Яндекс.Метрика

Деньги в «Кейсе»

Деньги в «Кейсе»

Похоже, только у саратовцев не заладилось с комбайнами «Кейс»: пострадала областная продкорпорация и фирма «Агротон», использовавшая американские комбайны, под «раздачу» попал вице-губернатор, а позже спикер облдумы Шувалов. У соседей с комбайнами «Кейс» все получилось, но – по маленькой, и они осторожно взялись за одноименные трактора. Ровно два года ведется речь о перспективах – очередную годовщину можно уже отмечать.

Малоизвестный широкой публике факт: две недели самарский губернатор Константин Титов провел в воюющей Америке. Цель достигнута: он убедился, что война в Ираке не нанесла непоправимый ущерб американской экономике. Однако во время такого подзатянувшегося уик-энда ему удалось договориться о получении кредита в 110 млн долларов, который будет выплачен, как это ни странно, в рублях. Зарубежные партнеры поставят в Самару сельскохозяйственную технику по лизинговым схемам. Прежде всего, речь идет о фирме «Кейс».

Комбайны «Кейс» в Россию завезла фирма «Хемотон». Она работает вместе с «Кейсом» с кредитной линией американского ЭКСИМ-банка. Условия традиционные: без предоставления суверенной гарантии правительства России рассрочка платежа – на 5 лет, предоплата 15%. Хозяйства на это пойти не могут – нет денег на предоплату. Агрохолдинги – другое дело. Однако закупки носят «штучный» характер и не делают погоды на рынках.

Однажды побывав в совхозе «Луначарск», где в областной МТС работали американские комбайны, Титов заявил о необходимости покупки свыше 1000 таких машин (это порядка 8 млрд руб., больше половины годового областного бюджета). В течение 3-5 лет, он полагал, это позволит пройти два-три этапа и выйти на технологический уровень Западной Европы. Расчеты показали: воплощение красивой и передовой идеи невозможно. Взывать к сознанию сельского товаропроизводителя тоже оказалось неэффективно – Титов надеялся на сознание аграриев, которые должны были бы тратить деньги на хорошую технику. Но в финансовую кабалу попасть никто не захотел. Лизинг сельхозтехники тоже не создает выгодных условий для фермеров и небольших хозяйств, в которых нет бюджетных «вливаний».

Так же, как и в Саратове, пройдя через увлечение внешне эффектными зарубежными финансовыми схемами, в Самаре аппетиты поумерили: в прошлом году закупили всего 70 комбайнов «Кейс», а что-то около 300 комбайнов – у российского производителя. Причем, на обновление новой техники бюджетом было предусмотрено 500 млн руб. Родилась и новая «идеология»: дескать, отечественный комбайн хорош при урожае зерновых до 30 центнеров с гектара (когда потери можно считать несущественными). Урожайность выше «пороговой» – нужна уже импортная техника, которая лучше и без очевидных потерь убирает, обмолачивает, «подготавливает» зерно к хранению...

При этом самарские власти громко рекламировали создание мощного центра сельского машиностроения. С 1997 года об этом говорили и у нас. На базе завода «Знамя труда», «Лигатуры», других фирм – совместно с Волгоградским тракторным. Затем подключили авиационный завод (бывший завод комбайнов) – хотели вернуть, как тогда шутили, «изначальную специализацию». И если в Саратове совсем ничего не получилось, то в Самаре кое-что вышло. Правда, «Евротехника» пока не окупила затраты, связанные с первоначальной организацией производства. Как считают специалисты, два комбайновых завода «Ростсельмаш» и «Сибмашхолдинг» (Красноярский комбайновый завод) в свое время просто выгодно разместили заказы на свои комбайны – заводы остро нуждаются в сбыте. Расширять сотрудничество они не намерены. Лишь «Завод специальных подшипников» уверенно предоставляет комплектующие. Итоги деятельности самарского предприятия «Гидроавтоматика» областные власти признали неутешительными: по совместному проекту в 2000 году было поставлено 500 комплектов гидрораспылителей, 2,5 тысячи – в 2002 году, темпы производства растут, однако, как отмечают, это единственный итог некогда громкого проекта.

В Самаре 23 апреля 2001 года губернатор Титов заявил о необходимости создания тракторного производства, аналогичного Саратовскому (имелся в виду комбайновый проект). В январе 2002 года во время визита министра торговли США Дональда Эванса в Самару было зафиксировано стремление к долгосрочному стратегическому сотрудничеству. В качестве примера приводилось открытие ЭКСИМ-банком США товарной кредитной линии на поставку комбайнов американской фирмы «Кейс» самарской компании «Самараоблагропромснаб».

Вместе с тем в Самаре решили: комбайн – удовольствие дорогостоящее. Да и работает он всего две недели летом. А по всей России нет высокопроизводительных тракторов. Подсчитано: через 30 часов работы отечественный трактор ломается. Иное дело – трактор «Кейс». Значит, если будет грамотная ценовая политика, рынок может быть завоеван. Возникли перспективы сотрудничества, тем более, что опыт у компании имеется. В Голландии изготавливают специальные комплекты тракторов для «отверточной сборки».

В мае текущего года Константин Титов должен представить американцам технико-экономические обоснования, план развития в Самаре производства, указав при этом возможных партнеров корпорации «Кейс». До сих пор не решено, будет ли производящая компания со 100-процентным капиталом, либо отыщутся местные деловые партнеры и, как следствие, появится совместное предприятие. Не определены даже возможные изготовители комплектующих тракторного проекта: например, литейное производство видят то ли в Тольятти, на предприятии «Волгоцеммаш», то ли на производственных площадках в Сызрани или в Самаре. Двух лет не хватило на то, чтобы разобраться: какой, собственно, отечественный товаропроизводитель наиболее администрации ценен.

Снова сравнение: Титов тоже забегает вперед, заявляя о готовности областных промышленных предприятий участвовать в вытеснении «родных» кейсовских деталей и узлов собственным производством. Стремление его понятно – нужно избежать высоких таможенных пошлин на все ввозимое. Если соотношение отечественных и импортных комплектующих 50:50, то происходит заметное удешевление готового изделия. Политически крайне выгодно загружать самарские предприятия оборонки «конверсионными» заказами. Устойчивость областной власти во многом определяется внятностью местной промышленной политики.

Но фирменное производство требует фирменных подходов: обучения персонала, сертификации рабочих мест, складов, создание центров сервисного обслуживания, массы затратных и трудоемких мероприятий. Которые слесарю дяде Васе со сборочного цеха ни разу не нужны...

Саратов позорно провалился с комбайновым проектом. Самара при всех ее несомненных инвестиционных достижениях навсегда останется в светлой памяти той самой незакрывающейся дверцей «Шевроле-Нива», которая лучше любых схем и графиков иллюстрирует разницу отечественных и зарубежных подходов к производству.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 15(30), 18-24 апреля 2003 г.


Автор статьи:  Юрий САНБЕРГ
Рубрика:  Точки над Ё

Возврат к списку


Материалы по теме: