Яндекс.Метрика

Сергей ОВСЯННИКОВ: Таможня укрупнилась и ускорилась

Сергей ОВСЯННИКОВ:  Таможня укрупнилась  и ускорилась

Отмечавшийся недавно День таможенника Российской Федерации пришелся на период реорганизации таможенной службы в целом и Саратовской таможни в частности. О том, какие именно грядут преобразования и какую пользу они могут принести нашему региону, «Новые времена» расспросили главу ведомства Сергея ОВСЯННИКОВА.

– Сергей Александрович, сейчас многое говорится о расширении функций Саратовской таможни. Объясните, пожалуйста, в чем суть предстоящих изменений в структуре ваших подразделений.

– Скажем так. Идут организационно-штатные мероприятия во всей таможенной службе Российской Федерации, направленные на повышение эффективности работы всех управлений и постов. В частности, есть приказ о сокращении 712 штатных единиц в Приволжском управлении. Параллельно идет реорганизация взаимодействий существующих таможенных органов. В том числе мы можем сообщить о переходе с 25 декабря двух постов – Пензенского и Мордовского, которые раньше курировались Ульяновской таможней, в подчинение Саратовской таможни. Таким образом, в нашу структуру теперь будут входить пять таможенных постов – Саратовский, Энгельсский, Балаковский, а также Пензенский областной и Мордовский республиканский посты.

– Кроме повышения статуса, какие практические плюсы это укрупнение может дать Саратовской области?

– Это создает некоторые перспективы для участников внешнеэкономической деятельности данных регионов. Появляется возможность аккумулировать экспортные и импортные потоки. В Пензе и Мордовии, например, нет авиационного таможенного пункта пропуска. В Саратовской области есть, что позволяет нам принимать импортные товары для всех трех регионов авиационным путем. Кроме того, наша область – крупнейший железнодорожный узел. И, конечно же, важной экономической артерией является матушка-Волга. Например, завод НПЗ импортирует свою продукцию за рубеж путем река-море, и в навигационный период мы собираем порядка трех миллиардов рублей таможенных платежей, которые перечисляем государству. С введением в эксплуатацию нового аэропорта мы ожидаем, что внешнеэкономическая деятельность активизируется еще больше, что позволит участникам ВЭД этих регионов для доставки своих грузов в полной мере использовать транспортную инфраструктуру Саратовской области.

– Но ведь таможенные платежи перечисляются в федеральный бюджет, а не в областной.

– Именно так. Скажу больше – таможенные платежи более чем на пятьдесят процентов формируют государственный бюджет. Тут вот какая арифметика. На сегодняшний день за 2012 год нами перечислено в федеральную казну более двадцати миллиардов рублей. Это, к слову, уже на два миллиарда больше, чем в прошлом году, а ведь нынешний год еще не закончен. В то же время Саратовская область ежегодно получает из центра дотации в размере двадцати миллиардов или немногим больше. Так что можно считать, что деньги, заработанные Саратовской таможней, возвращаются к нам в том же объеме. К тому же таможенная служба, как действующее учреждение, пополняет местный бюджет за счет подоходного налога и прочих производственных затрат. Значит, расширение наших функций области должно быть только выгодно.

– Вы сказали, что таможенные сборы в этом году значительно превышают прошлогодние. В чем причина роста?

– В первую очередь в изменении законодательства, которое упрощает таможенное администрирование. Кроме того, заметно активизировалась внешнеэкономическая деятельность Саратовской области, это связано с исполнением крупнейших инвестиционных проектов, таких как «Северсталь», «Центролит», «МакПром» в Балашове. И таких проектов более двадцати, которые повлекли за собой таможенные платежи и пополнение федеральной казны.

– Больше года Россия живет в рамках Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном. Как этот факт отразился на работе вашей структуры и на жизни региона?

– Плюсов у Таможенного союза много. Отмена таможенных пошлин внутри этой организации позволяет беспрепятственно обращаться товарам на общей таможенной территории. Упрощены административные барьеры в торговле. В сфере таможенного администрирования создан единый механизм контроля на внешней границе союза, ускорен и удешевлен оборот товаров, подлежащих санитарному, ветеринарному и фитосанитарному контролю. Уменьшились издержки при перевозке сырья и готового товара, что способствовало снижению цены на товары.

Повысились требования к таможенной службе. Даже сейчас, в период реорганизации и сокращения штатов, мы не должны и на одну лишнюю минуту задерживать грузы, которые идут через нас. Чтобы не создать даже малейших проблем участникам внешнеэкономической деятельности. Чем меньше товар стоит на таможне, тем быстрее он попадает на рынок и тем выше от этого экономический эффект. Были времена, когда таможенные процедуры длились днями и даже неделями. Сегодня такое неприемлемо.

Мы делаем все, чтобы максимально ускорить выполнение своих обязанностей, за счет высокого профессионального уровня сотрудников и технической оснащенности службы. Достаточно сказать, что 98,7 процента деклараций оформляются нами через интернет. Есть и другие цифры, характеризующие уровень оперативности нашей работы. Например, среднее время регистрации транспортного средства. Таможенный кодекс отводит на эту процедуру одиннадцать минут. В Саратовской области справляются за три минуты.

– Наверное, Таможенный союз принес не только плюсы. Все-таки теперь за ввозом запрещенных товаров, в том числе наркотиков и оружия из криминогенных регионов, отвечают таможенные органы других стран.

– Когда таможенная граница совпадала с государственной, нами на контрольно-пропускном пункте в Озинках ежегодно изымалось от четырех до восьми килограммов наркотиков. Однажды даже тринадцать килограммов чистого героина изъяли! С вступлением России в Таможенный союз в Озинках остался лишь паспортный контроль. С тех пор не зафиксировано ни одного случая изъятия. Тут возникает вопрос: то ли возить стали меньше, то ли контролировать хуже. Я не могу ответить на него, потому что нет достаточной информации. Есть, конечно, сомнения, ощущение неизвестности. И все-таки хочется верить, что наши коллеги – таможенники Казахстана – просто хорошо работают и ликвидируют поставки наркотиков на своей границе, полностью перекрывая этот опасный канал из Афганистана, идущий к нам через Озинки.

– Насколько часто таможней фиксируются случаи нарушения закона на территории Саратовской области?

– В этом году было возбуждено девять уголовных дел и более двухсот дел об административных правонарушениях, когда люди пытались провезти те или иные товары в коммерческих целях. Например, была изъята партия пуховых изделий из Узбекистана – носки, шарфики, шали, одеяла, платки. Владелец значительно занизил количество ввезенного товара. После анализа наших экспертов оказалось, что стоимость составила порядка 21 миллиона. Товар был изъят, возбуждены уголовные дела. После чего данная продукция была передана нами в социальные учреждения – детские дома и дома престарелых. К слову, Саратовская таможня шефствует над тремя детскими домами, которые мы постоянно посещаем и поддерживаем.

Были и другие примеры попыток ввезти незаконно тот или иной товар. Изымали пиявок, прочую кровососущую дрянь и даже павлинов.

– Наверное, нередки и случаи правонарушений среди самих сотрудников таможни?

– Крайне редки. Мы очень тщательно подбираем кадры. Прием в таможенные органы происходит в соответствии с жесткими квалификационными требованиями, а также на основании изучения личностных и деловых качеств кандидатов – уровня образования, состояния здоровья и психологического тестирования. Основной принцип – неукоснительное соблюдение действующего законодательства и профессиональная пригодность кандидата на замещение вакантной должности.

Но я не на Луне живу и понимаю, что там, где миллиардные платежи, есть место соблазну. Тем более при тех скромных зарплатах, которые получают наши сотрудники. Но для этого в Саратовской таможне функционирует отдел по противодействию коррупции, который проводит работу, направленную на выявление должностных лиц, совершающих противоправные действия и злоупотребляющих своим служебным положением.

– Если не секрет, сколько зарабатывают ваши сотрудники?

– Заработная плата у сотрудников и должностных лиц таможни зависит от замещаемой должности, присвоенного классного чина, выслуги лет и надбавки за особые условия государственной гражданской службы. Средняя зарплата старшего таможенного инспектора составляет 22-23 тысячи рублей.

– С внедрением новых технологий, видимо, требования к служащим таможни возросли. Не возникает ли проблем с кадрами, и как вы их воспитываете?

– Для подготовки профессионального таможенника кроме обязательного высшего образования требуется еще пять-шесть лет практической работы. И дело не только в технологиях. В регулировании таможенной службы задействовано более 14 тысяч нормативно-правовых актов. И законодательство постоянно меняется. С вступлением в Таможенный союз уже появилось и еще появится множество новых нормативов. Далеко не каждый способен справиться с таким объемом информации, выполнять свои обязанности точно и в срок.

Один из способов формирования кадрового резерва на руководящие должности в Саратовской таможне – ежегодная деловая игра «День дублера». В ее подготовке участвуют практически все сотрудники таможни, отбираются кандидаты на замещение должностей, проводится их анкетирование и индивидуальное консультирование. Наиболее подготовленные дублеры в течение одного дня замещают в таможне руководящие должности всех уровней. Это мероприятие активизирует мотивацию к дальнейшему развитию личностного потенциала, позволяет реализовать творческие начала, выявить свои нераскрытые возможности, способствует служебному росту.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №33 (480)
Автор статьи:  Иван ПЕТРОВ
Рубрика:  Правопорядок

Возврат к списку


Материалы по теме: