Яндекс.Метрика

Хамство

Хамство

«Куда прешь? Это не твоя дверь!» – заорала на меня в порыве праведного гнева дородная дама в норковой шубе, когда я попыталась войти в магазин не через гостеприимно распахнутую дверь, куда ломилась толпа покупателей, а через полуприкрытую дверку для выхода из магазина, воспользоваться которой ни с той, ни с другой стороны желающих не было. От неожиданности, вызванной таким фамильярным обращением, я, привыкшая к вежливому «Вы», остановилась, однако это не удовлетворило даму. То, что мне пришлось затем выслушать, было похоже на лавину снега, летящую с кручи. Неформальная блюстительница порядка даже принялась оглядываться по сторонам, подозреваю, чтобы найти облеченного властью человека и привлечь меня за нарушение общественного порядка. И он нашелся! Вышел привлеченный криками охранник торгового комплекса и..., проигнорировав даму, распахнул передо мной дверь, пригласив войти внутрь. Я пожелала женщине «подлечить нервишки в подобающей больнице», чем удовлетворила свою жгучую потребность разозлить ее еще больше. Увидев страшную гримасу, перекосившую ее и без того неприятное от хронической злобы лицо, я отпраздновала в душе маленькую эгоистическую победу над хамством.

Согласитесь, всем нам приходится против нашей воли время от времени общаться с хамами – в магазине, в автобусе, в присутственных местах. Как противостоять им, как защитить себя от их злобы и остаться при этом в хорошем настроении?

Разновидностей хамов существует множество. Некоторые «хамоведы» даже пытаются создавать свои классификации. Так, согласно одной из них, различают хама мрачного, хама-циника, хама восторженного, хама-клопа, шокового хама, стервозного хама и т.д. Однако всем хамам присущ один типичный признак, позволяющий без труда их идентифицировать, – это его речь. В речи хама первым делом проявляются его наглость и бесцеремонность. Для хама характерно отрицание социальных норм, он считает себя выше их, для других писаны, не для него. В то же время он может демонстративно разглагольствовать о «правах человека» или «общественном порядке», которые вы якобы нарушили, и считает себя достойным судить вас.

Кое-кому это может показаться странным, но именно при помощи хамства человек может удовлетворять некоторые из своих насущных потребностей, как говорят психологи. Прежде всего, хам испытывает потребность в общении. Человек ограниченный, без явных интеллектуальных интересов, он нуждается в том, чтобы кто-нибудь пообщался с ним (пусть даже на примитивном уровне «разборки в транспорте»), дабы таким образом заполнить на время душевную пустоту. Заинтересовать собеседника разговором, интеллектуальным спором хам не в состоянии, поэтому использует для общения то, что ему доступно – брань, крик, оскорбления.

Вторая потребность – это потребность в признании. Он удовлетворяет ее, радостно созерцая «своих зрителей», которыми невольно становятся окружающие. В конфликтной ситуации, переросшей в скандал, на хама обращают внимание, с ним разговаривают (или вступают в перепалку), а значит, признают его существование.

Еще одна потребность – выделиться из толпы людей. Это присуще, как правило, людям истерического склада, коими хамы чаще всего и являются. Хам всегда из своего выступления устраивает маленький спектакль. Ему недостаточно одного зрителя (по совместительству – участника конфликта), он нуждается в большой аудитории. Пассажиры, покупатели в магазине, жители дома – его зрители.

И конечно, хаму необходимо показать собственное превосходство. На самом деле, его самооценка низка. Такой человек в глубине души меньше всего бывает доволен сам собой. Да и за что ему себя хвалить? За то, что не достиг того уровня, который является социально одобряемым (не сделал карьеру, не принес пользу обществу)? И даже если хамом является человек, сидящий в директорском кресле, это еще не говорит о том, что его самооценка высока. Желание доказать собственное превосходство осуществляется путем демонстрации оного любым путем, пристыдить, подавить собеседника – цель хама.

Реагировать на них можно по-разному. Простейшее решение состоит в том, чтобы «перехамить» хама. Если вы чувствуете в себе недюжинную силу, достаточную для вступления в словесную перепалку, вы вполне можете преуспеть в этом. Вы лишите хама чувства собственного превосходства, ошеломив его же оружием. Однако, во-первых, вы не лишите его признания того, что он существует и заслуживает внимания, во-вторых, вступая в бой на чужой территории, вы можете и проиграть, и главное – вы потратите собственные силы и нервы.

Возможен и следующий сценарий вашего общения с хамом: вам нужно игнорировать все его нападки и нелицеприятные высказывания. Если вы сможете молча смотреть хаму в глаза, как на стенку (либо смотреть сквозь него, как сквозь стекло), не меняя при этом выражения лица, он просто захлебнется собственной злобой и будет уничтожен. Вы останетесь победителем, а хам уйдет униженным и озлобленным.

Есть и третий путь – путь отказа от скандала. Отнеситесь к хамящему как к уличному торговцу, который пытается вовлечь вас в свою игру. Скажите: «Да ну, бросьте, ерунда какая!» или что-нибудь в этом роде. Не встретив привычной реакции, запрограммированный на скандал человек тут же переключается, недоумевая, почему привычная программа не сработала.

А вообще, вспомните те ситуации, когда вам случалось действительно кого-нибудь толкнуть, наступить на ногу или иным способом причинить ущерб. В 99 случаях из ста жертва реагирует вполне адекватно – принимает извинения или вообще не обращает внимания. А это значит, что хамов-то на самом деле не так уж много. И это радует.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 7 (119), 25 февраля – 3 марта 2005 г.


Автор статьи:  Елена АСАНОВА
Рубрика:  Общество

Возврат к списку


Материалы по теме: