Яндекс.Метрика

День учителя – домашний праздник

День учителя – домашний праздник

Об особой школьной атмосфере, ясных целях и видимых результатах мы беседуем накануне Дня учителя с министром образования Саратовской области Гарри Татарковым.

– Гарри Николаевич, вы недавно на посту министра образования. Каким вы увидели коллективный портрет педагогического сообщества нашей губернии?

– Если говорить о саратовском педагогическом сообществе, то нам есть чем и кем гордиться. У нас в области очень мощная система образования. Мы смело можем именоваться регионом, который является образовательным центром. И этот ресурс мы должны использовать, ведь государство ставит перед нами серьезные задачи, и мы себя осознаем ключевой отраслью развития России в будущем.

– Все ли учителя готовы к новым президентским инициативам, запросам общества, ведь многие подходы к развитию образования сегодня кардинально меняются?

– Сделаю небольшой экскурс в недавнюю историю. В 90-х годах, когда, по сути, у нас создавалось новое государство, шли очень непростые процессы, не всегда должное внимание уделялось образованию. Оглядываясь назад, можно сказать, что именно учителя вынесли на своих плечах, спасли российскую систему образования. Что приятно, не только спасали и выживали, но и искали новое. У нас тогда в стране много говорили о реформах и ничего не делали, в то время как инициативные группы на местах создавали лицеи, гимназии – ведь именно тогда был активный период создания инновационных образовательных учреждений. Были найдены новые методики, системы функционирования. За это огромное спасибо, в этом смысле мы должны поклониться учителям, преподавателям вузов. Очень трудно найти такую же профессиональную среду, где осознание целей своего существования было настолько высоко.

Что касается сегодняшнего дня, учительству грех жаловаться на невнимание государства. Наоборот, и об этом говорят очень серьезные президентские инициативы программы «Наша новая школа», которые как раз относятся к сфере образования.

На недавнем Госсовете, который проходил 31 августа, речь шла и о профессиональном образовании, о путях его модернизации. Оно должно измениться и соответствовать требованиям сегодняшнего дня. Кстати, пользуясь моментом, хочу поздравить всех работников образования, поскольку в субботу будет большой праздник – 70-летие организации профессионального образования в России.

Если вернуться к вопросу, готовы ли педагоги к новым свершениям, то, действительно, сегодня к современному учителю предъявляется много требований. Вообще в основе этой профессии – постоянное движение вперед, поиск нового, овладение самым последним материалом, рост профессионального уровня. Если учитель живет в постоянном движении, то он находится в комфортных взаимоотношениях со своей профессиональной средой. Если в какой-то момент останавливается, то эта среда становится дискомфортной. Само время требует от него перехода на непрерывное образование.

– Что бы вы пожелали своим коллегам накануне Дня учителя?

– Если говорить о пожеланиях, то прежде всего я хотел бы обратиться к обществу с призывом уважительно относиться к этой профессии. К сожалению, в последнее время в силу, может быть, объективных причин и обстоятельств уважительное отношение к учителю размывается. Мы не должны забывать, что учитель вправе требовать поддержки, когда обучает и воспитывает вашего ребенка.

Мне хотелось бы обратиться и к бизнес-сообществу – к представителям крупного, среднего и малого бизнеса. Мы должны прекратить рассматривать эту отрасль как сферу затрат, а воспринимать ее как сферу дальнейших инвестиций. Мы уже совсем близко подошли к этому пониманию, и эти тезисы сформулированы в президентской программе, по которой главным ресурсом будущей экономики будет человек. Поэтому одним из центров вложений средств и инвестиций должна стать система образования.

Особенно это актуально на современном этапе для системы профессионального образования, как высшего, так и среднего, и начального. Мы сейчас столкнулись с необходимостью пересмотра «органического строения» выпускников наших профессиональных учреждений. Сейчас мы имеем такое соотношение: 70 процентов выпускников вузов, 20 процентов – средних профессиональных учреждений и 10 процентов – начальных. А требуется практически противоположное соотношение. Рынку необходимо как минимум 60 процентов среднего профессионального образования, 20 – начального и 20 – вузовского. Это создает драматические перекосы на рынке труда и мешает развитию экономики.

Естественно, при этом надо поднять статус среднего и начального профессионального образования. И здесь бизнес-сообщество не должно ограничиваться критикой, от него ждут инвестиций, участия в разработке новых профессиональных стандартов. Как мы должны учить, какие профессиональные навыки прививать в той или иной профессии? В идеале бизнес должен придти, заказать и оплатить не только обучение, но и переподготовку специалистов. А мы, в свою очередь, должны создать мобильный рынок образовательных услуг. Собственно, это уже происходит. Другое дело, что система образования немножко отстает и бизнес не формулирует ясно свои потребности. На Западе многие концерны, корпорации обладают своими профессиональными учреждениями, где идет очень мобильная, компактная и целенаправленная подготовка по их же программам. Связка «исполнитель-заказчик» дает впечатляющие результаты.

Ну, и наконец возвращаясь к пожеланиям, хочу обратиться к выпускникам. У каждого учителя с ними связана частичка души, нервов, жизни. Они очень переживают, как ребята трудоустраиваются, куда поступают, в общем, вместе с ними проживают этот непростой период. Хочу обратиться к выпускникам: придите в этот день к своим учителям, им важно видеть плоды своего труда, получить оценку от вас, уже взрослых людей. Часто мы переоцениваем учителя после того, как закончили школу. Иногда учитель строг, требователен, жестко ставит оценки, с ним некомфортно, но зато когда мы покидаем школу, понимаем, что все его усилия были направлены на знания. Это была честная работа.

Хочется, чтобы День учителя стал домашним праздником. Чтобы в каждой семье родители вспомнили своих наставников и рассказали о них детям.

– Гарри Николаевич, ­а кто из учителей сформировал вас?

– У меня в жизни было много хороших учителей. И школьных, и вузовских преподавателей я помню до сих пор. Учитель математики в тбилисской школе Николай Иванович Думбадзе покорил мое воображение потрясающими познаниями в математике. Его отличали любовь к своему предмету и психологически тонкое отношение к ученикам. Он был невероятно строг, но при этом все знали, что за его строгостью скрывается любовь к нам. Слова поощрения были скупыми, но я их помню до сих пор.

Среди курсов, прослушанных в институте, больше всего мне запомнились лекции физика Алексеева. Обычно на вузовском уровне есть некоторая отстраненность от ученика, так как «вы уже взрослые люди». С ним мы этого не чувствовали. Такое ответственное отношение к своему предмету я редко у кого встречал. Он открывал нам все горизонты. Фактически в том, что я поступил в аспирантуру, успешно защитился, во многом его заслуга. Он мне открыл, как должен действовать и думать современный физик.

– В саратовском физико-техническом лицее №1 вы преподавали физику, да и учителям области до недавнего времени читали лекции на курсах повышения квалификации. Не скучаете по урокам?

– Конечно, очень скучаю по школе и иногда, встречаясь с учителями, им завидую. Потому что школа – это место, где ясны цели, видны результаты, где особая атмосфера работы и деятельности, которую трудно найти в другом месте.

– А в министерстве?

– Масштабы другие. Перечень задач остался тем же, но приоритеты и алгоритмы решения стали более понятными. Когда я попадал на новое место работы, я всегда искал главное. И на этом посту осознание главного ко мне пришло. Мы должны создать наилучшие условия для функционирования своих образовательных учреждений.

Опять же нельзя хвататься за все направления. Видеть в этом главном определенные этапы и конечный результат. Обеспечивать процесс. Все мероприятия должны иметь обеспечение. Если этот баланс будет соблюдаться, то, я думаю, работа состоится.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №37 (390)
Автор статьи:  Тамара КОРНЕВА
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: