Яндекс.Метрика

Двойная антикоррупционная проверка

Двойная антикоррупционная проверка

После того как при ТПП области был образован совет по проведению экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов на коррупциогенность, мы создали в Балакове аналогичную организацию. В наш экспертный совет вошли профессиональные юристы, экономисты и бизнесмены. Они выявляют и описывают коррупциогенные факторы в правовых актах, готовят рекомендации, направленные на устранение или ограничение действия коррупционных обстоятельств. Сегодня в совет входят пять экспертов. Кстати, он несколько отличается от аналогичной структуры областной ТПП. Дело в том, что во время его формирования мы руководствовались документами палаты и общественного фонда ИНДЕМ, непосредственно занимающегося вопросами коррупции в России. Поэтому в нашем совете присутствуют экономисты, без которых нельзя провести полную экспертизу некоторых нормативных актов.

Например, мы рассматривали проект постановления балаковской администрации о едином налоге на вмененный доход. С юридической точки зрения документ не содержит никаких противоречий и в принципе прописан безупречно. Однако в этом случае нужно дополнительно просчитать экономическую обоснованность коэффициентов. Для таких экспертиз крайне необходимы грамотные экономисты, поэтому мы не стали ограничиваться только юридической проверкой нормативных актов.

Весной 2007 года совет подписал соглашение с балаковским собранием депутатов о проведении экспертизы некоторых документов на коррупциогенность. Всего нам было передано шесть проектов нормативных актов. Среди них постановления о регламентации отношений в сфере малого бизнеса, ставке земельного налога, положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Балаковского МО. Местные депутаты сами высказывают заинтересованность в том, чтобы мы давали экспертное заключение на какие-либо документы. Возможно, поэтому рассмотренные проекты не вызвали с нашей стороны особых замечаний по части коррупциогенности. Впрочем, некоторые пункты положения о распределении муниципального имущества носили слишком общий характер, и у нас возникли определенные нарекания. Кроме того, совет рекомендовал, чтобы право распоряжения данной собственностью принадлежало не администрации, а местному собранию депутатов, так как коллегиальный орган, на наш взгляд, менее подвержен коррупционным факторам. Это предложение учли.

Почти все нормативные акты совет рассматривает в среднем в течение недели. Процедура экспертизы проходит по стандартному сценарию: сначала мы рассылаем проекты документов экспертам, потом собираем заседание, на котором обсуждаются конкретные замечания. После этого вырабатывается заключение. Оно впоследствии и передается в районное собрание.

Если с нашей стороны возникают серьезные замечания, мы можем прийти на заседание депутатов, убедить их рассмотреть и по возможности внести наши предложения в готовящиеся документы.

Например, еще до появления совета по проведению экспертиз на коррупциогенность «Ассоциация предпринимателей», которую я возглавляю, совместно с общественной организацией «Опора России» и ТПП области объединили усилия, вмешавшись в ситуацию со ставками земельного налога. В результате администрация Балакова была вынуждена согласиться с нашими предложениями и понизить коэффициенты налога.

Экспертный совет проверяет на коррупциогенность не только проекты нормативных актов местного значения, но и областные документы, которые нам присылает ТПП губернии. Например, в данный момент мы готовим конкретные замечания и предложения относительно проекта закона о развитии малого и среднего бизнеса в регионе.

Пока мы проверяем именно проекты местных нормативных актов до их вынесения на рассмотрение депутатов.

Хотя при необходимости можно делать экспертные заключения на уже действующие решения и постановления. Это вторая фаза антикоррупционной работы, к которой мы, скорее всего, приступим уже осенью. Сначала нужно провести опрос предпринимателей и выявить те сферы, где им приходится чаще сталкиваться с коррупцией. Уже потом можно браться за экспертизу документов, которыми в своей работе руководствуются чиновники.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №20 (280)
Автор статьи:  Алексей РАСХОДЧИКОВ, президент Саратовской региональной общественной организации «Ассоциация предпринимателей»
Рубрика:  Правопорядок

Возврат к списку


Материалы по теме: