Яндекс.Метрика

Далее события развивались менее

Далее события развивались менее

Резко подскочила инвестиционная привлекательность губернии: стало возможным купить себе немножко представителей Общественной палаты. В качестве непрофильного актива. А поскольку скупка голосов еще не началась, шансы у всех равны. Как на закрытом конкурсе-тендере: кто больше даст, в какой валюте и какой процент премиальных за правильные речи...

У обновленной Общественной палаты новые правила игры. Программа председателя палаты проста: заместителям председателя палаты клуб бизнесменов «Миллениум» оплатит их участие в работе Общественной палаты в обмен на защиту интересов бизнеса.

Нет ничего проще: жить в недостроенной стране и манипулировать недоделанным гражданским обществом. Собственно, наличие таковой возможности повышает – не роль, а цену – Общественной палаты.

Продолжив тему, обнаружим очевидную необходимость создания прейскуранта. Например, сколько будет стоить поддержка кандидата в депутаты Государственной думы в заполненном зале палаты, скажем, на 1000 мест и при пяти телекамерах? А на заседании более узкого круга – президиума палаты при трех телекамерах и одном фотокорреспонденте? Сколько заработает палата?

Мало кто задумывался: Общественная палата – очевидный противовес областной думе. Если депутаты (в каких-то определенных условиях) поведут себя не так, как следовало бы, на них незамедлительно натравят общественность. И отзовут – именем все той же Общественной палаты. Для чего тогда писали закон об отзыве депутатов? Отыщутся активисты для сбора подписей. Найдутся аргументы – неоправданно высокая депутатская зарплата, потеря связи с избирательным округом, невысокое доверие к законодательному органу со стороны населения...

Еще вопрос. Сколько будет стоить поддержка превращения центра города в пешеходную зону и во что обойдется инициаторам разрешение на возведение на месте парсановского роддома многоэтажного паркинга? Общественности, в принципе, можно предложить распродать улицы и даже пешеходные зоны. Случаи, кстати, хорошо известны в городе. Никто не умер, жизнь продолжается.

Впрочем, это не про «Миллениум». Если в бизнесе руководитель клуба, депутат облдумы Алексей Полещиков являет собой образец прагматизма, то в политике он демонстрирует давно забытую романтическую чистоту намерений. Однако конфликтовать, приобретать невротизм и страдать из-за кем-нибудь организованного тотального недоброжелательства он не стал. Просто «мягко» ушел от решения обозначенного вопроса. Вероятно, вполне осознавая разницу между покупкой акций «Газпрома» и – поштучно – зампредов палаты. Потому-то в развитии темы принятия на работу заместителей председателя палаты возникла некоторая неловкая заминка. Почти рекламная пауза. Что называется, «далее события развивались менее»...

Клуб «Миллениум» – это объединение долларовых миллионеров. Известные в деловом сообществе фамилии: Пожаров, Самсонова, Лихачев, Михайлов, Ефремов, примкнувший к ним Злобин (представительство «Комсомольской правды» в Саратове; хотя, собственно, почему нет?) и др. С клубом велись переговоры об участии бизнесменов в ряде социально-значимых и благотворительных программ. Предлагалось финансово обеспечить что-то вроде грантовой поддержки.

Доселе члены клуба и без призыва руководителя Общественной палаты оказывали значительную помощь малоимущим, инвалидам и ветеранам, учреждениям культуры. Однако делали это «адресно», проверяя, как расходуются их деньги. Грант такой возможности их лишает. Достоин ли проект гранта, определять будет кто-то другой. По каким-то своим критериям...

О том, что в рамках «благотворительности» клуб «Миллениум», оказывается, подрядился оплачивать работу «общественнопалатцев», бизнесмены узнали из прессы. Удивились – речь об этом прежде не шла, такой «проект» не обсуждался. Без них за них все решили. Кажется, не всех такой подход устроил... Но ведь появится когда-нибудь клуб «Миллионериум». При таких-то управленческих решениях. И скупит – страшно сказать – всю «ума палату». А потом и до чиновников доберется. Совершенно официально.

Слова «лоббизм», конечно, стесняться нечего. Ловкие американцы это поняли давно. В «мирных целях» лоббизм, как гражданский институт, помогает работать механизму подготовки и принятия социально-конструктивных актов, защищать общественные интересы. Все дело только в одном нюансе: лоббистские группы с послевоенного 1946 года регистрируются. Они вынуждены, как акционерные общества, быть прозрачными для финансового контроля, публиковать свои отчеты. За ними очень внимательно следят, тонко улавливая грань, после которой лоббизм превращается в коррупцию.

А как хорошо все начиналось! В середине 16-го века в Англии лобби называлась крытая прогулочная площадка, коридор. Как вы думаете, где? В монастырях! Столетие спустя так стали называть помещение для променада в палате общин. И лишь в 1864 году в Америке лоббизм сделался политическим понятием. Он обозначал прямую покупку голосов в коридорах конгресса. Вот вам и вся диалектика...

«Лобби, Лоббисты (от англ. lobby – кулуары) – в США высокооплачиваемые дельцы, агенты крупных банков и монополий, оказывающие большое влияние в кулуарах конгресса на конгрессменов и направляющие их действия по указаниям монополистов путем подкупа и взяток при проведении законов, размещения правительственных заказов, назначения «своих людей» на выгодные посты в интересах монополистического капитала. Тем самым Уолл-стриту обеспечивается фактическое управление страной». Это пространная цитата взята из «Краткого словаря иностранных слов», изданного еще в сталинское время, в 1952 году. Очень актуально для родины этого словаря через полвека. Достаточно заменить название улицы, главной в каждом российском штате – губернии (у нас, например, это Московская-стрит).

В последнее время принято вспоминать «Карманную диалектику» довоенного правдинского фельетониста Михаила Кольцова. Впоследствии и он оказался «врагом народа». До того как сгинуть самому, извел энное число партийцев. Ввел в практику судебные решения, основанные на публикациях фельетониста. Кольцов говорил: какие бы аргументы не выдвигались против, на любые неприятные слова следует реагировать только так: 1) мало ли что; 2) тем более. Им был открыт универсальный метод, по которому в затянувшемся периоде политического одичания и сегодня можно все.

Можно искренне заблуждаться. Оговориться. Неудачно сымпровизировать. Запутаться в смыслах. А можно так думать. Не понимая, почему это неправильно. Никто не поправит. Сегодня общественность деликатно делает вид, будто ничего не заметила. Мало ли что.

Продается многое. Есть трансферт у хоккеистов, продаются рукописи статей и дипломы вузов. Важно предложить справедливую цену, нет?

Впервые на торги выставлены заместители председателя общественной организации. «Представляющей все слои общества», «объединяющей людей (по крайней мере, этим публично гордятся сами члены палаты), выражающих самые разнообразные политические взгляды». Предлагается просто и без затей взять их на содержание. В обмен на обслуживание.

И ведь купят, вот ведь что интересно. Тем более, если они продаются так недорого.

* Фраза взята из довольно известного и популярного в 70-е годы «Сборника сочинений ростовских школьников».


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 9(24), 7-13 марта 2003 г.


Автор статьи:  Юрий САНБЕРГ
Рубрика:  Точки над Ё

Возврат к списку


Материалы по теме: