Яндекс.Метрика

Цирк, да и только

Цирк, да и только

Изящество трюков, аристократическое благородство исполнителей, риск, холодящий кровь, воздушная грация и непревзойденное мастерство – все это было на только что завершившемся фестивале-конкурсе «Принцесса российского цирка». Но главное – это сами принцессы. Женственные, хрупкие и в то же время сильные, волевые и настоящие артистки, способные держать цирковой зал в постоянном напряжении в ожидании волшебства.

Три дня в цирке лучшие и молодые (до 30 лет) представительницы циркового искусства состязались за титул Принцессы российского цирка. Саратову посчастливилось увидеть и оценить практически все разнообразие направлений современного российского цирка, который занимает в мире лидирующее положение. Российские артисты собрали самый увесистый урожай призов на международных конкурсах. В Саратов приехали и несколько лауреаток этих конкурсов.

Перечислить и уж тем более рассказать обо всех номерах невозможно. Пластический этюд в воздухе «Сон птицы», танцевальный дуэт на проволоке, эквилибр на полусфере с водой «Амазония», адажио на полотнищах, медведи-эквилибристы – названия, за которыми стоят целые программы, исполненные на грани возможного. В конкурсе участвовали представительницы практически всех цирковых жанров: жонглеры, эквилибристы, дрессировщики, воздушные гимнасты, клоуны. Хотя, конечно, здесь нельзя было представить какие-то широкомасштабные проекты, поэтому до какой-то степени фестиваль получился камерным, но объединенным одной идей – красотой и артистизмом принцесс цирка, которыми являлись здесь, несмотря на решение жюри, все участницы.

Режиссер фестиваля В.В. Головко, участвовавший еще в постановке Олимпиады-80 и нескольких Игр доброй воли, не поскупился на эффектные запоминающиеся моменты. Каждый день представлений в цирке начинался с красочной балетной арабески под стихи Пушкина. Затем следовал изысканный вальс с претендентками и ария Мистера Икса, зависшего под куполом цирка. И все это под аккомпанемент специально приглашенного симфонического оркестра филармонии. Вступление было подготовлено силами артистов Академдрамы, театра оперы и балета, а также шоу-балетом «Каскад», так что можно сказать, что цирковой фестиваль объединил саратовскую культуру.

Все это, впрочем, казалось иной раз излишне пафосным и неестественным. Симфонический оркестр звучал довольно глухо в цирковой акустике, а видимо не успевшие как следует подготовиться артистки путались в движениях сложного вальса. Вступление смотрелось отдельно от основной программы, хотя конферансы и пытались изредка поддерживать тему вступления в течение представления. Вообще-то ни конферансы, ни вступление не требовались таким принцессам, способным заворожить зрителя и без всякой дополнительной помощи.

Сейчас цирковое искусство все больше стремится к синтезу с другими направлениями культуры. Такие номера, как «Джазовое трио» или «Роллеры-акробаты», несомненно, отражают эту тенденцию. Номера превращаются просто в целые шоу-программы, со специально подобранной музыкой, с продуманной работой осветителя, со своими особенными трюками. Все заметнее становится налет эротизма – открытые костюмы артистов, откровенные позы. Впрочем, это не кажется чем-то вызывающим и не выходит за пределы артистичности.

Выбрать трех принцесс для жюри оказалось невозможным. В конечном итоге принцессами стали 7 девушек, все они будут в течение года представлять Россию на международных цирковых конкурсах. Сложность для жюри состояла в том, что претендентки выступали как одиночно, так и в группах с артистами-мужчинами, и выделить отдельно именно работу девушек было довольно сложно. Наверно поэтому первые награды достались девушкам, выступавшим сольно. Надели золотые короны и получили по 30 тысяч призовых денег воздушная гимнастка Кристина Баутина и жонглер Кристина Кокорина.

Саратовский цирк все больше и больше становится цирком всероссийского масштаба. «Принцесса российского цирка» – уже четвертый за последнее время и явно не последний крупный фестиваль российского уровня, прошедший в Саратове.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 8 (120), 4-10 марта 2005 г.


Автор статьи:  Илья САФРОНОВ
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: