Яндекс.Метрика

Капитальному ремонту – капитальную гарантию!

Капитальному ремонту – капитальную гарантию!

Разработан законопроект о субсидиарной ответственности государства по средствам, поступающим на спецсчет

Минстрой России подготовил законопроект о субсидиарной ответственности государства по вкладам граждан, выбравших специальный счет для перечисления сборов за капремонт.

Данный законопроект разрешает помещать средства на высокодоходные депозиты в 50 крупнейших банках страны, при этом Минстрой предполагает, что государство будет не просто страховать вклады на определенную сумму, а возвращать, в случае отзыва лицензий у банков, все накопленные средства.

Напомним, что ранее Минфин возражал против этой схемы. Минстрой не обсуждает бюджетные риски при создании многомиллиардного рынка гарантированных депозитов ЖКХ, информирует АКХ им. К.Д. Памфилова.

Естественно, судьба средств, собираемых с россиян на капитальный ремонт многоквартирных домов, волнует не только самих плательщиков. В Минстрое предлагают дополнить Жилищный кодекс РФ статьей 175.1, где говорится о возможности создания в российских банках «специальных депозитов» для размещения на них взносов на капремонт, ранее собранных с граждан (текст законопроекта есть у «Коммерсанта»). Популяризации депозитов должна способствовать другая принципиальная норма законопроекта – о «субсидиарной ответственности» государства в случае отзыва лицензии у банка, где был открыт депозит.

Важно знать, что в этом экстраординарном случае предлагается возвращать владельцам счетов все накопленные на них средства, а не только оговоренный лимит в системе страхования вкладов.

Отметим, что еще в апреле 2014 года Минстрой выступал за включение спецсчетов именно в систему страхования вкладов (это предложение, к слову, поддерживала тогда и Федеральная антимонопольная служба). Однако после претензий Минфина от идеи страховки через АСВ отказались. При этом в Минстрое заверяют, что механизм субсидиарной ответственности государства по подобным вкладам не предусматривает правок федерального или региональных бюджетов на предмет дополнительных расходов. «Если что-то случится с одним из 50 банков и у него отзовут лицензию, граждане должны пойти в суд, затем получить исполнительный лист, по которому Минфин будет обязан найти деньги»,– считают в ведомстве.

В Минфине на запрос «Коммерсанта» о том, в какой степени возможна реализация такой схемы, оперативно ответить не смогли. Партнер компании «Яковлев и партнеры» Игорь Дубов считает, что Минфин будет против, но не видит противоречий в выбранной Минстроем схеме компенсации в случае отзыва лицензии.

«Государство несет субсидиарную ответственность по Сбербанку, – рассуждает он. – Логично, чтобы оно отвечало в случае неприятных ситуаций и по спецсчетам, ведь это же не добровольные взносы: государство обязало граждан уплачивать взносы на капремонт и хранить эти средства в банках».

В целом же идея субсидиарной ответственности государства, прописанная в законопроекте, может не облегчить, а наоборот – осложнить контроль над средствами, собираемыми на капитальный ремонт. Ведь наличие законодательной гарантии возмещения может повысить риск возникновения ситуации, когда такое возмещение потребуется. Тем не менее, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян называет предложения Минстроя «разумными», поясняя, что схема с депозитами обеспечит «защищенность вкладов и их целевое использование».

По мнению господина Тосуняна, проценты по подобным вкладам будут сравнимы с депозитами физлиц. При этом эксперт выступает за расширение списка из 50 банков, поясняя: «Если будет более конкурентная среда, будут больше проценты и по вкладам».

Напомним, что в настоящее время жители многоквартирных домов обязаны ежемесячно платить за капремонт (в рамках квартплаты). Деньги поступают в фонды региональных операторов или на специальные банковские счета. Отметим, что размещать средства на банковских депозитах сейчас могут региональные фонды, но лишь по итогам тендеров, проведенных региональными властями (в феврале 2015 года в Фонде ЖКХ приводили данные о большинстве конкурсов, выигранных ВТБ и Сбербанком). Гражданам со спецсчетами Минстрой предлагает дать куда большую свободу: в частности, открывать «специальные депозиты» в любых банках из числа 50 крупнейших (с размером собственного капитала не менее 20 млрд рублей). В законопроекте оговаривается, что доход от подобного вклада может быть потрачен только на нужды капремонта, при этом Минстрой предлагает запретить взыскивать с таких счетов средства через суд – если в иске не идет речь об оплате ремонтных работ.

Поправки к Жилищному кодексу РФ, обязывающие граждан платить за капремонт, были приняты в 2012 году, но новая система заработала в 2014 (до этого работы оплачивались Фондом содействия реформированию ЖКХ).

При этом конкретные цифры тарифов определяют местные власти. Скажем, на Сахалине сбор составляет 9,7 рублей, в Ханты-Мансийске – 8,55-13,85 рублей, в Санкт-Петербурге – 2-3 рубля, а в Московской области – 7,8 рублей с квадратного метра. Самый большой взнос (15 рублей с 1 квадратного метра) был установлен в Москве, что привело к удорожанию услуг ЖКХ в столице с июля 2015 года примерно на 20 процентов. Всего в 2014-2015 году в России было собрано около 50 млрд рублей взносов за капремонт. В 2015 году в РФ запланирован капремонт 30 тысяч многоквартирных домов площадью 80 млн квадратных метров.

В законопроекте Минстроя говорится, что для перевода сборов за капремонт на «специальные депозиты» необходимо решение общего собрания жильцов дома.

Ситуация осложняется тем, что в среднем по России в 87 процентах домов (в Москве – в 78 процентах случаев) собрания по поводу взносов на капремонт вообще не проводились, и средства «молчунов» пошли в региональные фонды. «Это говорит о пока низкой культуре собственника»,– заявил «Коммерсанту» глава Минстроя Михаил Мень. В его ведомстве надеются, что новый порядок «повысит уровень самостоятельности и ответственности собственников» жилья, а заодно поможет сохранить их средства от инфляции.

«Мы, конечно, подталкиваем наших граждан к пути индивидуального спецсчета дома, потому что он все равно более объективный, более прозрачный и более под контролем у граждан. А принцип регионального оператора хорош для домов в более ветхом состоянии – это как советская касса взаимопомощи», – уточнил господин Мень.

Основная проблема схемы, предложенной Минстроем, – это бюджетные риски, связанные с готовностью банков размещать прогарантированные средства депозитов более рискованно, нежели в обычной ситуации без гарантий. Оценить же все объемы потенциальных рисков просто невозможно из-за принципиального отсутствия статистики по этому рынку. Исходя из суммы сборов на 2015 год, реальные риски бюджета за годовой срок составляют несколько миллиардов рублей. В практике России Минфин ежегодно закладывает в федеральный бюджет средства, которые предположительно потребуются на исполнение проигранных государством исков. В случае со спецдепозитами дополнительной проблемой является быстрое накопление объема неявных гарантий без формирования бюджетом соответствующего резерва доходов – ведь не предполагается, что со спецдепозитов ЖКХ будет взиматься, как в случае с АСВ, какая-то плата за страховку.


Опубликовано:  «Наш дом сегодня» №8 (103)
Рубрика:  ЖКХ

Возврат к списку


Материалы по теме: