленная на совершенствование работы по устройству детей-сирот на семейные формы воспитания. В 2009 - 2010 году 60% специалистов прошли обучение по этой программе. Кроме того, в настоящее время нормативная база области позволяет развивать все семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опеку, попечительство, приемную семью.

Развивается институт приемных семей: сейчас в Саратовской области 419 детей-сирот находятся на воспитании у 133 приемных семей. В начале 2012 года это будет уже более 500 детишек. Между прочим, Саратовская область входит в первые десять регионов РФ по выплате вознаграждения приемным родителям, занимая первое место среди регионов ПФО, и в первые двадцать регионов по выплате пособий на содержание детей.

Для желающих взять приемного ребенка министерством образования области в марте 2010 года утвержден примерный учебный план программы «Школа приемных родителей», которая рекомендована в муниципальных районах области.

Быть как все, и даже лучше

Одна из задач системы образования – социальная адаптация воспитанников коррекционных учреждений. Это касается как детей с сохранным интеллектом, но имеющих физические недостатки в развитии, так и детей с различной степенью умственной отсталости.

В Саратовской области сеть государственных коррекционных учреждений представлена почти всеми видами. В настоящее время в 24 коррекционных учреждениях обучаются 2595 детей с ограниченными возможностями здоровья. Адаптация в обществе выпускников таких интернатов имеет свои особенности. Для полной и успешной адаптации такого подростка в обществе необходимо совершенствовать программы подготовки детей к самостоятельной жизни, направленные на развитие их способности к общению, умений ставить перед собой позитивные цели, мотивации к труду и достижениям. Обучение этому должно начинаться с первых дней пребывания ребенка в интернате.

В настоящее время в ведомственную целевую программу «Развитие образования в Саратовской области» на 2012-2014 годы включены мероприятия по созданию на базе коррекционных школ-интернатов центров социальной адаптации, способных оказать выпускникам консультативную, правовую, психологическую, социально-педагогическую и т.п. помощь.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №30 (430)
Автор статьи:  Анна МУХИНА
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: