Яндекс.Метрика

На сто первом километре

На сто первом километре

У «Звезд на утреннем небе» Александра Галина богатая сценическая история. Первым пьесу о бомжаж, алкашах, путанах и диссидентах, выселенных из Москвы за сто километров (под видом психов, на время Олимпиады 1980 года), поставил Малый драматический театр (театр Европы) Льва Додина. Это был 1987 год. В разгар перестройки первая советская «чернушная» пьеса поразила своей обезоруживающей откровенностью и безыскусной простотой. Крупнейший театральный режиссер Додин получает в Великобритании самую престижную премию –Лоуренса Оливье.

Казалось, что успех «олимпийской» пьесы» определяет, прежде всего, тема – женский вариант «На дне» Горького. Время показало, что ее проблематика, стилистика и язык – легкий, комичный, не без внутреннего драматизма – достаточно театрален. Во всяком случае, в репертуаре театра Додина она до сих пор

Игорь Баголей – театральный педагог еще молодой (в смысле работы в театральном институте), но уже сумел проявить себя, как открыватель позабытых пьес. Как-то он поставил «Касатку» Алексея Толстого, теперь вот – Галина. Он худрук постановки. Как режиссер удачно выступила его жена, актриса драмы Любовь Баголей (художник-постановщик – Юрий Наместников).

Пожарница и милиционер у Галина – два лица «государственной службы», обремененные задачей «достойной встречи» олимпийского огня, который несли в Москву самым древним способом – передавая из рук в руки. В списке действующих лиц они названы только по именам: Мария и Николай, мать и сын, тоже приложившие руку к смерти главной героини. Мария (Кристина Толканёва) появляется на сцене в строгом платке, с сухим взглядом и жестким голосом комендантши из старых фильмов. Это несколько схематичный взгляд на характер и судьбу героини, так похожую на судьбу ненавидимой ею девушки. Только в конце спектакля в глазах «пожарницы» Марии проявится что-то человеческое.

Естественно выглядит Валентина (Анна Асоян), убеждает и трогательно обаятельная Лоран Анны Сказко. Однако нарочитый южный говор ей не очень удается, к счастью, она о нем забывает время от времени. Клара – знакомый тип «стервозы», такой ее показала Елизавета Ангерт, но в ее душевные терзания верится с трудом. А вот органика «горькой пьяницы» Анны (Мария Гичева) потрясает. И неузнаваемыми приметами женского падения, и читаемой за ними пропавшей жизнью. Она ничуть не приукрашивает свою героиню, не берет горлом, не пытается выжать слезу (где многие бы сделали это). Она существует на сцене так естественно, как не каждой боле опытной актрисе по плечу. По-моему, это самая сильная актерская работа спектакля.

Он заканчивается не без сентиментального надрыва, вызванного не столько смертью юной героини в празднично ликующей стране, сколько примирением всех остальных героев у колыбели ее малыша. С Галиным так бывает. Однако сложный, неоднородный драматургический материал передан начинающими артистами с возможной бережностью.

Еще одно важное театральное событие – одноактный балет «Тело» в исполнении учебного театра «Антре» на собственном юбилее. 15 лет существует в Саратове детская хореографическая школа «Антре». 25 лет самой идее «Антре». Сначала это была секция художественной гимнастики – вот откуда, видимо, эти небывало высокие прыжки танцовщиц школы. И третью «5» поставил себе в эти дни директор школы Игорь Перепёлкин, почетный работник образования РФ. Ему исполнилось 45 лет. Основатель секции сумел преобразовать ее в школу современного танца, собрав в мощный кулак коллектив педагогов «высшей лиги» (Нина Разина – заслуженная артистка Мордовии, Зоя Александрова – балетовед из ГИТИСа, Елена Прошина – ведущая мастер-классов на российских и международных фестивалях хореографии, лауреат Президентской премии и другие) и очень способных учеников. Постигнув в школе «Антре» язык классики, народного танца и «чистого модерна», сверхпрыгучие и летучие девочки учатся «сочинять танец» на хореографическом отделении пединститута СГУ (Перепелкин, приложивший руку к его созданию, там и преподает). А потом «улетают» в Москву, в Германию, во Францию, выступают на больших сценах Европы.

На юбилейном вечере в 10 корпусе СГУ ученицы школы, они же солистки учебного театра, порхали и летали вовсю. Начали с хореографии «Самые маленькие» (название композиции талантливой выпускницы, теперь преподавателя Надежды Лукьяновой), смело «зарисованную» «Свистопляску» показали младшие ученицы в хореографии одной из самых сильных «антрешек» – москвички Евгении Меглинской. «Веселые ковбои» расцветили сцену броскими костюмами и нестареющими ритмами в стиле кантри. В двух хореографических сценках вспомнили одаренных, рано ушедших постановщиков – Алексея Горбачева и Николая Огрызкова.

Миниатюры, безукоризненно исполненные уже старшими ученицами, перемежались поздравлениями попечителей и друзей. Второе отделение, как и конец первого, было уже безраздельно отдано хореографии Елены Прошиной, талантливейшей выпускницы «Антре», «танцующему тренеру». Видела я уже и ее грустно-эмоциональных «Птичечек», и полное философских аллюров «Тело». Но Прошина из тех хореографов, которая постоянно что-то ищет, меняет в уже законченных вещах. Метание по сцене легких фигурок с надломленными жестами теперь еще лучше сопрягается с экранными обобщениями Перепелкина: беззащитный шарик Земли и Руки, которые могут его приласкать, полить, засыпать зерном, а могут и – раздавить между пальцами. Хрупок мир, хрупка жизнь – вечна одна красота.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №10 (410)
Автор статьи:  Ирина КРАЙНОВА
Рубрика:  Афиша

Возврат к списку


Материалы по теме: