Яндекс.Метрика

Балашовские разоблачения

Балашовские разоблачения

Губернатор Павел Ипатов вновь выступил в необычной для главы региона ипостаси обличителя жуликоватых чиновников. На этот раз целью его удара стали два объекта в Балашовском районе: МУП «Водозабор» и центральная районная больница (ЦРБ). Материалы проверок этих учреждений направлены им в областную прокуратуру.

ПО ЗАКОНУ ПАСКАЛЯ

В результате проверки финансово-хозяйственной деятельности Балашовской ЦРБ за период работы с 2004 по 2005 годы, проведенной контрольно-ревизионным управлением (КРУ) минздрава области, выявлены ошеломляющие факты злоупотреблений. Главврачом Александром Паскалем и его подручными в Балашовской администрации нарушались инструкции и нормативы, халатно оформлялись договора и протоколы.

Начнем с того, что закупка медицинского оборудования, препаратов, расходных, строительных и хозяйственных материалов производилась без проведения конкурсных торгов. А там, где формальности все же пытались соблюсти, делали это в высшей степени безалаберно, даже не пытаясь спрятать следы, свидетельствующие о предвзятости в выборе поставщика. Так, например, в некоторых протоколах тендерной комиссии указывались сразу несколько победителей по одному лоту, а предпочтение отдавалось некой фирме «Бионика», у которой даже заявка на участие в конкурсе отсутствует. Еще можно было бы стерпеть желание главврача пригреть и подкормить на базе своей больницы какую-нибудь карманную фирмочку, если бы она поставляла продукцию для нужд учреждения по приемлемым ценам. Но куда там! Чиновники, и в особенности медицинские, живут по принципу: если разгорелся аппетит – не тормози. Греби по полной, пока карман не затрещит. Что и подтверждается проверкой, которая установила, что цены всех поставщиков завышались в 3 – 12 раз! А по отдельным позициям – в 25 раз! Наверняка у самих закупщиков дыхание перехватывало от таких цен. Эдакое смешанное состояние восторга и страха, как у раскуражившегося автолихача, подсознательно боящегося нарваться на гаишника. В результате переплаты по закупкам медтехники составили почти 7 млн руб. (75% выделенных средств), медикаментов – более 4 млн руб. (половина всей суммы), мягкого инвентаря – около 1,4 млн руб. (71%), мебели, бытовой и оргтехники – 1,1 млн руб. (74%). Из наиболее вопиющих примеров можно назвать закупку лампочек в Москве по цене в 5-7 раз дороже, чем они стоят в Балашове. В балашовской ЦРБ как будто специально устроили конкурс среди тех, кто предложит более высокую цену с наибольшей удаленностью поставщика. И, наверное, только барская лень остановила чиновников сделать запрос на Таймыр или Чукотку и завозить оттуда бинты по цене аэрокосмической ленты.

Итоговая сумма ущерба, нанесенного чиновниками районной администрации и руководством ЦРБ за полтора последних года, составила 15,7 млн руб. (!) – 66% всех потраченных денег на закупку материальных ценностей.

Но и этого оказалось мало начальнику больницы. Он не побрезговал даже мелочами. Так, занимая должность главврача, г-н Паскаль еще совмещал должность начальника отдела здравоохранения райадминистрации, получая зарплату в обоих местах работы. Это нам понятно, что в районе здравотдел и ЦРБ – это практически одно место работы и что главврач в местной иерархии стоит сразу за прокурором, начмилиции и судьей. И он живет по своему закону. Но вот по закону федеральному Паскалю необоснованно начислено за шесть месяцев текущего года около 67 тыс. рублей. Конечно, по сравнению с 15 миллионами – это детишкам на карманные расходы (чтоб карманы, как у папки, к деньгам привыкали).

Разумеется, подозревать Паскаля в том, что он набивал лишь свой карман, было бы, право, грешно. Не могло не перепасть и высокопоставленным чиновникам районной администрации, курирующим социальную сферу. И бывшее руководство областного фонда медстраха не осталось на бобах. Косвенным подтверждением того, что директор больницы не жадничал, является то, что не жадничали директора ТФ ОМС, который изрядно переплатил балашовской больнице – в 2 раза больше суммы выставленных счетов. Но и этого, как видно, не хватало для удовлетворения алчной жажды. И деньги изымались из неприкасаемых статей больничных расходов – медикаментов и продуктов питания. Так, на продовольствие было потрачено 3,9% средств, выделенных по линии медстраха, вместо 12%, как должно по нормативам. На медикаменты – 14% вместо 22%.

ЛЕЧЕБНАЯ ЖАДНОСТЬ

Обнародования губернатором фактов злоупотреблений (а если хотите – воровства) в системе здравоохранения области общественность ожидает с весны, когда Павел Ипатов впервые публично заявил об имеющихся нарушениях в областном филиале фонда обязательного медицинского страхования и учреждениях здравоохранения области. Кроме общих цифр бюджетных сумм, утекавших по отлаженным между фондом и больницами каналам, никаких конкретных фактов тогда не было представлено. Ипатова уж было начали упрекать в том, что оглашение и передача в прокуратуру документов, на которых основывались заявления губернатора, затянулись. И начало казаться, что глава региона выступил с голословными обвинениями. После принесения в жертву правосудию Геворга Джлавяна все ждали следующего шага: сдачи в руки правоохранительных органов руководителей ФОМСа и наиболее зарвавшихся главврачей. И вот почти сразу же после ареста бывшего руководителя дорожной отрасли, будто специально выждав момент логического завершения первого антикоррупционного проекта «Дороги», губернатор запустил второй проект – «Медицина».

Балашовская ЦРБ, полагаю, была выбрана в качестве типичного примера того, как осуществляется финансово-хозяйственная деятельность почти во всех лечебных учреждениях области. Поэтому эти цифры можно проецировать и обобщать на всю сферу здравоохранения. Получается, что две трети суммы выделенного бюджетного финансирования оседают в карманах медицинских управленцев и на счетах аффилированных с ними фирм.

Обнародованные факты злоупотреблений потрясают еще сильнее, нежели факты увода денег в дорожной отрасли. И дело не только в сопоставлении величин: бюджет дорожного фонда области – более 2 млрд руб, а ФОМСа – более 5 млрд руб. при примерно равном проценте разворовывания. Больше всего потрясает то, что ущерб наносился не просто абстрактному понятию «бюджет», а конкретным людям. Десятки высокопоставленных медицинских чинов были вовлечены в коррупционную сеть по дележке между собой миллиардов казенных рублей. В то же время десятки тысяч больных, большинство из которых престарелые, то есть в основном малообеспеченные люди, недополучали медикаменты, качественные лечебные процедуры, питание, либо компенсировали это за свой счет. Главврачи и медчины наживались и жировали за счет не просто больных людей, но и бедняков. Если не простительно, когда мздоимцы берут взятки с предпринимателей, то какими же тогда моральными критериями оценить то, что чиновники обирают бедных и больных людей, осложняя их и без того тяжелое физическое состояние?!

Павел Ипатов взялся за ревизию больниц неспроста. Если помните, в своем интервью «Новым временам» он говорил о негласном сопротивлении, которое оказывается минздраву области муниципальными лечебными учреждениями. Если с руководством областных учреждений справиться удалось довольно быстро – они напрямую подчиняются министерству, то главы администраций фактически блокировали попытки воздействовать на муниципальные больницы. А их руководители под прикрытием начальства перешли в жесткое сопротивление новой финансовой политике областного правительства. Павел Ипатов и так сокрушался о том, что если в областных больницах, госпиталях и клиниках пациенты почувствуют значительное улучшение условий обитания и качества лечения уже осенью, то в районных и городских медучреждениях оно затягивается на неопределенное время. У губернатора оставался один путь борьбы – проведение собственных проверок и инициирование возбуждения уголовных дел. Как бы кто ни ерничал по сему поводу, но если главврачи с новым подходом в финансировании больниц теперь воровать будут хотя бы в пять раз меньше, это уже станет показателем, близким к цивилизованному. И это как раз тот редкий случай, когда результаты политики нового руководителя области самые несчастные ее жители могут почувствовать непосредственно на себе.

НЕ РАЗЛЕЙ ВОДА

По сравнению с потрясающими фактами из жизни медицинских хозяйственников говорить о нарушениях хозяйственников коммунальных представляется уже скучным – масштабы несоизмеримы. Хотя мы и догадываемся, что доля «ущерба бюджету» от затратных сумм в ЖКХ и медицинской сфере сопоставимы, натуральные цифры кажутся блеклыми. И все же, коль их придал огласке сам губернатор (когда еще такого дождешься?), опубликуем их и мы. Проведя проверку финансово-хозяйственной деятельности МУП «Балашовский водозабор» за 6 месяцев 2005 года, КРУ правительства области установило, что это предприятие находится в кризисном состоянии, причем во многом благодаря действиям администрации Балашовского района.

Так, согласно распоряжению Павла Петракова «О водоснабжении микрорайона восточной части города Балашова» МУПу «Водозабор» предписывалось заключить договора на покупку услуг с ОАО «Балашовский текстиль». Что для муниципального предприятия было экономически невыгодным. Кроме того, «Балтекс» в счете за май 2005 года завысил объем пропущенных стоков на 47 тыс. куб. м.

В качестве пояснения скажем, что гендиректор «Балтекса» и депутат облдумы Александр Ветров является не только приятелем, но и, так сказать, политическим покровителем руководителя района. Известно, что парламентарий лично просил Дмитрия Аяцкова назначить Петракова главой Балашовской администрации. После этого они и вовсе стали неразлейвода. В буквальном смысле...

Усугубляют финансовое положение «Водозабора» и услуги по водоотведению, которые они производят через очистные сооружения ОАО «Прицеп», находящиеся в аренде опять же у ОАО «Балашовский текстиль». В результате завышения цены на стоки убытки в месяц составляют 183,2 тыс. рублей.

«Являясь крупным плательщиком НДС, «Водозабор» ежемесячно предоставляет в налоговую инспекцию книгу покупок и продаж. Принятие счета к платежу без начисления соответствующих доходов заведомо приведет к занижению суммы налогов и к применению штрафных санкций со стороны налоговой инспекции. А со стороны прокуратуры может быть расценено как умышленное приведение предприятия к банкротству.

Кроме того, кредиторская задолженность бюджета города Балашова перед МУПом по состоянию на 01.07.2005 года составляет 2,7 млн руб., из них просроченная – 2,1 млн руб. «Долг прошлых лет не включен в бюджет ОМО Балашовского района на 2005 год для погашения, что свидетельствует о безответственном подходе к работе государственного предприятия», – говорится в релизе пресс-службы губернатора.

Все эти факты неправомерных действий администрации Балашовского района свидетельствуют об одном – о ведении предприятия к преднамеренному банкротству.

Комментарий Сергея ГНУСАРЕВА, первого заместителя главы Балашовского района:

– Как у нас СМИ все любят передергивать! У людей складывается ощущение, что творится какой-то кошмар. Что касается ЦРБ, то к этому администрация не имеет никакого отношения. Мы перечисляем деньги в фонд, а как он ими распоряжается – его дело. С «Водозабором» тоже все в порядке. «Балтекс» продает воду по 5 рублей с копейками за кубометр, а «Водозабор» – чуть больше чем по 6 рублей. В результате чистая прибыль предприятия составляет более 900 тыс. рублей. Ни о каком банкротстве речи быть не может. А если предприятие не хочет платить, то это его проблемы. Кроме того, выяснилось, что фактическое потребление воды в городе превышает норматив, утвержденный договором, более чем в два раза. Сейчас в администрации работает комиссия и выясняет, откуда взялась эта разница.

А обвинения в том, что у администрации якобы есть кредиторская задолженность перед МУПом, не соответствуют действительности. Администрация ничего не должна «Водозабору».

Может быть, губернатору обрисовали ситуацию несколько искаженным образом... Губернатор направил запрос в прокуратуру, чтобы она разобралась, был ли факт преднамеренного банкротства. Я могу сказать, что не было никакого преднамеренного подведения к банкротству. «Водозабор» был создан на базе обанкротившегося «Водоканала», и сейчас часть его имущества находится в аренде у «Водоканала», и часть в хозяйственном ведении – это то, что администрация покупала на свои средства. Как можно обанкротить предприятие, у которого нет никакого имущества, кроме людей?

Шумиху раздувают те, кому неймется. Экономика всегда должна быть на первом месте, а политика – на втором. У нас же все наоборот. Вот когда экономика выйдет на первый план, тогда мы и заживем.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №27 (139)
Автор статьи:  Вадим РОГОЖИН
Рубрика:  Правопорядок

Возврат к списку


Материалы по теме: