Яндекс.Метрика

Дом, который построил Джек, или Коммунальная матрешка

Дом, который построил Джек, или Коммунальная матрешка

Прорвало трубу рядом с домом № 24 по ул. Ульяновской, что в Саратове. Произошло это в начале недели. Несколько дней жители скитались по инстанциям, пытаясь остановить внезапно возникший подземный источник, но тщетно. От трубы отказались все – и МУПП «Саратовводоканал», и управляющая организация и администрация района. Решать проблему в итоге пришлось зампреду правительства области Дмитрию Федотову, к которому жители пришли со словами «ну сделайте хоть что-нибудь!». «НВ» попытались разобраться, насколько все плохо в жилищно-коммунальном хозяйстве области и почему?

По оценке зампреда правительства региона Дмитрия Федотова, по степени износа система ЖКХ практически ничем не отличается от соседних областей, той же Самары или Пензы.

– Везде примерно средний износ, – говорит он, – и проблемы с управляющими организациями тоже везде однотипные.

Рынок отрегулирует… может быть

Какая сложилась ситуация в сфере ЖКХ в течение последних лет? Жилищный кодекс РФ определил рыночную систему отношений в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг. По задумке, частный бизнес должен был прийти на этот рынок, принести инвестиции, повысить конкуренцию, тем самым повысив качество услуги. На деле ситуация получилась ровно обратная. Частные управляющие компании никакой конкуренции не принесли, установили монополию и стали зарабатывать деньги иной раз и не совсем честным путем, пользуясь всеобщей правовой неграмотностью. Механизма влияния государственных и муниципальных органов на частные управляющие компании или на недобросовестных председателей ТСЖ и ЖСК не было. Бизнес ведь частный, так что государство в эти дела вмешиваться права никакого не имело. Собственник остался один на один с бизнесом управляющих компаний.

Только в июле прошлого года вступили в силу поправки к законам, регулирующие деятельность управляющих организаций и органов местного самоуправления. Согласно этим поправкам, администрации муниципальных образований получили право реагировать на жалобы жителей, если таковые имеются. После того как жалоба поступила муниципалитет, его сотрудники в пятидневный срок должны провести проверку по факту нарушения и в течение 15-ти дней собрать собрание жильцов по вопросу смены управляющей компании или переизбрания руководства ТСЖ.

Самоуправление без управления

Можно сколько угодно кивать на инертность жителей, которых невероятно трудно собрать для голосования, но для этого следовало хотя бы начать проверять факты нарушений. По нашим сведениям, администрация Саратова до сих пор не провела ни одной проверки. Согласно 131-му ФЗ «О местном самоуправлении» региональные чиновники могут только рекомендовать муниципальным совершать какие-то действия. Соответственно, никаких отчетов о сделанном, никаких предупреждений, никаких приказов об увольнении со стороны областного уровня быть не может. По сути, муниципалитету достаточно помахать перед регионом 131-м ФЗ и спокойно продолжать заниматься своими делами. А в это время жители, не добившись ответа от муниципальной власти, в поисках правды идут осаждать региональное правительство.

История порыва на ул. Ульяновской – показательный пример. Труба бесхозная, на балансе «Водоканала» не стоит, управляющей организацией не обслуживается, поскольку «наша часть начинается от стены дома», а администрации района и дела до нее нет.

Проблему бесхозных сетей мы, кстати, поднимали в одном из декабрьских номеров нашей газеты. Тогда удалось установить, что по какой-то причине на баланс «Водоканала» не попало 15% сетей. И вопрос о передаче их на баланс муниципального предприятия решается уже в течение минимум пяти лет. В декабре этого года проблема должна была быть решена, но, как показывает этот случай, воз и ныне там.

«Правильно, но глупо»

– В управлении жилищным фондом многое зависит от людей, стоящих во главе управляющих организаций, и от собственников жилых помещений, – утверждает Федотов. – Готовы люди сотрудничать – одни честно платить за услуги, принимать участие в жизни дома, а другие так же честно эти услуги предоставлять, – все сразу хорошо. Не готовы – плохо.

Довольно часто непонимание возникает из-за правовой неграмотности не только жителей, но и сотрудников управляющих организаций. А также из-за отсутствия единообразия платежного документа. К примеру, норматив за отопление – 35 рублей за квадратный метр. Что делает управляющая компания: рассчитывает потребление тепла по нормативу, затем снимает показания прибора учета. Если дом потребил тепла меньше норматива, делают корректировку в меньшую сторону, если больше – то, соответственно, в большую.

– Получается расчет объемов фактического потребления, – объясняет Федотов. – А управляющая компания пишет эту цифру в графу «тариф». И житель, сравнивая две платежки, замечает, что число в графе «тариф» по сравнению с прошлым месяцем увеличилось. И при этом он знает, что тарифы вырастут в этом году не с 1 января, а с 1 июля. И у нас на ровном месте, только из-за того, что в управляющей организации не объяснили методику расчета, получается конфликт.

Кстати, один из ярых общественных деятелей в сфере ЖКХ Сергей Пятковский целый год добивается создания при администрации общественного совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, который бы взялся как раз за обучение председателей советов домов, глав управляющих компаний, председателей ТСЖ и ЖСК правильному ведению дел. Пока тщетно.

Мог бы решить проблему единый платежный документ. Его прообраз разработали в Минрегионе РФ еще осенью прошлого года. Это довольно громоздкий на вид документ, формата А4, с пятью или шестью отдельными таблицами. Но пока это просто бумажка. Поскольку для того, чтобы этот документ просто рекомендовать к использованию, необходимо, чтобы вступило в силу постановление Правительства РФ № 354. Оно, в свою очередь, вступит в силу только после разработки и утверждения Минрегионом методики расчета общедомовых потерь, которые должны быть готовы только к августу наступившего года. Вот такой получается дом, который построил Джек.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №34 (434)
Автор статьи:  Алёна ШИПИЛОВА
Рубрика:  ЖКХ

Возврат к списку


Материалы по теме: