Яндекс.Метрика

Гони, поэт, варенье!

Гони, поэт, варенье!

Когда Масяня осознала, что живет в городе с богатой культурой, и решила «приобщиться», она пошла на концерт классической музыки. Долго высидеть, однако, она не смогла и побежала c Хрюнделем «отрываться» в ночной клуб.

ГЛАВНОЕ – ПОДАЧА

Саратов – тоже город с достаточно богатым культурным наследием. Только мало кто из жителей об этом знает, тем более, представители постперестроечного поколения. Советское образование все-таки гораздо больше усилий и ухищрений использовало для завлечения школьников на всяческие экскурсии и в театры.

Говорить о бескультурье сегодняшнего времени каждый может без опаски быть высмеянным. Во всяком случае, он найдет множество сочувствующих. «Ученые в настоящее время думают над тем, что считать отправной точкой в культуре. То есть, как понять, когда заканчивается культура и начинается деградация общества», – говорит Валентина Войтенок, руководитель центра культурных инноваций СГТУ. Одна из самых старых версий – культура, умирая, превращается в цивилизацию. Может, мы просто приближаемся к состоянию «цивилизации»? Хотя, если оценивать нашу цивилизованность, используя западные стандарты, то смерть культуры нам еще очень долго не грозит.

Однако, получается, что все специальности, так или иначе затрагивающие культуру, так же неоднозначны и дают множество возможностей применения талантов – как, например, специальность филолога. Ну где может работать филолог? Да практически везде! И единственная гарантия, которую может дать университет (не считая априори высокого уровня подготовки), – возможность преподавания.

В педагогическом институте СГУ готовят учителей музыки для школ и детских садов, художественных руководителей хореографических (специализация – хореография) и музыкально-инструментальных коллективов (специализация с громким названием – эстрада) для музыкальных школ и всевозможных дворцов творчества. Правда, все это ограничено контекстом народного художественного творчества.

А «классика», как академический хор или кружок театра кукол, в основном остается за консерваторией. Ее выпускники получают вместе со своей специальностью квалификацию «преподаватель». Например, музыковеды будут преподавать историю и теорию музыки в общеобразовательных и музыкальных школах. Естественно, специалисты-музыканты могут заниматься собственным творчеством – писать музыку, совершенствоваться в исполнительском мастерстве, но, думаю, рано или поздно они все же придут к преподаванию.

Помимо сугубо «прикладных» специальностей, в Саратове можно получить и теоретическое гуманитарное «культурное» образование. В том же педагогическом институте существуют специализации «культуролог» и «искусствовед».

Специальность «искусствоведение» откроется в этом году в СГУ на историческом факультете. Предполагается, что это будет, прежде всего, возможность повышения квалификации для работников музеев и продолжение образования для выпускников художественного училища. Специализироваться студенты будут по выбору – по мировому искусству, культуре России или Саратовской области. Возможно, найдутся желающие стать экспертами по оценке культурных ценностей (в саратовских музеях полно всяких редкостей, которые не выставляются, потому что нет времени и людей для приведения богатейшего хозяйства в порядок) или специалистами по реставрации памятников культуры. Декан исторического факультета Велихан Мирзеханов говорит: «Специалистов по реставрации с применением новейших информационных цифровых технологий в Саратове нет, а они необходимы как нам, так и всей стране».

ФИГОВЫЙ ЛИСТОК

Культуролог – еще более странная и расплывчатая специальность. Замдекана заочного отделения философского факультета СГУ Марина Серебрякова объясняет, что духовная культура, как свидетельствуют учебники по обществознанию, включает в себя 4 сферы – науку, философию, искусство и религию. Есть также и материальная культура, ну да не о ней сейчас речь.

Культурология в виде самостоятельной науки сформировалась лишь в XX веке, когда началась эмансипация, активная индустриализация, а потом сексуальная революция. В общем, когда был «фиговый листок отброшен». У нас процесс выделения культурологии в науку начался с 90-х годов и активно продолжается до сих пор. Может, поэтому культурологические специальности все открываются беспрерывно в саратовских университетах в последнее десятилетие. Спектр подготовки специалистов различных профилей в сфере культуры широк – от традиционных актеров до модных и так же высококонкурсных менеджеров.

Студенты-культурологи философского факультета СГУ изучают историю культуры Запада, Востока, теорию культуры, культуру повседневности, искусство кино, музыки, этику деловых отношений. «Философы» говорят, что культурологи могут прежде всего работать в музеях. Но музеям требуются более конкретные специалисты, чем те, что готовят на факультете, поэтому, по мнению Марины Серебряковой, «наши выпускники с успехом могут реализовать себя в госучреждениях по культуре, в домах культуры, в рекламных отделах СМИ, туристических компаний и т.д.». Преподавать, опять же, могут. В этом году был сделан первый набор на специализацию «менеджмент культуры» на заочном отделении.

Похожая специализация есть и в политехе – «менеджмент межкультурных связей». Валентина Войтенок, преподаватель кафедры культурологии в СГТУ, считает, что главная задача университета – «подготовить людей, которые не только смогут ориентироваться в культурных процессах, но и в рыночных отношениях, смогут найти применение своим знаниям в современном обществе». Жизнь показала, что человек с чисто гуманитарным складом ума оказывается беспомощным в нынешних условиях – поэтому закрываются школы и загибаются дома культуры. А «узкий» экономист использует культурные площади не по назначению – в кинотеатрах открываются фотостудии, точки по продаже дисков и тому подобное. Кафедра культурологии СГТУ ставит целью выпустить всесторонне развитого человека, заинтересованного в том, чтобы Россия вышла, наконец, из культурного кризиса.

«Правительство недостаточно осознает значение развития культурного сознания у людей, – говорит Валентина Войтенок, – а культура важна для формирования технической и материальной базы общества и оздоровления социальной и духовной обстановки».

Хочу напомнить, что в начале XX века тоже говорили о бескультурье. Возмущались лозунгами футуристов, обвиняли Маяковского, кричавшего «Долой ваше искусство!», в пошлости и вульгарности. А теперь Маяковский сам классик.

Может, и сейчас мы делаем поспешные выводы. Конечно, надо звать детей в музеи, рассказывать им о богатом наследии. Но почему бы не сделать так, чтоб это было им интересно, чтоб они захотели самостоятельно сходить в театр или посетить новую выставку? Может, наши всевозможные доктора педагогических наук просто не разбираются в современной детской психологии?

В апреле ожидается визит в Саратов педагога Шалвы Амонашвили, который является сторонником и пропагандистом идеи гуманной педагогики, основанной на индивидуальном подходе к каждому ребенку, на раскрытии талантов и способностей конкретного человека. Считается, что, затронув какие-то индивидуальные слабости ребенка, можно его куда-то в правильном направлении сориентировать. Старая же школа устанавливала определенную планку, которую все должны были взять. В ином случае ребенок признавался «негодным».

Трудно быть оптимистом здесь и сегодня, и мне кажется, что вряд ли этот новый гуманный метод преподавания (каким бы он ни был хорошим) приживется у нас повсеместно – не хватит денег, или места, или специалистов. В общем, как всегда.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 7 (119), 25 февраля – 3 марта 2005 г.


Автор статьи:  Ася САФИУЛЛИНА
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: