Яндекс.Метрика

Российскую власть – показывай всласть

Российскую власть – показывай всласть

Декабрь – сезон вождей. Родившиеся в декабре Сталин, Брежнев и другие политические «стрельцы» – это когда-то Наше Всё. А для вождей важнейшим из всех искусств всегда был кинематограф...

НАШ ПОСТРЕЛ ВЕЗДЕ ПОСПЕЛ: ЛЕНИН – В ПАРИЖЕ, СТАЛИН – В БЕРЛИНЕ

О приключениях английского суперагента Джеймса Бонда или французской суперэротоманки Эммануэль снято более двух десятков лент, но разве это цифры? Вот про наших супервождей снимали так снимали: о Сталине создано 59 фильмов, о Ленине – 72 (!) картины.

Рекорд в кинолениниане принадлежит Юрию Каюрову, который взялся за Ильича, еще работая в Саратовском драмтеатре, а всего появился на экране в роли вождя революции 18 раз! Были и совершенно новаторские трактовки. Для того, чтобы в «Шестом июле» зритель увидел кадры, где Каюров-Ленин привычным жестом кладет револьвер в карман, понадобилась долгая дискуссия в ЦК КПСС и специальное разрешение Политбюро. А в фильме «Ленин в Париже» Каюрову посчастливилось стать Лениным – комиком сцены в духе немых эксцентрических комедий.

Однако самым знаменитым киноСталиным был Михаил Геловани, сыгравший отца народов в самых культовых лентах о культе личности. Смерть своего героя и кумира вызвала у артиста затяжную депрессию и болезнь сердца, от которых он уже не оправился. Геловани был почти одного роста со своим экранным прототипом. Поэтому исполнители ролей Калинина, Ворошилова и прочих верных ленинцев-сталинцев вынуждены были ходить в кадре на полусогнутых: никто не мог быть выше великого вождя и учителя.

Впрочем, самому Кобе более всего по душе пришлось исполнение себя русским актером Алексеем Диким, игравшим роль без малейшего акцента.

Вообще, Сталин любил контролировать свой экранный облик. В помпезном финале «Падения Берлина» вождь в белоснежном кителе появлялся на трапе самолета. Эта сцена очень нравилась генералиссимусу, который прекрасно помнил, что на самом деле прибыл на Потсдамскую конференцию поездом….

ВНИМАНИЕ – СНИМАЕМ! С ВЫСОКОГО ПОСТА…

Имя-отчество Никита Сергеевич у любителей кино ассоциируется сегодня в первую очередь с Михалковым-младшим. А ведь предусмотрительный хитроумный папа Михалков нарек сынка редким в те годы именем никак не случайно, но в честь Н.С. Хрущева.

В фильме И.Гостева «Серые волки» роль Хрущева сыграл Ролан Быков, который прежде уже появлялся в облике творца и одновременно разоблачителя культа личности в ленте С.Овчарова «Оно». И хоть актер был мало похож на реального «царя Никиту», образ получился впечатляющим. Очень точно ему удалось передать лихорадочную одержимость Властью и панический страх ее потери. Более или менее человеческие краски появляются у Быкова-Хрущева лишь после вынужденного ухода от кормила власти в результате заговора Брежнева, которого Александр Белявский изобразил в еще более утрированной форме.

Обычно подобные фильмы снимались в Голливуде. Непримиримых политических соперников, Хрущева и Берию, своеобразно объединил известный британский актер Боб Хоскинс, сыгравший обоих во «Враге у ворот» Ж.-Ж. Анно и «Ближнем круге» А.Михалкова-Кончаловского. А в «Красном монархе» в роли Берии отметился Дэвид Суше – будущий Эркюль Пуаро из популярного британского телесериала.

Евгения Матвеева на роль Леонида Брежнева в военной эпопее Ю.Озерова «Солдаты свободы» с большим удовольствием утвердил сам товарищ Генеральный секретарь. Своеобразную кинопробу на ответственную роль Матвеев прошел еще в драме о советских покорителях космоса «Укрощение огня» Д.Храбровицкого, где в финальных эпизодах актер изображал не столько конкретного Брежнева, сколько персонифицированное умное и волевое руководящее советско-партийное лицо. Во время «Кинотавра»-95 Евгений Матвеев любезно дал мне небольшое интервью и признался, что ему интересен образ Брежнева в старости, больного и немощного, доведенного до инфаркта семейными проблемами и внутрипартийными интригами, но цепляющегося за власть и бьющегося за свое кремлевское кресло до последнего мгновения. «Но подходящего сценария нет», – сетовал Матвеев, который видел в этой истории классическую русскую драму в духе «Детей Ванюшина». Сыграл Леонида Ильича казахстанского периода и популярный белорусский актер Николай Еременко-старший. В ленте, посвященной освоению целины, его Брежнев – тонкий, интеллигентный – противостоит грубому и невежественному «Хрущу».

ГОРБАЧЕВ У СТЕНКИ, ЕЛЬЦИН В ТУПИКЕ

Горбачев был популярнее на Западе, Ельцин – на Родине. Эта устойчивая тенденция конца прошлого столетия просматривается и в кино. Ельцин как персонаж чаще всего появлялся в отечественных лентах, а Горбачев – в иностранных. Первого российского президента чаще всего изображал его профессиональный двойник – самодеятельный актер, а в роли последнего советского президента отметились признанные корифеи – Владимир Трошин (американский телефильм о докторе Гейле, лечившем жертв Чернобыля) и Леонид Куравлев («На Дерибасовской хорошая погода...»).

Однажды Горбачев сыграл сам себя. Знаменитый германский режиссер Вим Вендерс выпустил фильм «Далеко, так близко». В одном из эпизодов появлялся любопытный персонаж, обозначенный просто как «мудрый человек», который беседовал с героями-ангелами о необходимости общеевропейского единства и мира на планете. Эту ответственную роль исполнил «почетный немец десятилетия» Михаил Горбачев. Когда Вендерса в шутку спросили о перспективах участия в его следующем проекте Бориса Николаевича, то он на полном серьезе объяснил, что не представляет Ельцина, беседующего с ангелами. «Скорее, напротив...» После этого в течение всех сроков президентских полномочий Б.Н.Ельцина не могло быть даже речи о приглашении Вима Вендерса на Московские кинофестивали.

А на Московском МКФ-91 была вне конкурса представлена картина еще одного мастера европейского интеллектуального кино Миклоша Янчо «Бог пятится назад». Здесь венгерский киномэтр попытался смоделировать последствия свертывания советской «перестройки». Зрителя била по нервам сцена, имитирующая телерепортаж с расстрела М.С. Горбачева. Слышны слова: «За измену идеалам социализма и делу победы коммунизма во всем мире...» И залп. А через месяц случалась вся эта ГКЧПятина, и назад уже попятился СССР...

«ХУ ИЗ МИСТЕР ДОББИ?»

Романы о нынешнем (и будущем) президенте России уже написаны. Вот только никто не спешит у нас переносить их на экран. Ждут разрешения? Или команду? Поэтому, видимо, процесс решил инициировать, по своему обыкновению, Голливуд. Получилось «сказочно»...

Во второй части волшебной киносаги по роману Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и тайная комната» появляется домовой Добби, искренне пытающийся помочь главному положительному герою в битве со злобным волшебником-террористом и его приспешниками, но при этом утаивающий важную информацию и даже способствующий неприятностям, сваливающимся на голову юного мага. Экранный Добби мог выглядеть как угодно: этот персонаж на все 100% создан с помощью компьютерных технологий. Но виртуальный киногерой удивительно напоминает карикатуру на реального российского лидера. Дружественную или нет – это должен решить европейский суд, в который активисты фан-клуба президента «Идущие вместе» собирались подать иск о материальном возмещении морального ущерба.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», №46 (61) 19-25 декабря 2003 г.


Автор статьи:  Кирилл ТАРАХТАНОВ
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: