Яндекс.Метрика

Ректор ректору рознь

Ректор ректору рознь

Беседа с ректором Саратовского государственного социально-экономического университета профессором Владимиром ДИНЕСОМ.

МЫ ПЕРВЫМИ СКАКНУЛИ В БУДУЩЕЕ

– Владимир Александрович, вы руководите вузом, занимаетесь научной, общественной и партийной работой, еще и успеваете посещать культурные премьеры в Москве. Такая тотальная загруженность – это ваш сознательный выбор или по достижении неких высот это обязательный образ жизни?

– Ректор не может не быть в центре научной, культурной, общественной, в меньшей степени политической жизни, поскольку университет – это центр, готовящий будущую элиту общества, специалистов высшей квалификации. Они должны быть людьми высокообразованными, знакомыми с достижениями отечественной и зарубежной культуры, читающими научную и художественную литературу, имеющими активную жизненную позицию, способными творчески развиваться и получать новые знания. Если ректор не будет стараться быть подобным человеком, то чего он может требовать от студентов и преподавателей?

– А что сейчас требуют от студентов? Вы вообще занимаетесь их воспитанием?

– Администрация вуза всей своей деятельностью должна воздействовать на студентов, убеждая их быть достойными гражданами, знающими специалистами, культурными людьми. Именно убеждать практически, не сводя воспитание лишь к словесной агитации и пропаганде. Еще 200 лет назад немецкий педагог-реформатор Гербахт назвал свой труд «Воспитание в ходе и посредством обучения». Наша задача – удобные аудитории, красивый интерьер, чистые туалеты, современное оборудование, новые учебники, и если мы хорошо с нею справляемся, то студенты перестают пачкать стены и вырезать свои комментарии на партах, они вообще по-иному начинают относиться к ценностям образования, видят в университете свой родной дом. Профессор, читая лекцию, должен иметь возможность вывести информацию на экран, пользуясь услугами Интернета, а не шуршать пожелтевшими рукописными листочками. Студенты, придя в библиотеку, могут не только взять книгу, но и ее электронный аналог, посетить любой музей мира или войти, например, в библиотеку конгресса США и поискать там интересующий материал. Такая практическая агитация убеждает студента в том, что он пришел получить знания и стать культурным человеком. Для меня понятие «культурный человек» означает, что он не только читает книги, ходит в театр или в музей, такой человек не нарушает закон, живет по нормам общечеловеческой морали и нравственности, ставя во главу угла культурные ценности.

– В чем вы видите отличие вашего вуза от других?

– Когда мы отмечали 70-летний юбилей, я не стал произносить длинную речь, а высказал фактически одну мысль: в чем мне видится отличие нашего вуза от других. В советское время мы ведь были очень маленьким институтом. Советский экономист в массе своей – это не рассуждающий калькулятор, бухгалтер, плановик в сатиновых нарукавниках, 80% студентов – девочки. Сейчас мы значительно выросли. За последние 5-6 лет число студентов увеличилось с двух до пяти тысяч, количество специальностей – с 6-ти до 35-ти. Но у нас осталась обстановка маленького тесного коллектива, где все у всех на виду: ложь, фальшь, обман сразу чувствуются. Словом, как в большой семье, – общие интересы, цели, бюджет, дом... Мы – патриоты вуза, от нас редко уходят. В этом, на мой взгляд, одна из движущих пружин превращения скромного «однокорпусного» «эконома» в престижный университетский комплекс. Губернатор справедливо говорил, что в середине 90-х годов мы первыми сделали качественный скачок, это вызвало здоровую конкуренцию, и каждый вуз сейчас добился многого. Если говорить о регионе, наша роль была в том, что мы инициировали этот процесс, может быть, нарушая десятилетиями сложившуюся субординацию между вузами. Мы три года подряд получали штандарт губернатора как лучшее образовательное учреждение, потому что это было действительно так.

НОУ-ХАУ ДЛЯ СТУДЕНТА

– Ваш вуз справедливо называют кузницей научных кадров, особенно среди чиновников, политиков и бизнесменов города. Так кто же у вас защищался?

– Ну почему «особенно»? Думаю, в других университетах города, где есть диссертационные советы, их удельный вес среди защитившихся никак не меньше. А защищались у нас, прежде всего, наши аспиранты и соискатели, а также преподаватели других вузов России (около 90% от общего количества защит). Что касается названных вами категорий граждан, то ничего плохого в том, что они занимаются научными изысканиями и защищают диссертации, не вижу.

У нас защищались бывшие наши студенты, аспиранты, преподаватели, а ныне крупные чиновники, бизнесмены, никогда не порывавшие связь с вузом, – С.Е.Прокофьев, М.А.Фатеев, А.В.Яковлев, А.С.Ларионов, А.В.Федоров. Руководитель Центробанка по Саратовской области, бывший проректор СГТУ Ю.Б.Зеленский стал у нас доктором наук, профессором, руководит дипломными проектами, читает лекции. Председатель областной думы С.А.Шувалов, тоже вузовский человек, в свое время преподаватель СГТУ и руководитель экономического блока правительства области, защитил у нас диссертацию по корпоративной экономике. А.М.Шпрехер, А.Е.Либерман – кандидаты экономических наук. Они не только ведут занятия, но и берут студентов на практику, а потом и на работу, дают стипендии. У нас много стипендий от банков и предприятий Саратова.

– Какие организации вкладываются в ваших студентов?

– Да тот же «Рубеж», «РИФ», «Альфа-банк», – всего 17 стипендий.

– А профессор СГСЭУ Дмитрий Федорович Аяцков?

– Губернатор защищал свою докторскую диссертацию в Московском государственном педагогическом университете, я у него был научным руководителем и могу сказать, что даже определенная часть членов диссертационного совета, в силу политических взглядов изначально негативно настроенная по отношению к губернатору, после почти 4 часов обсуждения голосовали за него. Как ученый он их убедил. Дмитрий Федорович, как и еще ряд крупных политиков – докторов наук, значительно лучше разбирается в проблемах политологии, чем называющие себя «политологами» деятели, которые дальше кухонной политики не ушли.

– Но, насколько я понимаю, степень получают, чтобы заниматься научной и преподавательской деятельностью. Видите ли вы кандидатов наук из числа наших чиновников и политиков в коридорах своего вуза?

– Безусловно. Другое дело, что многие из них в силу своей занятости не могут вести занятия постоянно, но если они даже прочтут 3-4 лекции за семестр, проведут несколько практических занятий, то студенты лучше поймут специфику политической жизни. От кого, как не от губернатора или председателя областной думы, узнать ноу-хау «большой политики». Сейчас, гуляя по вузу, мы с вами встретили в аудитории Д.Удалова, читавшего лекцию. Некоторое время назад он пришел ко мне и попросил: «Могу ли я почитать лекции, поскольку мне самому это очень важно?». Я думаю, если бы мы еще походили по университету, то встретили бы кого-нибудь еще из «знаковых» саратовцев, занимающихся со студентами.

– Ольга Геннадиевна Сергеева у вас тоже преподает?

– Да, она разработала интересный проект по подготовке менеджеров на стыке специальностей «Экономическая теория» и «Домоведение».

– Это что – факультет подготовки дипломированных домохозяек?

– Нет, специалистов по «управлению приемами, презентациями, встречами», очень востребованных на рынке. К сожалению, сейчас в силу ряда обстоятельств Ольга Геннадиевна не может так активно сотрудничать с вузом, но на днях я ее видел, она читала лекцию.

– Вы отслеживаете успешность трудоустройства студентов вашего вуза?

– Трудоустраиваются у нас около 90%, а порядка 75% студентов работают по той специальности, которую они изучали и по которой проходили практику. Мы стараемся растить и научную элиту. С третьего курса, когда начинается специализация, кафедры отбирают самых перспективных воспитанников и вовлекают их в свою научно-практическую деятельность. У нас уже более 10 преподавателей, прошедших путь лицеиста экономического лицея, студента, через аспирантуру до защиты кандидатской, а то и докторской диссертации. Когда меня избирали ректором, я в шутку сказал, что в нашем университете должно быть все – от родильного дома до крематория, но доля истины здесь есть. Мы начали строить современный университетский городок, где будет (я уверен в этом) все для жизни, образования, занятия наукой, творчеством, спортом, решение бытовых проблем студентов, преподавателей и сотрудников «эконома».

МЫ – ЗА ШИРОКИЙ ДОСТУП К ОБРАЗОВАНИЮ!

– Каковы международные связи университета?

– Сейчас совместно с Британским советом участвуем в программе, предусматривающей возможность выдачи совместных дипломов с одним из английских университетов. Пока мы прошли все этапы предварительного отбора, и у нас очень хорошие шансы получить это право. Мы являемся членами международной Компостельской группы университетов, куда входят испаноязычные вузы, где также прорабатываем проекты совместной выдачи дипломов. Еще я хотел бы упомянуть о проекте «Темпус», который университет выиграл совместно с рядом вузов Германии, Англии и Франции. Его цель – подготовка специалистов по экономике вышеназванных стран. Развиваются внешнеэкономические связи, идут инвестиции, следовательно, нужны специалисты, которые могли бы ориентироваться в экономике той страны, с которой налаживается сотрудничество. Сейчас таких специалистов явно не хватает, мы же будем заниматься их штучной подготовкой: небольшие группы, высокий уровень профессиональной и языковой подготовки, постоянная практика за рубежом.

– Помимо прочего, вы еще являетесь заместителем председателя Совета ректоров Саратовской области. Какие вопросы там обсуждаются?

– Мне кажется, сейчас Совет ректоров становится все более влиятельным органом. Например, есть серьезная проблема: на территории нашей области действует масса филиалов московских вузов, которые просто выкачивают деньги из саратовцев, не давая им настоящего образования. Это организованный процесс купли-продажи дипломов. Мы обсуждаем меры по воздействию на эту ситуацию. У меня вообще свой взгляд на платное и бюджетное образование. Если 5-6 лет назад в СГСЭУ принимали на бюджетные места 210 человек, то в этом году – 590, т.е. в 3 раза больше, при этом, кроме самых престижных специальностей, для поступления нужно было набрать 12 баллов. Это к вопросу о «недоступности» бесплатного образования. Школьник, получив три четверки, поступает в университет! Какая же тут недоступность? С другой стороны, платное образование способствовало расширению спектра бюджетных специальностей и улучшению условий, в которых обучаются студенты. У нас нет деления на отдельные группы бюджетных и коммерческих студентов, они занимаются вместе, и меня очень радует, что в последние годы в числе лучших студентов все больше удельный вес заплативших за свое обучение.

– А сколько стоит у вас учеба?

– Только по четырем престижным специальностям – 39 тысяч рублей в год, по остальным – 20 – 30 тысяч рублей. Значительная часть семей в России в состоянии позволить себе заплатить такую сумму. При этом наше образование вполне сопоставимо с тем, что дают столичные вузы по гораздо более высоким ценам. Если человек хочет получить образование и готов за него заплатить, почему нет? Я знаю студентов, которые учатся просто потому, что им нравится, например, компьютерный дизайн, и они хотят его изучать. И когда некоторые чиновники от образования говорят, что мы должны готовить только тех специалистов, которые нужны сейчас государству, я их не понимаю. А если это нужно самому человеку? И он готов за это заплатить?

– Вы так экспрессивно говорите. У нас что, есть ректоры, которые возражают против обучения на платной основе?

– Не против платного обучения, а против широкого доступа к образованию. Некоторые чиновники заявляют, что необходимо определить, какие специалисты нужны государству, и только этих специалистов готовить. Согласен, но при этом добавьте: на бюджетные средства. А когда граждане хотят получить образование, не залезая в карман государства, это прекрасно. Мы здесь поднимаемся на уровень мировых критериев.

ИЗ ЖИЗНИ ФИЛИАЛОВ

– Владимир Александрович, а что за региональное отделение Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка открылось на базе вашего вуза?

– Названная вами академия – это общероссийская общественная организация, созданная в свое время по инициативе В.В.Путина, когда он возглавлял Совет безопасности. Академия разрабатывает проблемы безопасности России на научном уровне, занимается пропагандой знаний в данной области. Руководство академии планирует на базе Саратовского регионального отделения создать совместно с СГСЭУ филиал высшего учебного заведения при академии, существующего в Москве, который будет готовить специалистов соответствующего профиля, в том числе по компьютерной безопасности.

– Опять вы впереди планеты всей: то филиал Академии безопасности открываете, то виртуальный филиал Русского музея...

– Это единственный из существующих в регионах России пяти филиалов, который открыт на базе учебного заведения. Кстати, если точнее – информационно-образовательный центр, и за полгода существования его посетили более трех тысяч саратовцев. Я не раз ездил в Питер, встречался с директором музея В.А.Гусевым, обговаривал условия. Мы выделили необходимое помещение, ставки научных сотрудников, новейшие компьютеры. Русский музей предоставил уникальные информационные системы и оборудование для видеотеки, позволяющие виртуально знакомиться с сокровищами музея. Часть расходов взяло на себя правительство Саратовской области. В принципе, оба филиала открылись на базе нашего университета именно потому, что мы были в этом не только заинтересованы, но и готовы вкладывать свои средства, научный и образовательный потенциалы.

– Злые языки говорили, что открытие обоих филиалов связано с тем, что губернатор области является профессором вашего вуза.

– Правда заключается в том, что губернатор поддерживает любую позитивную инициативу любого вуза области. Инициатива создания филиала Русского музея исходила первоначально от директора нашего замечательного Радищевского музея Т.В.Гродсковой. Что касается филиала академии, у нас серьезно работает научно-образовательное направление по проблемам безопасности, этим занимается профессор С.А.Овчинников, я хорошо знаю руководителей академии в Москве, которые доверили университету участие в этом проекте. Для нашего вуза это престижно, как и то, что только два вуза в России удостоены высшей награды академии – ордена Петра Великого I степени. Мы получили ее за «большой вклад в укрепление государства Российского».

РЕКТОРЫ И ПОЛИТИКА

– Владимир Александрович, ректор вуза, как крупная фигура в масштабах области, не может оставаться вне политической жизни, согласны? Вот вы, например, возглавляли координационный совет сторонников партии «Единая Россия».

– Да, я был председателем координационного совета в период становления партии, в ходе думских и президентских выборов. И сейчас я являюсь членом партии.

– А насколько вообще ректор должен быть близок к власти?

– Ректор – не политик. Когда обсуждаются какие-то внутриполитические проблемы региона, наверное, не дело ректора в них вмешиваться, а вот когда на политическом уровне решаются вопросы культуры, образования, имиджа области, ректор должен принимать в этом активное участие. В России в разные времена по-разному решался вопрос, может ли чиновник быть членом политической партии. Ректор – не чиновник, препятствий к вступлению в какую-либо партию нет. Я считаю, что ректор – это, прежде всего, гражданин, находящийся на государственной службе, возглавляющий государственное учреждение, поэтому его деятельность должна быть направлена на укрепление своего государства.

– Меня партийность ректоров настораживает тем, что они имеют значительную власть над преподавателями и студентами своего вуза, и удержаться от ее применения в период выборов не удается никому.

– Поэтому я и говорю, что такое возможно только в демократической стране, когда политические партии, стоящие у власти, могут чередоваться, а основные государственные приоритеты остаются.

– Что касается вашего активного участия в жизни общества: я была свидетелем «захватывающей» дискуссии на круглом столе по теме искоренения бедности. Насколько подобные мероприятия, по-вашему, адекватны и полезны?

– Я не так часто участвую в публичных дискуссиях. Но в данном случае, если авторитетные в регионе люди собрались поговорить на тему бедности, это в любом случае полезно. А почему у таких встреч обязательно должна быть утилитарная роль? Проводится ведь и другая работа, которая в совокупности с такими встречами постепенно меняет ситуацию к лучшему.

АЯЦКОВ СДЕЛАЛ САРАТОВ ЗНАКОВЫМ ГОРОДОМ

– Владимир Александрович, вы – автор множества книг, в том числе суперпопулярной в научных кругах книги «Историки, повторившие путь Галилея» и ...

– Да, я написал ее в соавторстве с В.В.Пугачевым, есть еще одна наша совместная книга – «Выбившиеся из строя», где мы рассказали об ученых, которые шагали не в ногу с властью и жизнь которых трагически оборвалась.

– ...И в то же время биографии Д.Ф. Аяцкова. Как в вас уживаются авторы двух таких разных произведений?

– Почему разных произведений? Дмитрий Федорович как губернатор сделал Саратов знаковым городом не только в России, но и за рубежом. А ведь многие знали о Саратове лишь по Грибоедову. Мне было интересно посмотреть, как человек, по своему происхождению, образованию достаточно далекий от проблем образования, культуры, став губернатором, провозгласил следующую формулу: главное – это история, образование, культура, и только на их основе может строиться реальная политика. Как ректор, могу вам сказать: мало в каком регионе России столько сделано для образования, сколько Д.Ф.Аяцков сделал в Саратовской области. Кое-кто говорит, что он это делает ради престижа. А разве это плохо? Меня поразило, что, став членом Совета Федерации, он пошел в комитет по образованию и науке, а не по сельскому хозяйству, будучи специалистом в этом направлении.

– Так, может, лучше было бы пойти в комитет по своему профилю, больше б пользы было?

– Выбор комитета определила его гражданская позиция истинного демократа, понимание того, что значат образование и культура для будущего России. Вы можете сказать, что я как его научный руководитель пристрастен, но это же говорят и многие видные ученые – историки, экономисты, приезжающие к нам в область, и простые школьные учителя. Вот недавно в Саратове был съезд архивистов. Его участники не знали о политической борьбе в Саратове, о других особенностях нашей жизни, но они знают Аяцкова как человека, который особое внимание всегда уделял образованию, науке и культуре. И многого добился.

– Обладая такими глубокими познаниями о губернаторе, вы могли бы провести некую параллель между ним и похожим историческим персонажем?

– Исторические параллели – вещь опасная. Вы, наверное, ждете от меня сопоставления со Столыпиным? Скажу лишь одно: если верна теория, что каждый человек проживает несколько жизней, то я вижу Д.Ф.Аяцкова в XVIII веке «просвещенным монархом» одной европейской страны... Он, возможно, скажет, что я не прав...


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 38 (100), 1-7 октября 2004 г. 


Автор статьи:  Елена АСАНОВА
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: