Яндекс.Метрика

О Шувалове, лицемерии и о многом другом

О Шувалове, лицемерии и о многом другом

Интервью с экс-вице-губернатором Саратовской области Владимиром Мароном, опубликованное в «Новых временах» (№ 43, 5 ноября 2004 г.), вызвало большое количество читательских откликов. При этом было понятно, что немало актуальных моментов политической и экономической жизни региона остались за рамками первого интервью. Поэтому встретившись еще раз с Владимиром Михайловичем, мы решили обсудить и уточнить еще ряд вопросов.

– Владимир Михайлович, мы в прошлый раз много говорили о теории управления. Сегодня центр власти – по причинам как объективным, так и субъективным – перемещается в областную думу. Это не столько предмет гордости, сколько момент ответственности. Вы можете оценить спикера Шувалова как управленца?

– Здесь следует подходить немного шире. Я по телевизору слышал заявления Сергея Алексеевича: он говорил, что второй год подряд бюджет пишется в областной думе, а не в правительстве. Можно сразу дать несколько характеристик. Первое: не все благополучно в «датском королевстве». Губернатор дает положительную оценку правительству, а Шувалов пытается объяснить, что правительство некомпетентно. Кто же прав? Прежде всего, это некорректные заявления, особенно со стороны Шувалова. Он занимался бюджетом и прекрасно знает методологию и этапы подготовки бюджета. Начинает работу над бюджетом министерство экономики, затем налоговая инспекция, затем минфин. Бюджет – это труд многосотенного коллектива. И так неуважительно отзываться о них, это – для специалиста и управленца -верх лицемерия.

Вот этого качества у Сергея Алексеевича точно не отнять. И вообще, это его основное качество. Мы говорили о недопустимости такого качества, как непоследовательность управленца. Лицемерие еще хуже. Когда занимаются не политикой, а политиканством и критиканством, возвеличивая самого себя. Это буря в стакане воды. Заявление, подчеркивающее очередную претензию Сергея Алексеевича на губернаторское место. И не более того.

Огромный объем работы проделывается при написании бюджета. Это очень кропотливая и тяжелая работа. Получить цифры из названных структур, а потом вносить какие-то коррективы – это не написание бюджета. И начинается всегда бюджетный процесс (это май-июнь) с работы межведомственной комиссии в исполнительной власти, которую возглавляет обычно руководитель, отвечащий в правительстве за экономический блок. Да, там принимают участие депутаты облдумы, но предложения идут из минэкономики, минфина и налоговой. Вот три структуры, которые дают основные параметры бюджета. Ну, если бюджет готовится в облдуме, и только потому, что там работает Сергей Алексеевич, еще раз скажу: не все благополучно в «датском королевстве». Такие заявления депутата Шувалова некорректны. В областной думе тоже необходимо организовывать работу депутатов и выполнять управленческие функции, а не как он сказал в одном интервью: там у него время тихих продолжительных бесед. Для меня это интрижки.

– Бывшие сотрудники правительства рассказывают, что Шувалов распределял средства без всякого плана, чуть ли не на один-два дня...

– Тут как раз отсутствие управленческих способностей у Сергея Алексеевича. Ежедневно ходить к руководству и доказывать, что мне нужно сегодня столько-то... Это значит, что министерство физически не может планировать своей деятельности. Было время, выстраивались очереди перед его кабинетом, и надо было доказывать, какое количество денег необходимо на сегодня. Это не плановая работа. При моем назначении такие методы работы сразу же отмелись и было организовано прогнозирование на месяц. Составлялся проект на этот период по всем отраслям. Каждый зампред знал, сколько ему денег будет распределено. Коррективы, конечно, вносились, но приоритет оставался у ежемесячного прогнозирования. При этом Сергей Алексеевич заявляет, что он крупный финансист и экономист. Может быть, но не управленец.

– Владимир Михайлович, для будущего губернатора человеческие качества, возможно, будут важней управленческих...

– Я бы не очень высоко оценил в том числе и человеческие качества. Лицемерие – это человеческое качество, не управленческое. И его выступления в СМИ, когда он, не имея оснований, давал какие-то оценки руководителям исполнительной власти – все это человеческие качества. Как говорится, я бы с этим человеком в разведку не пошел. Он неискренен.

– Все более-менее крупные люди исполнительной власти заканчивали в отношениях с губернатором конфронтацией и отторжением. У Шувалова достаточно гладкая история взаимоотношений. Чем это объяснить?

– Я бы так не сказал. На поверхности все довольно гладко, а внутри, Сергей Алексеевич согласится, – масса обоюдных претензий. В том числе из-за губернаторских амбиций.

– В прежней думе, дошуваловской, такого раскола и конфронтации между депутатами не было. Можно ли увязать это с субъективными причинами, то есть с ролью спикера?

– Надо заниматься организацией работы областной думы, организацией работы депутатов, и в том числе спрашивая об исполнении депутатских обязанностей. Спросить за исполнение программ, которые были представлены избирателям, за организацию совместной работы со всеми уровнями областной и муниципальной власти. Это же депутаты, отвечающие за область, а не только за тот округ, от которого они избирались. И их задача решать вопросы, которые имеют значение для всей области. Этого я сегодня не вижу. Идет перетягивание канатов: у кого больше прав и кто больше может сделать для своего избирательного округа и для своих избирателей. Хотя есть и положительные результаты. Мне очень импонирует работа депутата Писного.

Простой пример: при кураторстве Сергея Алексеевича в течение одного финансового года вносились многократные изменения и уточнения в бюджет. Чуть ли не ежемесячно. Вот вам управление и организация. То же самое сейчас. Надо управлять, а уж потом заниматься тихими длительными беседами. Можно, конечно, но это не должно стоять во главе угла.

– В политтусовке распространена конспирологическая теория, что Шувалов управляем Чуриковым.

– Я могу сказать о тесном контакте между ними. И степень влияния здесь несомненно высока. Как бы Шувалов ни пытался показать свою самостоятельность – это не совсем так.

– Владимир Михайлович, бюджет развития в этом году прогнозируется в 40 млн, а вообще он всегда вызывает очень много вопросов. Механизм распределения, каков он?

– Есть соответствующая комиссия, в которую входят представители исполнительной власти и депутаты облдумы. Каждый заявивший о том, что хотел бы работать с бюджетом развития, доказывает и обосновывает, что его проект стоящий. Совершенно ответственно могу сказать: пока я работал, было убрано из этого направления все политиканство и конъюнктура. КТО БЛИЖЕ, У КОГО С КЕМ ЛУЧШЕ ОТНОШЕНИЯ, ТОМУ И ДАДИМ – такого уже не было. Можно посмотреть, кто получал деньги в прежние годы: это две-три структуры, остальные не получали ничего или получали крохи.

– «Зерно Поволжья», «Балма», элеваторы, Облпотребсоюз...

– Конечно, именно это все было отменено. Кстати, никто из названных вами структур не доказал необходимость получения средств из бюджета развития.

Несомненно, и я получал от них много критики. Относительно моих методов работы и т.д.

– Тема имеет отношение к думе, но она несколько шире. Партия «Единая Россия», почему в Саратове она оказалась в эпицентре политического конфликта?

– Я слышал заявление одного депутата о насилии, которое свойственно партии «Единая Россия», о партийном давлении. Здесь мы, к сожалению (или к счастью?), пожинаем то, о чем писал Ленин по поводу партийного строительства. Эти заявления как раз и подтверждают авторитет «Единой России». Что значит – «насилие»? Я думаю, уже всем стало ясно: вопросы партийного строительства поставлены на грамотной основе и базе. Я здесь нисколько не лукавлю, отдаю приоритет Вячеславу Викторовичу. Это его вопрос, я знаю, как он умеет организовывать, особенно работу внутри партии, сколько он на это тратит времени и энергии в ущерб личному. На первое место для него поставлены интересы партии «Единая Россия». Все те направления, которые так успешно идут по партийной линии, появились по его инициативе. И негативные заявления в его адрес (майонезный завод и пр.) опять свидетельствуют: «моська лает на слона». Партстроительство идет как ледокол, естественно при этом отлетают куски льда. Я бы на месте людей, которые торопятся расплеваться с партией, не стал бы этого делать. Я бы пересмотрел свои позиции и подходы. Для пользы дела, для населения всегда эффективнее сотрудничество. Естественно, и с Володиным. Сколько можно было бы сделать по исполнению федеральных программ! Скоро будет вводится хирургический корпус в Балаково, десятилетний долгострой. Без помощи Володина он так бы и оставался долгостроем. Это и больница в Ершове. Но вместо того чтобы быть благодарными, некоторые руководители начинают делать выпады. Это подтверждает: он на правильном пути. Политиканство, сиюминутные интересы превалируют над общегосударственными. У Володина новая должность в высшем органе партии – в президиуме. Думаю, никакие такие заявления не повредят его имени и его делам.

– Губернатор еще недавно говорил – не знаю, будет ли «Единая Россия» в 2005 году, а вот я точно буду. Теперь заявляет о «руководящей и направляющей», делает шаги навстречу партии.

– Меняется обстановка. Хорошо, что Дмитрий Федорович изменил свое мнение. Партии от этого только лучше. И для области лучше.

– А как соратники в правительстве относились к знаменитым идеям губернатора: международный аэропорт на Казачьем острове, школа на 10 тысяч мест...

– А где этот аэропорт? Где школы? Вот и все отношение.

– Дороги... С чем связано их столь плачевное состояние? Уже в национальный фольклор саратовские дороги попали.

– Что такое кадровая политика? Есть губернатор, который назначает человека на конкретную отрасль. Если человек не справляется, ты сам за него и работай. Понятно, что этого не было. Дороги в экономике занимают очень важное место. И без соответствующей инфраструктуры говорить о каком-то быстром развитии промышленности несерьезно. Про состояние дорог, наверное, вопросы надо было задавать другому человеку, который отвечал за дорожное хозяйство. Были неправильно выбраны и расставлены приоритеты. И не организован должный контроль за исполнением того, что принято.

За данную отрасль я никогда не отвечал. Кроме разовых воздействий. Курировали отрасль другие. В том числе Лисовский. Я не хочу здесь быть голословным. На совещаниях по дорожному строительству я всегда ставил оценку «неудовлетворительно». И губернатор об этом знает. Тем не менее, вот результат. Значит, я был прав. Но другие оставляли все без изменений.

Вот знаменитая история с изгнанием Джлавяна с совещания – это было вызвано тем, что руководитель, отвечающий за отрасль, не владеет информацией, не дает никаких конкретных предложений по выходу из кризисной ситуации. Определенная форма протеста с моей стороны.

– Владимир Михайлович, почему у нас в области совершенно непонятная ситуация с реформой местного самоуправления?

– А кто в правительстве отвечает за это направление?

– Викулов...

– Это и есть ответ на ваш вопрос.

– Было много откликов на первое интервью, один из них достаточно характерный: Марон пытается представить себя сильным управленцем, а на самом деле в жизни все было не так красиво. Что вы можете на это сказать?

– А конкретные высказывания?

– Пожалуйста: он понимает под управлением такой метод, как разнос, причем достаточно грубый.

– Абсолютное заблуждение, и делается это целенаправленно. Ни один разнос не был неподготовленным. Я не допускаю эмоций в работе. К каждому совещанию я был соответствующим образом подготовлен. Независимо от его уровня. Поэтому у меня и получался такой большой рабочий день: с семи утра и до бесконечности. Я не мог прийти на совещание просто с названием темы и обозначенным докладчиком. Тут можно много оправданий наговорить, но я ни в коей мере не пытаюсь доказать, что такой белый и пушистый. Да и не вижу необходимости.

– Еще одна претензия: Марон целенаправленно сделал из главных врачей коммерсантов.

– Слышал и такое мнение. Оно не соответствует действительности. Я не вмешивался в работу ни одного главного врача. Я требовал ответа за отрасль с министра. Но не более. Ни один главный врач не бывал у меня в кабинете, кроме главного врача санэпидемнадзора по своим должностным обязанностям. Ну, и Василия Юрьевича Максимова, но это было связано с тем, что я давал поручения и ему и министру подготовить конкретные предложения для открытия на базе областной больницы института хирургии, изменить полностью работу санитарной авиации. Все вопросы, которые обсуждались, не касались коммерции. Вот любопытно: последнее лечебное учреждение, которое открыло платные услуги – медсанчасть подшипникового завода, которую я долгое время возглавлял. При мне никаких платных услуг не оказывалось. Работая министром здравоохранения и возглавляя социальный блок, исполняя обязанности вице-губернатора, я стоял только на государственных позициях и был категорическим противником оказания платных услуг. В том числе и сдачи помещений в аренду. Считаю и считал, что государственные и муниципальные медучреждения должны работать только на бюджетной основе. Не надо переваливать обязанности государства на главных врачей.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 47 (109), 10-16 декабря 2004 г.


Автор статьи:  Алексей КОЛОБРОДОВ
Рубрика:  Власть/Политика

Возврат к списку


Материалы по теме: