Яндекс.Метрика

Тина против Димы, или Про уродов и людей

Тина против Димы, или Про уродов и людей

Вообразите: если бы на земле вдруг случилась некая катастрофа и исчезли все кино- и телефильмы, все развлекательные телевизионные программы, но остались кассеты с записями программ «Осторожно, модерн» и «Окна»…

А теперь представьте, что если бы эти кассеты стали единственной возможностью для инопланетян составить представление о том, что, собственно, такое человечество. М-да...… жаль инопланетян. После просмотра «Окон» вкупе с «Модерном» у несчастных гуманоидов сложилось бы впечатление, что вся земля – это некий гигантский дурдом.

Помню, еще некоторое время назад кипели дискуссии: подставные лица у Нагиева или неподставные? Потом стало ясно, земля слухами полнится, что в «Окнах» подрабатывают и провинциальные актеры, и участники самодеятельности, и просто не лишенные лицедейских способностей прохожие с улицы.

Старательно посмотрев «Окна» на протяжении недели, с грустью убедилась, что коллизии и сюжетные ходы всех программ удручающе похожи. Вот перед зрителями появляется кто-то из переживающей кризис пары. Кризис, как правило, основан на том, что либо появившийся изменяет своей половине, либо его половина (которая появится следующей) ушла от него, либо находится в стадии раздумий: уйти – не уйти. Уходят либо к очень молодым, либо к очень старым, иногда из любви к деньгам. Очень редко из-за любви как таковой. «Чем обязаны? Что беспокоит? Чем могу помочь?» – по докторски интересуется патологоанатом людских пороков господин Нагиев.

Его манера взаимоотношений с респондентами умиляет. Прибаутки типа «один раз не водолаз», «натянули дядю», «ну, тетенька, ты тумбочка» (в адрес полной девушки), «мне бы бабла побольше наковать», «эка вы накосорезили» так и сыплются из него. Сленг, не обремененный не просто интеллектом, но и элементарными представлениями о приличном. Эдакий шоумен жуткого заведения, где скоморошничанье, гаденькие ухмылочки, откровения о психических и телесных заведениях слились в одно. Гибрид палаты №6, борделя и шоу-бизнеса силами сотрудников провинциального Дворца культуры.

Когда публичная стирка грязного белья уже не может потешить публику, сюжет приправляется драчками, покалачиваниями, тасканиями друг друга за волосы и, конечно, матерной бранью. Так как сквернословить в телеэфире возбраняется, мат перекрывается специальным звуковым сигналом. Эдаким пронзительным «пи-ии-ии». Так вот, бывали программы, когда Нагиев по нескольку минут переводил для телезрителей с «пи-ии-и» на русский. Простите, с грязного матерного на не менее, а может, и более смрадный новояз.

«Осторожно, модерн» – зеркальное повторение «Окон». Только еще более гротесковое, еще более злое и похабное. Карикатура на карикатуру, на скорую руку сляпанный порнокомикс с участием живых людей в клоунских париках с набалдашниками вместо носов и генитальным кваканьем вместо живой речи. Среди героев в русской литературе были Скотинин, Скалозуб, Собакевич. Говорящие фамилии. В «Модерне» есть Задов. Фамилия, кричащая об уровне программы. Вынужденная смотреть «Окна» и «Модерн» по долгу службы, с ужасом думала: неужели кто-то смотрит это добровольно?! Это ведь не программы даже, а некий ужасняк. Люди – даже самые бескультурные, жестокие, невоспитанные не могут быть животными до такой степени, как силятся отразить это «Окна» или «Модерн».

Заглядывать в чужие окна опасно. Можно такое увидеть – придется потом в душевой поселиться.

Да и вообще, если бы я на «оконной неделе» не смотрела еще и «Детали» с Тиной Канделаки, мне пришлось бы вызывать неотложку. «Детали» – одна из самых интеллектуальных программ на современном ТВ. Собеседниками Канделаки становятся актеры, писатели, певцы, и менее чем за полчаса ведущая умудряется сделать пленительные снимки души своего собеседника. Доброжелательная манера вести разговор подкупает. Никакой бульварности, никакой скабрезности, и при этом эффект откровения достигается, люди охотно рассказывают о себе даже весьма интимные вещи, покупаясь на отношение к себе, как к людям, а не как к особям, не как быдлу, не как к секс-символам.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 11 (73), 19-25 марта 2004 г.


Автор статьи:  Светлана МИКУЛИНА
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: