Яндекс.Метрика

Страдания по-саратовски

Страдания по-саратовски

Девятую осень подряд в нашем городе «страдали» зрители, организаторы и участники Международного телекинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания». Каждый раз в эти шесть фестивальных дней саратовских киноманов мучают несколько вопросов – успею ли посмотреть конкурсную программу, как попасть на ночь короткометражек и не опоздать утром на работу, какие вопросы задать режиссеру на творческой встрече, удастся ли попасть на мастер-класс к зарубежному документалисту.

Программа фестиваля равным образом удовлетворяет запросы практически любой возрастной категории. Здесь и детское кино, акции для детей и родителей, здесь и фильмы молодых российских режиссеров, представляющих авангард отечественного кино, и встречи с ними же, а также творческие встречи с мастерами советского кино. А еще это общение, общение и общение. Чем запомнился саратовским любителям кино девятый фестиваль?

Включиться

У «Саратовских страданий» есть замечательная традиция – до официального открытия фестиваль дарит нам два зрительских дня, которые позволяют городу включаться в этот праздник кино. Одно время непременным атрибутом зрительских дней были показы под открытым небом. К сожалению, этот формат кинематографических встреч не стал традицией. В этом году, например, никто не звал поздним сентябрьским вечером на площадь перед «Липками» – смотреть старую кинохронику. Почему к сожалению? Туда, к памятнику Чернышевскому, к назначенному времени подтягивались киноманы. Рядом с панорамой Саратова всегда стояла машина киновидеоцентра. На большом экране у входа в парк крутили музыкальные клипы вперемежку с рекламными роликами спонсоров фестиваля. На звук приходили и те, кто был совершенно далек от кино и оказался близ постамента революционеру-демократу совершенно случайно. Они останавливались посмотреть, что происходит, начинали спрашивать – а что здесь, а зачем? И большая часть любопытных оставались смотреть кинохронику. Город включался в этот праздник кино с первых дней. Сам.

Поэтому очень обидно, что сейчас фестиваль делится на самостоятельные события, о которых знают лишь его истинные поклонники, организаторы и участники. А город существует как будто в параллельной вселенной. Но это совсем не значит, что события эти не достойны внимания. Просто о них мало говорят. А мы постараемся рассказать о каждой интересной встрече, о каждом интересном событии, которые оставили след в сердцах неравнодушных, которые превратились в слово звучащее и разлетелись по миру с весточками о том, что есть в России такой город, где каждый год происходит киночудо.

Остановивший время

Имена фронтового оператора, нашего земляка Владислава Микоши и его жены режиссера-документалиста Джеммы Фирсовой неразрывно связаны с фестивалем. Джемма Сергеевна была председателем жюри на одном из «Страданий», свой фильм «Владислав Микоша: Остановивший время» она делала как раз на Нижне-Волжской студии кинохроники. При поддержке Московского дома фотографии режиссер отбирала и привозила в Саратов фотовыставки Владислава Микоши «Арктика!!!» и «Героический Севастополь». Работы для выставки «Машина Времени. Цвет. 1930-1970-е» Джемма Сергеевна также отбирала сама еще в апреле. Но 8 мая этого года ее не стало. Поэтому выставка фронтового оператора и фотографа, рассказывающего о советской жизни 30-70-х годов, на этот раз была посвящена памяти Фирсовой. Это совершенно потрясающие фотографии московских улиц, казахстанских степей, ребятишек в отделе игрушек московского универмага. Фото ребенка за рядом красных трехколесных велосипедов датировано началом 50-х годов.

– У меня такой был, – удивляется кто-то рядом с тобой, из тех, кто постарше.

Ты же думаешь: «Боже, этот «трехлетка» старше моей мамы». Это удивительное, волшебное ощущение. При всей статичности фотоизображений они живые, они живут, и ты начинаешь ощущать кожей то время и ту эпоху.

Есть на выставке серия портретов тех, кто пришел посмотреть на привезенную в Москву Джоконду Леонардо да Винчи. Очень сильная серия. Как сказала потом кинокритик Ирина Гращенкова:

– Мне Джоконда не очень, а вот эти лица, запечатленные Микошей, они намного интереснее, глубже, одухотвореннее. И сравнение получается не в пользу Моны Лизы.

На открытии этой фотовыставки, которая и сейчас еще идет в Доме работников искусств, показали и документальный фильм «Встреча с Джокондой», который является совместной работой Джеммы Сергеевны и Владислава Владиславовича. Это пронзительный фильм – десять минут концентрированных человеческих эмоций – любопытство, удивление, зависть, сравнение, разочарование. Ощущения при просмотре просто невероятные.

Но самое интересное – это воспоминания об этой семье. Фотографии провисят в залах Дома работников искусств еще месяц, фильм при желании можно найти на носителях или в Сети. Но ощущение момента сопричастности – это уже история.

Я тебя НЕ люблю

Это второй фильм трилогии российских режиссеров Александра Расторгуева и Павла Костомарова. Он был представлен вне конкурсной программы в проекте фестиваля «Наше новое кино». В прошлом году Расторгуев и Костомаров привозили первый фильм трилогии – «Я тебя люблю», а следующей осенью мы надеемся увидеть заключительную часть – «Я тебя не не люблю».

«Я тебя не люблю» – это почти документальная лента. У него интересный метод съемки – участникам проекта режиссеры раздали камеры, и те снимают на нее свою жизнь. Оттого лента почти документальная. По признанию Александра Расторгуева, некоторые эпизоды снимались с дублей. Но, тем не менее, перед нами разворачивается обычная жизнь совершенно обыкновенной девушки из Ростова двадцати лет от роду. Это фильм про ее любовь, ее желание вырваться из нищеты, ее мечты о праздничном будущем и весьма суровое настоящее.

Это фильм-шок, вроде сериала «Школа» Валерии Гай-Германики. Там нет подтекстов, скрытых смыслов, какой-то особой глубины. Это зеркало, в котором отражается наша жизнь во всем ее неприглядном виде.

Александр Расторгуев, который приехал на «Саратовские страдания» и сам впервые увидел готовую ленту в кинозале саратовского Дома кино, охотно делился своими впечатлениями от процесса работы над фильмом, отвечал на вопросы, общался со зрителями. А зрителей, без преувеличения, собрался полный зал. Потом режиссер пригласил всех продолжить неформальную беседу в рок-баре Machine Head, где предложил пообщаться на «запретные» темы. Кстати, режиссер – один из основных участников проекта «Срок».

Не та картинка

Председателем жюри девятого фестиваля стал советский и российский режиссер, народный артист России Вадим Абдрашитов. И естественно, без его творческой встречи со зрителями тоже не обошлось. К тому же был показан фильм Абдрашитова «Магнитные бури», снятый им вместе с Александром Миндадзе в 2003 году. После чего режиссер ответил на вопросы. Его спрашивали обо всем – о современном российском кино, о литературе, о новых проектах, о том, когда в кинематографе было проще работать – сейчас или в советские годы, о важности и нужности документального кино.

Режиссер заметил, что в советское время работать было проще, поскольку тогда бились за то, чтобы пробить сценарий. И знали – с кем надо было решать вопрос, торговаться, кого уговаривать. Но как только сценарий утверждался, тут же начинались съемки.

– У слова «деньги» был совершенно иной смысл тогда, – заметил Абдрашитов. – У тебя была смета. И если в сценарии было написано: «массовка – тысяча человек», а в наличии было 850, режиссер имел юридическое право не снимать. Машина работала таким образом, что уже запущенная картина не могла не быть снята. Да, потом могли быть репрессии и очень жесткие, иногда готовый фильм ставился на полку, где и пылился десятилетиями, но все равно оставалась надежда, что фильм дойдет до зрителя.

И еще несомненная прелесть того времени была в том, что любое советское кино мог посмотреть любой советский зритель. Пусть не первым экраном, пусть в заводском клубе, но лента доходила до зрителя. Сейчас же у российского зрителя практически нет возможности смотреть российское же кино.

Отметил Абдрашитов и важность саратовского фестиваля.

– Если игровое кино имеет возможность пробиться к зрителю хотя бы на дисках, то у документальных лент и такой возможности нет, – заметил председатель жюри. – Телевидение не показывает документальные картины, потому что такие фильмы, какие сейчас снимаются в России, телевидению совершенно не нужны. Хотя бы потому, что опровергают ту телевизионную картинку, которую они проецируют на нас, зрителей. Но как-то живет кино документальное, слава богу. Я посмотрел программу вашего... нашего фестиваля и увидел несколько замечательных картин. Это какие-то надежды все-таки оставляет.

Кто эти люди?

В этом году в конкурсной программе фестиваля принимали участие 20 лент из 16 стран мира. Среди них работы режиссеров из России и Германии, Испании и Италии, Румынии и Польши, ЮАР, Ирана и Ирака, Финляндии и Китая, Великобритании и Бангладеш. Многие режиссеры получили возможность приехать на сам фестиваль, принять участие в мастер-классах, посмотреть работы других участников, познакомиться, пообщаться, просто прогуляться по нашему с вами городу.

Кинокритик Ирина Гращенкова предложила свой ответ на вопрос – кто эти люди? Это мужчины, женщины и дети. Причем, по ее словам, женщины в документальных лентах, представленных на конкурсе, – это носители светлого начала. И парикмахерша из фильма Анны Драницыной «Волосы», которая вникает в беды и радости каждого своего клиента, будь то пенсионерка или ветеран чеченской войны. Это и героиня китайского фильма «Исчезающий свет весны», старая женщина. Больше всего киноведа вдохновило то, с каким почтением режиссер фильма относится к своей героине. Поразило кинокритика пристальное внимание к личности отдельного человека в перенаселенном обществе.

Мужчины – это герои фильмов «Вооружен и не очень опасен» Анастасии Винокуровой (Германия), «Ростовщик» Станислава Мухи (Германия), «Пианизм» Ивана Твердовского (Россия). Дети – герои фильмов «Твоя навсегда» финского режиссера Мии Хальме и «В объятиях моей мамы» Мохаммеда Аль-Дараджи (Ирак). Последняя лента повествует о судьбе частного детского дома в Ираке. Этот фильм, кстати, удостоился приза главы администрации муниципального образования «Город Саратов» – «Из Саратова с любовью».

А фильм Мии Хальме взял главную награду фестиваля – приз губернатора Саратовской области «Саратовская гармония». Ему же досталась награда им. Владислава Микоши – за лучшую операторскую работу.

Жюри отметило многие ленты. Вручение нагшрад – это, без сомнения, всегда приятное дело. Но больше, чем слова поздравления победителям, радовали те оценки, которое жюри выставляло самому фестивалю. Все без исключения члены жюри отмечали высокий уровень отбора конкурсных фильмов, их высокое качество и безусловную их актуальность.

Вместо послесловия

Из подслушанных на закрытии фестиваля разговоров: «Когда открывали первый фестиваль, мне казалось, что он же будет и последним. А ведь уже девятый закрывают...» И еще: «Вот это лестница у нового ТЮЗа, здесь можно Каннский фестиваль проводить...»

Несмотря на то, что «Саратовские страдания» приближаются к своему десятилетию, каждый год дается организаторам очень непросто. Практически всегда это битва за то, чтобы фестиваль состоялся. Его директор и творческий вдохновитель Татьяна Зорина каждый раз благодарит министерство культуры области, спонсоров и, наверное, высшие силы и собственную веру в фестиваль – за то, что он все-таки проходит.

И снова вспоминается о том, что город не включен в это совершенно мистическое, волшебное действо. Жаль. «Саратовские страдания» стали визитной карточкой города» – это не просто слова. Это на самом деле так. Это наша фишка, наша «изюминка».

В мае десять тысяч зрителей Мюнхенского Dok.fest’а узнают о «Саратовских страданиях». А мы будем ждать осени, чтобы отпраздновать первый круглый юбилей нашего фестиваля.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №29 (476)
Автор статьи:  Анна МУХИНА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: