Яндекс.Метрика

Телеобираловка

Телеобираловка

Телевизионные эфиры буквально заполонили платные интерактивные викторины с нулевым уровнем сложности. Расчет циничный – на доверчивых граждан, которые полагают, что именно они знают правильный ответ. Отрезвление приходит только вместе со счетом от мобильного оператора. Но главное – в отличие от того же игорного бизнеса эти «игрушки» никак не регулируются законом

Спектакль
на голубом экране

– «Неужели вы не знаете ответа на этот простой вопрос?! Звоните скорее – и 20 тысяч рублей станут вашими»!

Девушка-ведущая без комплексов и почти без одежды предлагает зрителям решить интеллектуальную задачу уровня старшей группы детского сада и получить за это много денег. Слишком просто, чтобы задуматься, и слишком привлекательно, чтобы отказаться. Она убеждает забрать деньги и так искренне умоляет позвонить или разослать смс, что создается впечатление, что ей действительно никто не звонит...

Но на самом деле в этот момент сотни и тысячи людей звонят по тем телефонам, которые видны на экране. Автоответчик сообщает им, что они почти дозвонились, и просит перезвонить еще. При этом одни говорят, что шанс есть у каждого десятого, другие – что у каждого сотого, третьи – у каждого тысячного. Но на деле выходит, что найти предлагаемую сумму денег на улице вероятнее, чем просто дозвониться до эфира этакого «казино на диване».

В команде организаторов подобных игр работают супер-психологи. Все рассчитано на простое человеческое желание выиграть. Но как подано! Зритель отлично видит сумму и далеко не всегда обращает внимание на бегущую строку внизу экрана, где мелким шрифтом написаны реальные условия конкурса и расценки за телефонное соединение или отправку sms. Человек, длительное время наблюдающий за происходящим на экране, рано или поздно не выдерживает «тупости» других телезрителей, не знающих правильного ответа на элементарный вопрос, и, не обращая внимания на расценки за соединение (кстати, один звонок может обойтись от 1 до 3 долларов), все-таки набирает указанный номер телефона…

Дети плачут –
родители платят

Как только стало ясно, что игорный бизнес отправится в резервации, появились не менее эффективные и сравнительно «честные способы отъема» денег у населения. Расцвет телевикторин совпал по времени с принятием закона об игорном бизнесе. После его вступления в силу стало меньше залов игровых автоматов, и главное – автоматов-столбиков, глотающих пятирублевые монеты. Но желание играть осталось…

Так кто же попадается на удочку к организаторам викторин? В основном это школьники и студенты, которые с легкостью расстаются с родительскими деньгами. Раньше подобные передачи шли исключительно в ночном эфире, но в последнее время их показывают и днем. Вероятно, это сделано именно с расчетом на детей.

Взрослые, оплачивающие «игры» своих чад, уже прошли школу денежных пирамид, нечестных кредитов, двойных продаж, а потому не очень-то спешат звонить по мобильному телефону «в телевизор». Вот и получается, как в мультике про госпожу Белладонну: дети плачут, а родители платят.

Вот недавний случай, имевший место в одной из школ города. Учительницу начальных классов с урока вызвали к директору. И чтобы детки не шумели, она разрешила им посмотреть телевизор. Мультикам детки предпочти телевикторину. Мобильники сегодня у каждого первоклассника. Долги, которые потом платили родители, в сумме зашкаливали за многие тысячи…

Еще одна категория – доверчивые пенсионеры. Как известно, старый что малый. К тому же пожилые люди уверены, что раз эти передачи показывают по телевидению, значит, здесь все по-честному. На деле же – жестокое разочарование. Подобные телевизионные лохотроны существуют во всем мире – к человеческим слабостям, включая желание потратить личные деньги на ерунду, там давно уже относятся с пониманием. Но подобные передачи идут на платных каналах. Доступ несовершеннолетним закрыт. У нашего зрителя выбора нет. И контроля – тоже.

Закон бессилен?

К сожалению, нашим законодательством наказание за обман людей с помощью телевикторин не предусмотрено. Юридический статус телевикторин до сих пор не определен, нет ясности, что это – лотерея, конкурс или азартная игра?

Чтобы запустить в телеэфир такую игрушку, не надо получать лицензию ни на игорный бизнес, ни на лотерейную деятельность. Схема проста: организаторы телевикторин заключают договор с сотовой компанией и с телеканалом на предоставление вещания. Юридически к каналу невозможно предъявить претензии, потому что канал просто транслирует передачу. Закон «О защите прав потребителей» здесь не работает – никто не заставляет телезрителей участвовать в игре. Не поможет и закон об азартных играх. Чтобы его применить, сначала нужно будет доказать, что телевикторины азартные, а не интеллектуальные игры.

Вот и получается, что наказать по закону ни телеканал, ни оператора, ни заказчика невозможно. Телеканалы не отвечают за содержание телевикторин и выплату призов, а всего лишь размещают их в эфирной сетке на правах рекламы. Операторы телефонной связи на законной основе получают свой процент прибыли. До самих организаторов вообще достучаться невозможно.

Но нельзя сказать, что государство совсем уж игнорирует проблему. В конце 2007 года в Госдуме прошли специальные слушания и представители телеканалов «доказали», что телевикторины к игорному бизнесу не имеют никакого отношения. На том и кончилось дело…

Остается надеяться, что к этой проблеме еще вернутся, и телелохотроны исчезнут с экранов телевизоров. Но это будет лишь тактическая победа в борьбе здравого смысла с отечественной телеиндустрией. На смену телелохотронам придут другие, не менее прогрессивные передачи.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №27 (380)
Автор статьи:  Ирина ПЕВЦОВА
Рубрика:  Правопорядок

Возврат к списку


Материалы по теме: