Яндекс.Метрика

Супер-пупер или калашный ряд?

Супер-пупер или калашный ряд?

Всем известно, что в начале 90-х годов в нашу страну бесконечным потоком из-за открывшегося «кордона» хлынули разнообразные вещи и понятия, которыми сейчас уже никого не удивишь: иномарки, биржи, коммерческие банки, букмекерские конторы... В их числе незаметно проскользнуло к нам из-за «бугра» и то, без чего сейчас очень сложно представить нашу повседневную жизнь – это супермаркеты. Естественно, «иностранцам» сначала было не очень уютно в нашей, ещё почти «совковой», стране, но они пообвыклись, перетерпели свою долю гонений и сейчас успешно теснят на рынке не только незабвенные гастрономы и общепиты, но и бессменные русские базары и продуктовые раскладки.

«ЕШЬ АНАНАСЫ, РЯБЧИКОВ ЖУЙ»...

С чего же всё начиналось? Группа саратовских бизнесменов решила открыть несколько элитных магазинов с европейским уровнем обслуживания, где продавались бы те товары, которые в то время были ещё в дефиците (в основном – деликатесы и различные вкусные новинки, вроде йогуртов или крабовых палочек, о которых никто тогда и слыхом не слыхивал).

Одними из таких магазинов были небезызвестные в городе супермаркеты «Пеликан» и «Ракета». Они пользовались огромной популярностью хотя бы потому, что рядовым покупателям было интересно окунуться в атмосферу европейского комфорта (а уж насчёт этого хозяева магазинов постарались), а огромный ассортимент товаров и абсолютно различные их ценовые категории позволяли делать покупки даже людям с не очень толстым кошельком.

Вроде бы дело пошло, но тут на несчастный российский рынок валом посыпались разные иностранные (в основном турецкого, польского или китайско-корейско-тайваньского производства) продукты питания и товары повседневного спроса. Прошло несколько месяцев – и сникерсы, марсы и тампаксы стали неотъемлемой частью нашей жизни.

А теперь уже – и сетевые супермаркеты, где все это добро в избытке продается.

Сегодня в Саратове работают шесть сетей магазинов самообслуживания, и их число постоянно увеличивается. Но вот схлынул первый радостный ажиотаж, сопровождавший открытие супермаркетов, и на поверхности показалась невидимая часть этого айсберга.

Не самая достойная и довольно неприглядная.

БИТВА ЗА ПОКУПАТЕЛЯ

Естественно, в российском бизнесе никуда не деться от теневой его стороны...

И в ход шло всё – прямой подкуп чиновников, поджоги, экономический шпионаж. Но со временем саратовские предприниматели научились воевать друг с другом с помощью... цен. А это не могло не ударить по рядовому покупателю. Ведь чем ниже цена, тем ниже качество предлагаемого товара, и от этой непреложной истины никуда не деться. Вот и пошли в ход некачественные, но очень дешёвые продукты с припиской «мейд ин где-то», а то и вовсе без обратного адреса.

Недавно в Краснодарском крае из оборота одной сети (кстати, активно работающей на саратовском рынке), назовём её условно «Магнат», было изъято более 46000 банок фальсифицированных рыбных консервов. А всего за 9 месяцев нынешнего года в одной только столице у этих же сетевиков было изъято товаров на 400 миллионов рублей.

Но в Саратове о подобных массовых проверках мы что-то не слышим. Наверное, крепкую дружбу водят руководители этих компаний с нашими неподкупными чиновниками?

СКАЗКА ПРО РЕПКУ

С культурой общения у сотрудников сетевых магазинов тоже бывают большие проблемы. Нередко можно наблюдать картину, когда интересующегося каким-нибудь товаром (обычно его происхождением) покупателя, задавшего невинный вопрос продавцу-консультанту, отсылают прямо по известному всем нам адресу. А вежливость кассиров порой прямо-таки потрясает: человеку, спросившему, почему ему выбили одну сумму, а не другую, зачастую приходится выслушивать целые тирады, посвящённые его умственным способностям, и маловразумительные объяснения: «ценники не успели сменить», или что-нибудь в том же духе. И самое интересное, что такой стиль общения с покупателями никем не контролируется и, тем более, не наказывается.

Естественно, это связано с позицией, которую обычно занимают «хозяева сети», к примеру, «Грушки»: дескать, не хотите покупать у нас – катитесь на все четыре стороны. У них свой взгляд и на трудности с набором персонала и на текучку кадров, которая в магазинах этой сети доходит до 400%.

А незабвенные очереди в час пик, когда из четырёх касс почему-то всегда работает одна? Об этих минутах можно слагать песни. Но подобные «мелочи», похоже, нимало не беспокоят владельцев саратовских супермаркетов.

Немало удивления вызывает и профессиональная подготовка продавцов. Как удав на кролика смотрит на вас кассир, если вы предлагаете расплатиться ему не наличными, а по пластиковой карте. Он достаёт из недр своего ящика запылённый аппарат, долго возится с ним, пытаясь выбить чек. В итоге у него ничего не выходит, и он идёт звать директора магазина (который, в свою очередь, зовёт системного администратора, который... дальше как в известной сказке про репку). После долгого консилиума (стоящие в очереди люди уже прожгли вам спину своими гневными взглядами) они всё-таки запускают свой агрегат, и вы (не прошло и часа) выходите из магазина.

Корень этой проблемы – в непродуманной системе оплаты труда, когда, «сидя на окладе», кассиры не имеют стимула к улучшению своих профессиональных навыков. На западе этот вопрос давно решён: там продавец получает зарплату, исходя не из «насиженных» за кассой часов, а от количества обслуженных им покупателей, или от суммы денег, которая сдается после смены.

ГРЯЗНЫЙ ПРОМОУШН

Ещё один вопрос возникает, когда, глядя на полки супермаркета, из десятков марок каких-то товаров мы видим только одну, но зато в огромных количествах. Это называется позиционированием одной торговой марки (порой это товары самого низкого качества, которые, при наличии хоть какого-нибудь ассортимента, ни за что бы не купили). И, по слухам, это ежемесячно приносит сетевикам просто баснословные доходы. А отсутствие ассортимента опять же не оставляет выбора у обманутых в очередной раз покупателей и заставляет их покупать то, за что хозяевам магазинов заплачено.

Не на последнем месте в нашей губернии стоит проблема отравлений алкоголем. По статистике, каждый день в области как минимум два человека умирают от отравления некачественным алкоголем. То есть, следуя этой печальной арифметике, – более 700 человек в год.

И некоторые сети магазинов (назовём их «Коммунизм» и «Троечка») вносят свой посильный вклад в этот черный список. О некачественной, зато очень дешёвой алкогольной продукции на прилавках этих магазинов среди покупателей ходят легенды.

Для сравнения предлагаю вам купить бутылку неплохой водки, скажем, «Парламент», в каком-нибудь небольшом магазинчике, а потом купить такую же в «Коммунизме» и провести небольшой тест. Результат предсказать несложно, сам проверял. Как писал известный поэт в своей сказке: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной...».

ПО ПЕЩЕРНЫМ ЗАКОНАМ

Ещё на языке вертится вопрос: «А законно ли заставлять граждан оставлять свои вещи (документы, деньги, ценности) в слабо защищённых от взлома ящиках?». Совсем не уверен...

Особенно если система охраны абсолютно не продумана, да и вахтёр-пенсионер спит на ходу... На моих глазах в «Троечке» ловкий вор вскрыл ящик, украл сумку у женщины и скрылся, а охранник, естественно, ничего не заметил. И администрация, конечно, не несёт никакой ответственности за пропавшие по вине сотрудника магазина вещи. Отвратительный уровень организации охраны личных вещей покупателей не прибавляет магазинам популярности, но, по большому счету, от этого ничего не меняется.

А не дай Бог вам оказаться под подозрением охраны в совершении вами кражи... Вас могут затащить в «дежурку» и банально избить, особенно не разбираясь, правы они в своих подозрениях или нет.

Вообще, в России все западные нововведения очень странно видоизменяются, и зачастую копии отличаются от оригинала очень сильно.

И сейчас, пройдя через сложную эволюцию от элитных магазинов до, практически, базаров (а культура обслуживания там зачастую выше, чем в «сетях»), супермаркеты полностью ассимилировались с реалиями современной российской действительности. К сожалению.

Формы торговых отношений постоянно меняются, а кушать хочется всегда.

P.S. За возникающие у читателей ассоциации, связанные с названиями сетевых магазинов, автор ответственности не несёт.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №30 (142)
Автор статьи:  Алексей ЗЕРНАКОВ
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: