Яндекс.Метрика

Ассорти – глаз не отвести

Ассорти – глаз не отвести

Выставка получилась на редкость стильной, праздничной и разнообразной и вполне оправдывала название «Юбилейное ассорти». Вернисаж оказался посвящен сразу трем датам: десятилетию банка «Экспресс-Волга», годовщине сотрудничества владельца коллекции картин с банком и полувековому юбилею самому собранию живописных произведений. Да, пятьдесят лет коллекционирует народный артист Лев Горелик произведения художников – и профессиональных, и любителей.

Хотя, если быть точным, понятия «любитель» для коллекционера не существует, по его мнению, на белом свете живут художники и те, кто ими притворяются. А художником можно быть и не являясь членом профессионального Союза. Саратовец Петр Скоморовский не обладает бумагой, удостоверяющей, что он живописец, однако его картина, изображающая обезьянку, сидящую рядом с зажженной свечой, вызвала настоящий фурор. Многие захотели приобрести эту вещь для себя. Хозяин коллекции дал ей соответствующее название: «Не играйте с огнем». Художники не всегда озаглавливают свои картины, и Горелик нередко восполняет этот пробел. На нынешней выставке представлены «Исландские саги» замечательного графика Валовича. Так вот, одну из его прежних работ – бегущую стаю волков, волков, готовых разорвать друг друга, Лев Григорьевич предложил назвать «Заседание Союза художников». А посмотревший вернисаж актер Сергей Юрский сформулировал идею картины еще афористичней: «Группа товарищей». Раз уж речь зашла о Валовиче, надо напомнить, что его персональная выставка прошла в «Экспресс-Волге» сравнительно недавно. Всего же за год творческого содружества банкиров и артиста-коллекционера состоялось семь выставок. Достаточно вспомнить коллекции работ петербуржцев Семена Белого, Гавриила Гликмана, чтобы в очередной раз удостовериться: коллекционер представляет для здешних выставок лишь самые достойные, самые примечательные вещи.

По свидетельству самого Горелика, юбилейная выставка примечательна тем, что знакомит поклонников живописи с разными стилями, с разными интонациями письма. Романтиков очаруют светлые, воздушные пейзажи «Пицунда» и «Ривьера» сочинского мастера Ивана Черного, мистики оценят готику и инфернальность Валовича, философы не оторвут глаз от «Валунов» Арефьева и «Древа жизни» Мерцлина.

Достаточно широко представлено на выставке творчество одного из излюбленных авторов коллекционера Алексея Карнаухова. Художник, в картинах которого причудливым образом сочетаются драматическая проникновенность евангельских сюжетов, улыбка – когда добродушная, а когда и ерническая – над окружающей действительностью, интерес к городскому фольклору. Полотна Карнаухова на редкость артистичны и исполнены, как сейчас модно говорить, в стиле фэнтези. Многие поклонники живописи наверняка помнят картину «Музыка», также из собрания Горелика. Краски на этом полотне поют, звучат, выпевают свою мелодию. Не менее мелодична и картина только что открывшейся выставки «Эхо кубизма», картина-шифр, картина-ностальгия, на которой в фигурах двух клоунов запеленато столько тайн и в которой поклон по отношению к Пикассо можно не увидеть, а лишь ощутить, почувствовать. Из этого же разряда работа «Памяти Павла Кузнецова». Масло и акрил карнауховских работ поражают воображение. Этот художник может не нравиться, даже вызывать чувство протеста, раздражения, но то, что он явление, то, что у него в искусстве есть свой голос, – бесспорно.

Не останутся незамеченными на выставке и работы безвременно покинувшего этот мир Михаила Вартаньяна. Кандидат медицинских наук, доктор, которого знало пол-Саратова, он нашел себя в живописи, и его акварели поражают органичным сочетанием поэтичности, эмоциональности и безупречного, бескомпромиссного, я бы даже сказала, хирургического исследования жизни.

Все артисты немного (а кое-кто и много) однолюбы, и главной их страстью остается не театр и даже не хобби в виде коллекционирования картин, а их собственная персона. Горелик – не исключение. Детски-актерское любование собой, любимым, проявилось в демонстрации на юбилейной выставке собственного «Львиного» изображения. На портрете 2001-го года кисти Михаила Брусиловского Горелик выглядит умным, усталым и несколько саркастичным, внимательно взирающим с холста: всем ли пришелся по душе золотой фонд его коллекции?


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 36 (98), 17-23 сентября 2004 г. 


Автор статьи:  Светлана МИКУЛИНА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: