Яндекс.Метрика

Связь с браком

Связь с браком
<p><strong>Всеобщая мобильная телефонизация поражает своим размахом. Сегодня, по подсчетам сотовых операторов, мобильной связью пользуются примерно 52% россиян, то есть 75 млн человек. Однако это еще не предел. По некоторым данным, рынок беспроводной связи будет расти до тех пор, пока «трубки» не появятся у 78-80% населения страны. Пока же мобильный бум в самом разгаре: салоны сотовой связи практически никогда не пустуют, а к витринам с новыми моделями аппаратов не пробраться. Об обратной стороне медали этой всеобщей беспроводной телефонизации могут рассказать организации по защите прав потребителей, которые в этом году с трудом справляются с огромным потоком жалоб потребителей на некачественные и бракованные «мобильники».</strong>
<p><STRONG>НЕМОБИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ВОПРОСА</STRONG>
<p>Когда только что купленный сотовый телефон неожиданно превращается в кучку бесполезной электроники, любому потребителю становится очень обидно. Во-первых, ты оказываешься «отрезанным» от мира, а во-вторых, поменять неработающий телефон на новый или вернуть деньги за некачественный товар, оказывается, очень непросто. Проблема заключается в том, что сотовый телефон входит в так называемый перечень технически сложных устройств, и этим нередко пользуются нечестные продавцы, пытающиеся доказать покупателю, что поломка аппарата произошла по его вине. Доказать обратное можно только в суде, пройдя через нервотрепку, долгие мытарства по юристам и экспертизу качества.
<p>Так, в июле, августе и сентябре 2005 года в отдел по защите прав потребителей комитета по экономике города Саратова обратились 338 человек, и 309 обращений касались некачественных товаров. Среди жалоб вот уже не первый месяц лидируют сотовые телефоны – 94 обращения, второе место занимают электробытовые товары – 65 жалоб, и третье место (50 обращений) принадлежит некачественной обуви.
<p>По мнению специалистов комитета по экономике, в этом году жалобы потребителей на сотовые трубки резко «вырвались» вперед, обогнав основного и самого постоянного лидера – некачественную обувь....
<p>...Прошлым летом Марина Борисовна приобрела в одном из салонов «Маркони», что на 3-й Дачной, сотовый телефон «Самсунг-620» за 3270 рублей.
<p>Купленный аппарат исправно проработал недолго: буквально через полгода у него стали «зависать» клавиши и произвольно отключаться дисплей. Когда Марина Борисовна обратилась со своей проблемой в «Маркони», ей отказались провести замену телефона или же вернуть за него деньги. Чтобы выяснить, по чьей вине произошла поломка телефона, продавцы предложили Марине Борисовне сделать экспертизу прямо в сервисном центре компании.
<p>Экспертиза качества не заняла много времени: мастер вынул батарейки из телефона и через минуту вставил их обратно, заявив, что телефон в полном порядке. Правда, через полчаса «Самсунг» снова стал барахлить, однако в «Маркони» вынесли вердикт: телефон исправен и обмену не подлежит.
<p>Поняв, что добиться правды ей не удастся, Марина Борисовна за собственные деньги провела независимую экспертизу, которая доказала, что купленный телефон имеет заводской брак. Далее последовал суд, в результате которого мировой судья вынес решение в пользу покупателя. Помимо стоимости телефона, «Маркони» пришлось заплатить Марине Борисовне стоимость независимой экспертизы, а также моральный ущерб – 500 рублей.
<p>Однако самое интересное в этой ситуации заключается в том, что в салоне «Маркони», на той же самой 3-й Дачной, Марина Борисовна в течение последнего года купила аж три сотовых телефона, и все три оказались... неисправными. За первый бракованный «мобильник» ей отдали деньги сразу, а стоимость двух последних пришлось возвращать через суд, так как салон сотовой связи отказывался признать правоту покупателя и вернуть деньги в досудебном порядке.
<p>– Действительно, большинство салонов сотовой связи отказываются добровольно возвращать покупателю деньги за бракованный телефон, несмотря на то, что к этому их обязывает федеральный закон «О защите прав потребителей», – комментирует ситуацию Ирина Родимцева, начальник отдела защиты прав потребителей городского комитета по экономике. – При обращении с претензиями, которые предъявляют им покупатели, продавцы рассчитывают на то, что человеку будет некогда или неохота заниматься трудоемким судебным процессом, и просто отказывают в обмене или возврате денег под любыми предлогами. К примеру, покупателю могут заявить, что телефон необходимо отправлять в Москву на экспертизу, и предлагают подписать накладную, по которой аппарат может находиться в ремонте в течение 190 дней. Однако после такой экспертизы потребитель нередко получает заключение: телефон вышел из строя по вине потребителя, дескать, на него проливали кофе или его неоднократно роняли. А значит, денег покупателю никто не вернет. На самом деле, мобильный телефон можно проверить в любом саратовском сервисном центре.
<p>Как разъясняют юристы, самое главное для потребителя – лично присутствовать при экспертизе качества телефона. Это право прописано в федеральном законе РФ «О защите прав потребителей». Дабы избежать намеренного причинения повреждений аппарату со стороны продавца, потребителю необходимо своими глазами наблюдать, как телефон вскрывают и как проходит проверка....
<p>По словам Ирины Родимцевой, нередко случается так, что при экспертизе телефон роняют прямо на глазах хозяина – и доказывай потом, кто виноват. Или уносят в подсобку и там капают на него воду, а потом заявляют потребителю, мол, у вас тут обнаружились следы жидкости. Бывает, что продавец берет телефон якобы на экспертизу, а на самом деле производит ремонт, и тогда доказать собственную правоту покупателю будет проблематично даже через суд.
<p>Не менее важно знать и то, что сотовые аппараты не являются товаром длительного пользования, поэтому на период проведения экспертизы или ремонта магазин обязан предоставить покупателю другой аппарат. Также мало кто знает и о том, что, купив в салоне даже «пользованный» сотовый телефон, покупатель имеет полное право требовать ремонта, обмена или возврата денег, но только при условии, что его не предупредили о дефектах в момент покупки.
<p><STRONG>В «КОШКИ-МЫШКИ» С ПОКУПАТЕЛЕМ</STRONG>
<p>Как показывает практика, из строя выходят как совсем дешевые телефоны, стоимостью в 1,5 – 2 тысячи рублей, так и купленные за 15 – 20 тысяч. Больше всего жалоб юристы принимают на телефоны «Samsung», «Sony Ericsson» и «Simens» серии С. Основные неполадки: самопроизвольное выключение и включение во время разговора и в режиме ожидания, «зависание» кнопок клавиатуры и тому подобные сбои, в том числе и неполадки в программном обеспечении.
<p>Спорить, все ли мобильные телефоны в Саратове «серые», можно очень долго, ведь доказать легальность или нелегальность купленной «трубки» могут только правоохранительные органы. Но тот факт, что во многих саратовских салонах связи разница в цене между абсолютно одинаковыми моделями телефонов с абсолютно одинаковой сборкой составляет порой 1,5 и даже 2 тысячи рублей, наверное, о чем-то говорит...
<p>Чаще всего в отдел защиты прав потребителей саратовцы приходят с жалобами на магазины «Евросеть» и салоны связи «Маркони». Возможно, причина этого явления проста: данные салоны являют собой целую сеть магазинов, охватившую все уголки губернии. Только в Саратове торговых точек компании «Евросеть» более пятнадцати. Сама же «Евросеть», работающая в формате дискаунтера, представлена более чем 1370 салонами связи, расположенными не только в нашей стране, но и на Украине и в Казахстане. Суммарный оборот за все время ее существования к концу августа 2005 года достиг $ 2,9 млрд, а количество проданных за это время телефонов – 11,5 млн штук. Неудивительно, что при таких громадных оборотах некоторая часть «мобильников» может оказаться бракованной или просто некачественной.
<p>Компания «Маркони», несмотря на свою относительную «молодость» (она была создана 1 декабря 2002 года), уже выбилась в лидеры среди дилеров сотовой связи в Саратове. На сегодняшний день «Маркони» имеет более тридцати салонов связи по всей территории губернии, правда, их количество почему-то не спешит переходить в качество сотовых телефонов, которые в них продают.
<p>– К сожалению, ни «Евросеть», представленная в нашем городе ООО «ЦСС – Саратов», ни ООО «Маркони» не желают принимать претензии от потребителей, и почти всегда доводят дела до суда, – рассказывает Ирина Родимцева. – Кроме того, не так давно у «Евросети» произошла перерегистрация по некоторым филиалам, и ООО «ЦСС – Саратов» теперь превратилось в ООО «Сотовая связь Самара». И теперь покупатели, которые приобрели некачественные телефоны в первом предприятии, не могут их вернуть или поменять в ООО «Сотовая связь Самара». Потому как те не принимают никаких претензий, ссылаясь на то, что они новые хозяева, и никакой ответственности за деятельность своих предшественников не несут. Замечу, что перерегистрация обществ с ограниченной ответственностью – любимый конек нечестных предпринимателей. Также обращения на некачественные телефоны нередко поступают на ИП «Олевский», расположенный на улице Танкистов. По мнению юристов, панацеи, которая могла бы защитить саратовца от покупки некачественного телефона, пока не придумано. Главное для покупателя – быть уверенным в своих правах и обязательно сохранять все документы и чеки, полученные при покупке аппарата. Ведь даже при приобретении такого сложного технического устройства, как сотовый телефон, закон все равно находится на стороне потребителя. И пока что большинство судебных решений по «мобильникам» выносится в его пользу.

Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №36 (148)
Автор статьи:  Ирина МИХАЙЛОВА
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: