Яндекс.Метрика

Непокоренная высота

Непокоренная высота

Очередная творческая лаборатория «Четвертая высота» прошла в ТЮЗе с третьего по шестое декабря. В этот раз лаборатория носила название «От А до Я: Азбука детского театра» – лабораторию объединили с фестивалем детских театров. Но, к сожалению, на этот раз мероприятие не стало знаковым для театралов. И причина этого, скорее всего, в отсутствии эффективного менеджмента.

Лаборатория «Четвертая высота» в свое время покорила Саратов. Шесть лет назад это был как будто глоток свежего воздуха. Что-то новое. Не классические пьесы, не избитые сюжеты. Три дня на спектакль, эскизы, условно обозначенные костюмы, условные декорации, и артисты, читающие текст с листа. У спектакля нет устоявшейся формы. Он как закваска чего-то, что еще только выбродит и родится на свет то ли вином, то ли хлебом. Потом артисты, зрители, критики, режиссеры все это обсуждали.

Потом появилась «голосовалка», когда в начале каждого спектакля зрителям выдавали три листочка разного цвета, на которых было написано «доработать и оставить в репертуаре», «оставить как есть» и «забыть как кошмарный сон». Решением зрителей в репертуаре Саратовского ТЮЗа остались многие и многие спектакли. Например, «Наташина мечта» Ярославы Пулинович, «Про мою маму и про меня» Елены Исаевой, «У ковчега в восемь» Ульриха Хуба и другие. И каждый из этих спектаклей – это всегда достойный уровень драматургии, режиссуры и актерского мастерства. На них не жалко потраченного времени.

В этот раз удивило то, что «Четвертая высота» оказалась слита с другим тюзовским проектом – фестивалем детских театров «От А до Я». Этот фестиваль создавался с целью показать лучшие спектакли детских театров Поволжья, объединить театральное пространство от Астрахани до Ярославля. Первый такой фестиваль прошел в 2003 году, второй – в 2008-м и был приурочен к 90-летию Саратовского ТЮЗа. В них принимали участие Астраханский ТЮЗ, Воронежский камерный театр, Казанский ТЮЗ, Тверской театр для детей и молодежи, Волгоградский ТЮЗ, а также театры из Элисты, Уфы, Глазова, Самары, Нижнего Новгорода, Ярославля.

Откуда такой странный симбиоз? В официальном релизе сказано, что театру становится «тесно» работать только в формате лаборатории. Поэтому новым шагом в развитии проекта стало объединение лаборатории с фестивалем. Но симбиоз получился, к сожалению, не самый удачный. Может быть, корень проблемы надо искать в финансовой стороне? В этот раз финансовую поддержку лаборатории оказывали министерство культуры Саратовской области и Союз театральных деятелей России. Причем, основная нагрузка легла на плечи СТД, что неудивительно. «Четвертая высота» – это общероссийский проект. И творческие лаборатории проходят в театрах разных городов нашей страны. Однако наиболее удачными и интересными они получаются в Самаре и Саратове. Об этом во время пресс-конференции говорил автор идеи и неизменный ведущий «Четвертой высоты», театральный критик и драматург из Екатеринбурга Олег Лоевский.

– Например, «Наташина мечта» Ярославы Пулинович впервые появилась на сцене именно в рамках «Четвертой высоты» в Саратовском ТЮЗе, – сказал Лоевский. – В итоге, она осталась в репертуаре театра. А сейчас пьеса идет в десяти странах мира и 50 театрах России. Вообще, лаборатория – это такой хороший стресс для театра. Правда, ваш театр к нему уже привык. Впрочем, в этот раз мы все-таки заставили их подергаться.

Дело в том, что на нынешней лаборатории сама Ярослава должна была делать читку по своей пьесе «Как я стал», но, к сожалению, не смогла приехать в Саратов из-за высокой температуры. Ситуацию спасали сам Лоевский и худрук театра Юрий Ошеров. Не приехал и режиссер Данила Безносов, который готовил эскиз постановки по шведской пьесе «Поход в Угри-ла-Брек», но, как выразился Олег Лоевский, «заболел известной русской болезнью. Вместо него спектакль за два дня подготовили местные режиссеры.

Все эти организационные моменты напрямую зависят от театрального менеджмента. Но сейчас ТЮЗ в этом смысле остался без «головы».

– Как вы знаете, директор театра Валерий Райков после случившегося в старом здании пожара был отстранен от работы, – заметил ведущий лаборатории. – Но мне кажется, что пора вернуть директора на место. Все привыкли к сталинской формуле, что незаменимых людей у нас нет. Но это не так. Райков относится к таким незаменимым людям. Потому что театр занимает действительно лидерское положение среди не только ТЮЗов, но и театров России. Никому в России не удалось затащить Ли Бруера и Матиаса Лангхоффа в театр, чтобы они поставили спектакль. Мало провинциальных театров проходит по два-три раза на «Золотую маску». А как вы знаете, тюзовский спектакль «Эдип. Тиран» номинирован на «Маску». Райков человек неугомонный, наверное, он этим неудобен, но он хочет, чтобы театр был лучшим. И очень жаль, если он не будет восстановлен в должности.

Своего коллегу поддержали заведующая кабинетом театров для детей и кукольных театров Союза театральных деятелей Ольга Глазунова, критик из Санкт-Петербурга Елена Вольгуст.

– Мы прошли через то же самое, поэтому отлично понимаем саратовских актеров ТЮЗа, – заметила Глазунова. – 20 лет назад сгорело наше любимое здание на Горького, 16. Поэтому мы все, и председатель СТД Александр Калягин поддерживаем Валерия Райкова.

Собственно, большую часть пресс-конференции устроители и гости «Четвертой высоты» говорили о ситуации вокруг здания старого здания ТЮЗа.

– Я надеюсь, что старое здание восстановят и вернут вашему театру, потому что у вас живой театр и великая работоспособность, – сказала Вольгуст.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №35 (482)
Автор статьи:  Алёна ШИПИЛОВА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: