Яндекс.Метрика

Восточные экспрессы

Восточные экспрессы

В майские праздники без помпы и ажиотажа саратовские железнодорожники открыли для себя новое направление. Они навели очередные мосты между Таджикистаном и Россией. Новый рейс связал административный центр северной Согдийской области Таджикистана – Худжанд – и Саратов.

Как сообщил РИА «Новости» начальник Таджикской железной дороги (ТЖД) Амонулло Хукумов, поезд будет состоять из 15 вагонов общей вместимостью 700 человек. Время движения в пути составит около трех суток. Периодичность рейсов – один раз в неделю.

«Такой рейс организован впервые в истории области, он позволит пассажирам севера без проблем доезжать до места назначения, минуя пересадки», – отметил начальник ТЖД. Пока Россию и Таджикистан связывают только два железнодорожных маршрута: Душанбе – Астрахань и Куляб – Астрахань. В Саратов первый поезд из Ленинабада (старое название Худжанда) прибыл 8 мая.

Правда, предварительную информацию от чиновников Приволжской железной дороги получить не удалось – заместитель начальника ПЖД по пассажирским перевозкам Виктор Шаад попросту отказался беседовать с корреспондентом «НВ», сославшись на занятость. На все вопросы Виктор Григорьевич ответил емко и глубоко: «Не знаю!» Трудно в такое поверить. Равно как и в то, что новоявленный железнодорожный маршрут столь необходим Приволжской железной дороге в целом и Саратовской области в частности.

Ни для кого не секрет, что Таджикистан – одна из перевалочных баз азиатского наркотрафика. И об удобствах пассажиров в первую очередь говорить не стоило бы. Популизмом это попахивает. Для тех, кто более-менее знаком с географией бывшего Советского Союза, известно, что Худжанд (бывший Ленинабад) расположен в 130 километрах от Ташкента, из которого есть прямой железнодорожный рейс № 231/232 до Саратова. Стоило ли огород городить? Не думаю, что в Саратовской области много желающих раз в неделю смотаться в Среднюю Азию. Мы же открываем настежь двери для тех таджиков, кто не сумел устроить свои дела на родине. То есть в большинстве случаев – откровенно асоциальных элементов.

Саратовский регион наживает открытием этого маршрута множество проблем, главная из которых – нескончаемый поток наркоты, способный захлестнуть нашу область. Еще два года назад глава МПС РФ Геннадий Фадеев при встрече со своим коллегой из Таджикистана особо подчеркивал, что вопрос о введении дополнительных пассажирских маршрутов, связывающих Таджикистан с другими российскими городами, может быть рассмотрен только после снятия претензий, которые предъявляются российской стороной к поездам формирования Таджикской железной дороги. Это касалось маршрута Душанбе – Астрахань, на котором постоянно фиксировались (и, думаю, продолжают иметь место) факты антисанитарии, а также провоза пассажиров без проездных документов и без удостоверения личности.

В настоящее время через Саратов транзитом проходят шесть поездов южного направления. В сводках происшествий эти направления – «постоянные клиенты». Причем с усиленным уклоном в наркотики.

В 2004 году сотрудниками управления Госнаркоконтроля РФ по Саратовской области уже изъято свыше 1700 граммов героина из Таджикистана. На наркорынке Саратова одна «доза» весом 0,1 грамма стоит 100 рублей. При подсчете получается, что подобный вес этой упаковки «белой смерти» оценивается в 1,7 миллиона рублей. При этом мы не говорим об искалеченных судьбах тысяч человек!

Есть и более красноречивые примеры. В декабре 2003 года в Балакове задержаны два брата-таджика с 800 граммами героина. Суд до сих пор не может огласить приговор, поскольку у одного из наркокурьеров просто нет никаких документов, удостоверяющих личность.

Что интересно, в день открытия поезда Худжанд – Саратов в «Российской газете» опубликовано интервью с генерал-майором милиции Таджикистана Рамазоном Рахимовым, который возглавляет временную группу по координации взаимодействия министерств внутренних дел стран СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Так вот, этот высокий милицейский чин прогнозирует «в этом году в Афганистане... рекордное производство героина», по прикидкам «вал» опия-сырца (из которого впоследствии изготавливается героин) на мировом наркотическом рынке составит 5600 тонн. Прошлогодний урожай составил на две тысячи тонн меньше. Что же тогда говорить о Таджикистане, граничащем с Афганистаном – крупнейшим мировым производителем и поставщиком опия и героина? Сколько из этих килограммов прибудет в Саратов железнодорожным путем? Ведь именно Таджикистану международные и афганские наркобароны отводят роль одной из главных перевалочных баз на пути доставки наркотиков в Россию и далее на Запад.

Вот как прокомментировал сложившуюся ситуацию ведущий специалист группы информации и общественных связей Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Саратовской области Валерий КУЗЬМИН:

– В свое время у правоохранительных органов было много работы в душанбинском направлении, но поезд № 223 теперь, слава Богу, не проходит через Саратовскую область. Никто ведь не может дать гарантию, что наркотики курьеры не повезут из Худжанда. Ни для кого не секрет, что в каждом вагоне есть немало уголков, где можно запрятать контейнеры с зельем. Наша область имеет лишь одну железнодорожную таможню с сопредельными государствами. В Озинках хорошо налажена взаимосвязь пограничников, таможенной службы, милиции и наших сотрудников. Поэтому основной поток наркотиков идет в Саратов на автомобильном транспорте. Причем при нелегальном пересечении границы. В докладе президента Владимира Путина на одном из последних заседаний правительства озвучены такие цифры – правоохранительные органы «тормозят» лишь 20 процентов наркотрафика в страну. То есть из каждых десяти доз восемь доходит до покупателя.

– Валерий Александрович, в среду вступило в силу постановление федерального правительства, в котором установлены размеры средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ. Что это означает?

– То, что теперь в Уголовный кодекс введено понятие средней разовой дозы, и уголовная ответственность за хранение наркотических средств будет наступать лишь при обнаружении у человека десяти или более таких доз запрещенного препарата. Меньшее количество повлечет за собой лишь административное наказание. В документе установлены следующие разовые дозы наркотиков: гашиш (анаша, смола каннабиса) 0,5 г, героин – 0,1 г, высушенная маковая соломка – 10 г, невысушенная – 70 г, метадон – 0,5 г, кокаин – 0,15 г, кодеин – 0,1 г, морфин – 0,01 г, кетамин – 0,1 г.

– Получается, что ряд уголовных дел по факту хранения наркотиков сейчас окажутся в подвешенном состоянии?

– Изменение действующего законодательства заставляет работать Федеральную службу по контролю за оборотом наркотических средств еще эффективнее.

В прошлом месяце Госдума РФ приняла в первом чтении президентские поправки в Уголовный кодекс, смягчающие наказания за нетяжкие преступления. Так, согласно принятым исправлениям, содержание под стражей за хранение наркотиков без цели сбыта может быть заменено штрафом в размере до 40 тысяч рублей.

Не менее впечатляющим стало открытие автобусного маршрута Саратов – Грозный. Теперь комфортабельный автобус гоняет в столицу Чечни и обратно в Саратов дважды в неделю – в среду и субботу. Сутки в пути за 700 рублей – и ты в разрушенной столице необъявленной войны, где закладывают бомбы под всенародно избранного президента. Причем 9 Мая, в День Победы. И происходят подобные вещи не в первый раз.

Я никогда не считал и не считаю себя националистом. Каждый народ имеет своих достойнейших представителей, у каждого есть «своя ложка дегтя в бочке меда». Но когда идет разговор о мире и спокойствии в моем доме (или, как говорят наши политики, среде обитания), прежде всего мне дороги его интересы. Это мой дом, здесь жить дочери, моей матери, мне. Однако деньги наркобаронов и торговцев оружием имеют большой вес в отдельно взятом регионе страны. В противном случае эти деньги сюда бы не пустили.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 18 (80), 14-20 мая 2004 г. 


Автор статьи:  Дмитрий ИВАНОВ
Рубрика:  Правопорядок

Возврат к списку


Материалы по теме: