Яндекс.Метрика

Василий МИЛОСЕРДОВ: «Будем работать жестко по закону»

Василий МИЛОСЕРДОВ: «Будем работать жестко по закону»

В деятельности областного медстраха меняются правила игры?

С приходом новой команды в руководство области ситуация на земле саратовской заметно оживилась. Причем оживление наблюдается даже в традиционно «замороженных», консервативных отраслях нашей с вами жизнедеятельности. Например, в здравоохранении. Смена глав областного минздрава и территориального фонда обязательного медицинского страхования оказалась вовсе не косметической. И дело даже не в том, что «новые метлы» начали мести на удивление шустро. Главное, что и в том и в другом ведомстве, похоже, наметились серьезные качественные изменения. В каком направлении будет развиваться саратовское здравоохранение в ближайшее время? Кому и сколько теперь предстоит платить за наше с вами здоровье? Об этом и многом другом мы беседуем с новым исполнительным директором Саратовского территориального фонда обязательного медицинского страхования Василием Милосердовым.

– Василий Петрович, прежде всего хочу спросить вас вот о чем. Что явилось основной причиной вашего согласия оставить пост главного врача 3-й клинической больницы и перейти на работу в Фонд ОМС? Ведь, насколько я знаю, до этого губернатор предлагал вам кресло министра здравоохранения области…

– Ну, во-первых, что касается предложения стать министром. Насколько я знаю, прежде чем назначить кого-то на пост руководителя министерства здравоохранения и социальной поддержки, губернатор встречался и вел консультации со многими руководителями лечебных учреждений области. И, может быть, моя кандидатура где-то кем-то и рассматривалась. Но напрямую Павел Леонидович Ипатов ни разу не предлагал мне эту должность. Что же до первой части вашего вопроса – почему я перешел в ФОМС – то здесь причина в следующем. Работая главврачом крупного медучреждения, нельзя не видеть, не замечать проблем, связанных с его финансированием. Причем я говорю не о банальной нехватке денежных средств, а о системе, схемах финансового обеспечения наших больниц и поликлиник. Как главврач я отчетливо видел, что эта система, эти схемы, мягко говоря, не совершенны. Очень много денег, которые могли бы пойти на реальное, серьезное улучшение лечебного процесса, использовались не всегда эффективно. В том числе было немало претензий и к нашему Фонду ОМС. Поэтому когда мне поступило предложение возглавить эту структуру, я решил: а почему бы не попробовать, насколько это возможно, изменить существующую систему к лучшему? У меня для этого есть опыт, знания и, самое главное, желание.

– А у прошлого руководства фонда в лице Сергея Бурдавицына такого желания, надо полагать, не было?

– Вы знаете, я бы не хотел сейчас обсуждать деятельность своего предшественника. Давайте я лучше буду отвечать за свои действия. А по поводу Бурдавицына что сказать?.. Тогда в области было определенное правительство, и, наверно, Сергей Васильевич работал в согласии с его принципами, установками, требованиями. При Аяцкове, например, считалось нормальным, когда местная власть не отчисляла в федеральный Фонд ОМС деньги за неработающее население. Сейчас отчисляет. А ведь неработающего населения у нас почти две трети от общего количества проживающих на территории области. Представляете, каких денег мы были лишены все это время?! Сегодня в этом смысле нам легче. Изменения произошли и в плане постатейного финансирования фондом саратовских лечебных учреждений.

– Что вы имеете в виду?

– Дело в том, что согласно закону об ОМС наша организация имеет право финансировать больницы только по пяти пунктам: заработная плата, начисления на нее, медикаменты, питание пациентов и мягкий инвентарь. Но прошлое руководство фонда иногда шло навстречу лечебным учреждениям и давало разрешение использовать ОМСовские средства на содержание охраны, на проведение текущего ремонта, на закупку нового оборудования и т.д. В принципе, здесь определенная логика была. Ведь, согласитесь, что и ремонтировать наши лечебные учреждения нужно, и медаппаратуру новую закупать (о степени изношенности старой всем хорошо известно). Но, к сожалению, делалось все это в ущерб основным статьям. И зачастую получалось, что кормили пациентов тем, что есть невозможно, а из лекарств в наличии больниц был только аспирин. Все это на языке закона называется нецелевым использованием средств. Поэтому на нашей первой встрече с Павлом Леонидовичем Ипатовым мне было дано четкое указание: работать жестко в рамках закона.

И поэтому, начиная с июня, все нормы финансирования больниц и поликлиник, прописанные федеральным законодательством, будут максимально выдерживаться.

– Что же получается: теперь местная исполнительная власть, проплатив фонду деньги за неработающее население, может самоустраниться от решения проблем лечебных учреждений? А фонд, аккумулируя на своих счетах довольно внушительные средства, будет вынужден тратить их на ограниченное количество статей?

– Да, такая проблема наметилась. Главы муниципальных образований сегодня считают, что раз они деньги отдали, то к ним не может быть никаких вопросов. А между тем постановление правительства РФ № 690 четко прописывает: муниципальные бюджеты должны финансировать и потребляемые ЛПУ теплоэнергоресурсы, и расходы по связи, охране, текущему ремонту и т.д. Но денег в местных бюджетах, как всегда, нет. И это все приводит к тому, что наши больницы и поликлиники не в полном объеме получают финансирование по тем статьям расходов, которые не подпадают под юрисдикцию ОМС. Нонсенс? Нонсенс.

– На сегодняшний день Фонд ОМС, аккумулирующий на своих счетах деньги и за работающее и за неработающее население, называют самым главным финансистом государственной медицины. А кто платит, тот и музыку заказывает…

– Я бы так не сказал. Да, действительно, доля финансирования фондом лечебных учреждений довольно высока. В муниципальных больницах и поликлиниках она порой превышает 80-процентный порог. Но вместе с тем всю методическую работу для них до сих пор выполняют гор-здравы и минздрав. Они же выстраивают и отслеживают работу всей рабочей вертикали в наших медицинских организациях. В то же время сегодня мы все больше переходим на оплату счетов лечебных учреждений по факту, за конкретное количество пролеченных больных. Ранее же деньги перечислялись им по заранее предъявленной смете, что иногда тоже провоцировало их нецелевое использование. Правда, возможность авансировать больницы у нас еще осталась. Но ее серьезно ограничили. Сегодня фонд может давать авансы только в том случае, если их общая сумма не превышает сумму средств, которые лечебное учреждение заработало за счет своей коммерческой деятельности.

– И это требование жестко выдерживается?

– Теперь – да. Но, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что до сих пор многим медицинским организациям осуществлялась переплата авансирования. Разумеется, это непорядок.

– Василий Петрович, как известно, Фонд ОМС не имеет права напрямую финансировать нашу медицину. Он делает это с помощью частных страховых компаний. В Саратовской области таковых 4. На ваш взгляд, на этом фронте до сих пор все было в порядке?

– Как вы уже, наверно, знаете, 5 мая была отозвана лицензия у «Саратовского страхового медицинского центра», который застраховал большую часть населения губернии. Официальной причиной отзыва явилось то, что руководством компании не были соблюдены сроки формирования и объемы уставного капитала. Сегодня «Рос-страхнадзор» серьезно заинтересовался деятельностью еще одного партнера фонда – фирмы «Аксельмед».

– Многие называют эти конторы карманными фирмами прошлого руководства фонда…

– Ну, карманными, не карманными... Но тот факт, что «ССМЦ» и «Аксельмед» застраховали около 90% населения, наверно, вызывает удивление. Видимо, эти структуры пользовались какими-то приоритетами в формировании страхового поля. Я считаю, что подобная ситуация больше не должна повторяться. Именно поэтому уже в середине августа мы проводим открытый тендер по страхованию неработающего населения.

– Как вы считаете, сколько частных компаний должно обслуживать неработающее население в рамках ОМС?

– Я думаю, что большое количество страховых компаний может внести здесь некоторый беспорядок. А по работающему населению – пожалуйста. Никаких особых ограничений не будет. Работодатели сами должны определиться – кому они доверяют страхование своих работников. Но все равно количество страховых фирм и здесь не должно быть безграничным. 10 – это оптимальное число.

– С начала вашей работы на посту исполнительного директора территориального Фонда ОМС были ли выявлены нарушения в деятельности страховых организаций или лечебных структур? Например, в плане завышения предъявленных к оплате счетов?

– Да. За пятимесячный период нынешнего года было выявлено 2 подобных случая. Общая сумма завышения – около 8 миллионов рублей. Разумеется, мы эти деньги не проплатили. Более того, обеим этим организациям предъявлены штрафные санкции. Кстати, на последнем совместном заседании мин-здрава и ТФОМСа с главными врачами мной было объявлено: лечебные учреждения будут проверяться страховыми компаниями с особой тщательностью. И в случае неоднократного выявления фактов завышений их представители будут ставить вопрос о расторжении договора. А это смерти подобно. В свою очередь, мы проверяем и будем постоянно проверять уже сами страховые фирмы. И, не стану скрывать, уже сегодня у нас есть к ним некоторые вопросы. Правда, пока это не те вопросы, которые могут привести к отзыву лицензии.

– Василий Петрович, не могу не задать вам один из самых больных на сегодня вопросов. Я имею в виду проблему с льготным лекарственным обеспечением саратовцев…

– Да, к сожалению, эта проблема не снята по сей день. В чем ее причины? Прежде всего, в слабой подготовке всех участников этого процесса – и фонда, и генерального поставщика льготных лекарств в Саратовскую область «СИА-Интернешнл», и лечебных учреждений, и т.д. Вот смотрите какая картина получается. На территорию области с начала года «СИА» поставила лекарств на 322 миллиона 350,3 тысячи рублей, а отпущено их гражданам только на 137 миллионов 648,5 тысячи рублей. 164 с лишним миллиона – это значительный остаток. Он подтверждает затоваривание регионального аптечного склада и аптечных учреждений препаратами с более чем 6-месячной потребностью, либо препаратами, не находящими применение во врачебной практике. И, безусловно, требуется глубокий анализ причин затоваривания аптечных учреждений.

Вместе с тем, на сегодняшний момент решение этого вопроса максимально форсируется. Во всяком случае, что касается нашей организации, то деньги у нас есть. Но вот, к сожалению, «СИА-Интернешнл» очень медленно выставляет нам счета за отоваренную продукцию. Так, согласно заявкам на 1-й квартал, к 1 апреля фонд получил финансовые средства в размере 101 млн 884,9 тыс. рублей. При этом «СИА» на сегодняшний день предъявила к оплате только 8 счетов на сумму 53 млн 622,3 тысячи рублей по 216 тысячам 940 обеспеченным рецептам. Причем в последние дни июня счетов предъявлено аж на 30 миллионов рублей. То есть тенденция, как видите, положительная. Так что, месяц-два – и ситуация выправится.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №21 (133)
Автор статьи:  Борис ДМИТРИЕВ
Рубрика:  Здоровье

Возврат к списку


Материалы по теме: