Яндекс.Метрика

Победит ли эрудит?

Победит ли эрудит?

Из всех идущих на нашем ТВ викторин единственный оригинальный отечественный продукт – игра в интеллектуальном клубе-казино «Что? Где? Когда?» Тот факт, что знатоки в давние советские времена в качестве призов получали книги, уникален. Такого в мире не было и, видно, не будет. Теперь все хотят стать миллионерами…

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ…

Телевикторины придумали, конечно, американцы – большие любители системы тестового отбора во многих сферах жизни. А еще американцы в какой-то степени – воинствующие индивидуалисты, поэтому командных соревнований в их интеллектуальных телеконкурсах практически никогда не было. Победитель, получающий всё, должен быть один. Это и называется «квиз» – тот тележанр, к которому принадлежит и «Поле чудес», и «Своя игра», и «Кто хочет стать миллионером?» Исключение, подтверждающее правило, – «Слабое звено», где победитель должен умело играть не столько в команде, сколько против неё.

Собственно, появившиеся в конце 40-х квизы так и назывались – «Победитель получает всё» (Си-Би-Эс) и «Взломайте банк» (Эй-Би-Си). Последний является прототипом программ вроде «Золотой лихорадки», которую не так давно вел Леонид Ярмольник.

Ведущий «Банка» Берт Паркс стал первой телезвездой в своем амплуа и заложил каноны поведения в эфире организаторов – комментаторов подобных шоу. Паркс был энергичен, напорист, речист и слегка хамоват.

Конечно, в те времена на кону были суммы поменьше, чем сейчас. У самой рейтинговой французской викторины конца 50-х – первой половины 60-х – «Банк идей» – победитель мог рассчитывать только на тысячу франков. А у американской программы «У меня есть секрет», шедшей с 1952-го по 1967 год (её название и музыкальную тему спародировали «Битлз» в своем хите), сумма призовых неуклонно росла и достигла рекордных по тем временам $100 тысяч.

Выигранные деньги стали причиной и первых телескандалов, разразившихся вокруг популярных в середине 50-х квизов – «21» и «Вопрос в 64 тысячи долларов». В ходе судебных разбирательств открылась неприглядная изнанка организации подобных шоу. Оказывается, поражавшие своей суперэрудицией юные участники программ получали от продюсеров готовые ответы, заучивали их и выдавали в эфир. Призовые денежки потом «распиливались» между родителями «вундеркиндов», организаторами шоу и… спонсорами. Классический «откат»!

Звезда передачи «21», молодой преподаватель Чарльз Ван Дорен, заработавший на 14 финалах шоу $129 тысяч, признался, что на самые трудные для него вопросы он получил заранее подготовленные ответы.

Ещё один финалист Джексон «вспомнил» на судебном заседании, что режиссер репетировал с ним программу в течение 10 – 12 часов до начала эфира. Самое пикантное в том, что господин Джексон был священником.

10 лет назад на экраны мира вышла ретродрама Роберта Редфорда «Телевикторина», в основу которой были положены события тех памятных всей Америке скандалов.

А ГДЕ МНЕ ВЗЯТЬ ТАКУЮ ПЕСНЮ?

В 1953-м зародилась ещё одна разновидность квизов – музыкальная. Выпущенная Эй-Би-Си «Назовите эту мелодию» по сути мало чем отличалась от «нашей» «Угадай мелодию». И в том, что Валдис Пельш дважды запускался с этой передачей, нет ничего удивительного. Данный проект на западном TV – один из чемпионов по своим реинкарнациям: только на Эй-Би-Си он обновлялся пять раз. А ведь по другим каналам крутились смежные «Спойте ещё раз» (1950), «Что это за песня?» (1964), «Слова и музыка» (с 1970-го) и др.

Хотите узнать, почему в первых выпусках шоу Валдис Пельш так отчаянно жестикулировал? Просто подобная манера ведения передачи отличала самого популярного её ведущего образца 70-80-х годов Тома Кеннеди. Свою собственную манеру Пельш нашел не сразу….

Дальше всех пошли итальянцы, отстоявшие и в эфире неофициальное звание самой музыкальной нации. В телевикторине «Внимание к ритму» каждый участник должен был исполнять выбранную им песню сначала соло, а потом по отмашке ведущего вступал оркестр; конкурсант выигрывал, только если попадал в унисон.

МАСКА, МАСКА, Я ТЕБЯ…

Звёзды тоже захотели участвовать в викторинах. Задолго до нашей саратовской «Маркизы», ещё в 1950-м, участники американской программы «Чем вы занимаетесь?» с помощью как можно меньшего числа наводящих вопросов должны были отгадать имя гостя, который затем выходил в студию. Одно из последних публичных появлений на широкой аудитории королевы Голливуда Греты Гарбо состоялось как раз в этой программе. А Джон Кеннеди использовал передачу в качестве эффективного средства политической саморекламы. Затем его примеру последовал и Джимми Картер, впервые представ перед публикой как самобытный поэт.

Проект «Звезда в домино» был запущен в 1952 году: гвоздь программы с самого начала находился в студии, и задачей аудитории было угадать таинственных личностей по тем же наводящим вопросам. Почти забытая в 50-е дива Голливуда 20-х Глория Свенсон была возмущена, что ее слишком быстро отгадали. Этот лёгкий скандальчик был составной частью рекламной кампании одного из лучших фильмов Голливуда о Голливуде «Бульвар Сансет» Б. Уальдера, где Свенсон сыграла свою лучшую роль.

Американцы не обладают здесь «ноу-хау»: по тем же принципам были построены французские «Три маски» и германское шоу «Кто я?»

А вот популярная французская программа «Воскресенье в трех разделах» могла состояться только на заре 70-х, ещё до расцвета желтой прессы: в студию приходили малоизвестные жены и мужья популярных звёзд, и аудитория должна была отгадывать имена супругов.

ФОРТУНА – ПО БАРАБАНУ

Самые популярные во всем мире квизы – это «Колесо Фортуны» (у нас «Поле чудес») и «Кто хочет стать миллионером?» (у нас в рублевом варианте). «Колесо Фортуны» впервые крутанулось в 1975 году и с каждым годом набирало обороты, рейтинги и прибыли. В самих США и прочих странах пик популярности уже пройден. Но в конце 70-х – начале 80-х «Колесо...…» собирало почти 90% аудитории – результат, занесенный в «Книгу рекордов Гиннесса».

В год 20-летия выхода «Колеса Фортуны» британский радиопродюсер Дэвид Бриггс придумал принцип и правила шоу «Кто хочет стать миллионером?», также занесенного в книгу Гиннесса как «самая популярная ныне в мире неновостная программа». Свыше 30 стран показывают свои варианты этого квиза. И лишь в трех викторина впервые вышла под оригинальным названием. Сегодня это Индия – «Кто станет владельцем 50 млн (рупий)?» и Испания – «50 за 15» (15 вопросов и 50 миллионов песет. Интересно, сколько это в евро?) А раньше была и Россия, где программа вместе с переходом из НТВ на Первый канал сменила не только ведущего, но и название. Хотя название «О, счастливчик!» тоже было позаимствовано у англичан: по наименованию популярной сатирической ленты Л.Андерсона с М.Макдауэллом в главной роли.

На изменение названия шоу фирма – владелец прав – идет очень неохотно. Своя логика в этом есть. Лучшее доказательство: наше «Поле чудес» в своем нынешнем формате народного шоу (приветы-подарки-пикировка с усатым ведущим) так же похоже на «Колесо Фортуны», как Мадонна на Распутину.

Национальная специфика – это неизбежность. Но всему есть свои пределы. Как-то раз по спутниковой антенне мне посчастливилось наблюдать индийское «Колесо...…» Участники в основном отгадывали буквы, лишь изредка подзывая к себе детей и скандируя с ними не то рекламные лозунги, не то песенные припевы. А своего «Миллионера» индийцы доверили вести не какому-то юнцу-пародисту, а заслуженному члену парламента и народному артисту страны Амитабху Баччану (широко известному у нас Али-Бабе и Черному принцу). Не самый большой призовой фонд компенсируется возможностью покрасоваться в одном кадре с национальной суперзвездой.

Кстати, самые сложные вопросы – в канадском «Миллионере». Самая долгожданная победительница, появившаяся лишь на пятом году существования проекта – британская. Она же самая аристократичная: в роду у скромного дизайнера Джудит Кеппел, получившей чек на миллион фунтов стерлингов, были любовницы Карла II, Эдуарда VII и нынешнего принца Чарльза. Самые скандальные победители и проигравшие были, естественно, в США. Британская страховая фирма «Ллойд» даже начала судебный процесс по поводу чрезвычайно легких вопросов в американском варианте квиза.

Это раньше знание было силой, а теперь эрудиция – потенциальное богатство.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 29 (91), 30 июля – 5 августа 2004 г. 


Автор статьи:  Кирилл ТАРАХТАНОВ
Рубрика:  Афиша

Возврат к списку


Материалы по теме: