Яндекс.Метрика

All right!

All right!

17 декабря 1903 года в воздух впервые поднялся самолет, пилотируемый братьями Райт

Авиация! Настоящий символ ХХ века, воплощенное в металле торжество человеческого духа над природой и пространством. В 1903 году самолет братьев Райт пролетел 37 метров. Сегодня бомбардировщик Ту-160 пролетает половину планеты. Всего сто лет – а какой путь пройден в воздухоплавании! Сегодня на Земле живы 200 000 людей, которые старше, чем полеты на самолетах. Прогресс в авиации является наиболее зримым свидетельством развития современной цивилизации.

За лидерство в воздухе всегда шла ожесточенная борьба. Начиная с первого монгольфьера (1783 г.), Франция неизменно была впереди во всех авиационных начинаниях. Здесь раньше, чем в других странах, а именно в 1899 году, был создан в Париже «Аэроклуб Франции», который всячески поощрял изобретателей воздушных аппаратов. Однако первый дирижабль создали немцы – в 1900 году свою машину поднял в воздух знаменитый граф Цеппелин. А первый полет самолета осуществили американцы братья Райт. Полет продолжался двенадцать секунд, за которые неуклюжая машина пролетела чуть более 30 метров.

Россия была в числе стран, стоявших у истоков мировой авиации. Мы уступили другим первенство в полетах, но опередили всех в авиационной науке. «Отцом русской авиации» считают профессора Николая Егоровича Жуковского. В отличие от изобретателей-практиков, которые, надеясь на интуицию и «птичье чутье», строили всевозможные крылатые аппараты и таким путем пытались нащупать секреты полета птиц, Жуковский сразу поставил свои эксперименты на научную основу. Еще в 1889 году при кабинете прикладной механики Московского университета он ведет различные исследования по вопросам механического полета, начиная от воздушных змеев различных типов до особенностей полета птиц в машущем и планирующем полетах.

В то время как легендарный пилот Адер во Франции строит свой «Авион» и сталкивается с неразрешимой, казалось бы, проблемой управляемости и устойчивости, Жуковский посвящает этому вопросу целое научное исследование под названием «Некоторые соображения о летательных приборах» и 3 ноября 1889 года выступает с ним в Обществе любители естествознания. В нем он намного опережает зарубежных ученых и практиков, научно обосновывая возможность управляемого полета.

Бесстрашный первопроходец неба Лилиенталь еще только собирался приступить к постройке своих планеров, а Жуковский уже в 1891 году как бы прокладывает путь будущим экспериментам и в труде «О парении птиц», с которым он в октябре выступил на заседании Московского математического общества, излагает физические основы летания, его устойчивости, раскрывает секреты парящего полета на неподвижных крыльях и даже, заглядывая далеко вперед, обосновывает возможность высшего пилотажа, в том числе и знаменитой «мертвой петли», которую двадцать два года спустя осуществил на самолете знаменитый русский летчик Петр Нестеров.

Жуковский своими неутомимыми исследованиями доказывал, что полеты аппаратов тяжелее воздуха не только возможны, но и неизбежны, потому что к этому ведет весь путь развития техники.

В 1898 году в Киеве состоялся X съезд врачей и естествоиспытателей, для которого Жуковский наметил целую программу по вопросам воздухоплавания. На съезде было много выступлений и докладов как сторонников аппарата легче воздуха, так и приверженцев аэропланов. Все с нетерпением ждали выступления признанного теоретика авиации. Жуковский, как бы подводя итог научным спорам, сказал: «Глядя на летающие вокруг нас существа, на стрижей и ласточек, которые со своим ничтожным запасом энергии носятся в продолжение нескольких часов в воздухе с быстротой, достигающей пятидесяти метров в секунду, и могут перелетать через целые моря... мы невольно задаемся вопросом: неужели для нас нет возможности подражать этим существам? Правда, человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов он в 72 раза слабее птицы; правда, он почти в 800 раз тяжелее воздуха... Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума... Нам представляется летательная машина тяжелее воздуха, которая не стесняется воздушными течениями и несется в любом направлении».

В 1902 году Жуковский со своими учениками и помощниками построил одну из первых в Европе аэродинамическую трубу, длиною около семи метров и в поперечнике около метра. Это сооружение поместили прямо в вестибюле университета, так как более подходящего места не нашлось. На трубу Жуковского приходили смотреть даже фабриканты. Через два года студент университета Д.П. Рябушинский, сын фабриканта-миллионера, дал деньги на постройку настоящей аэродинамической лаборатории под Москвой, в поселке Кучино. Так родился знаменитый ЦАГИ, позднее – академия им. Жуковского, которой наша страна обязана уникальным достижениям национального самолетостроения. Конструкторские бюро Микояна, Сухого, Туполева, Бериева продолжают создавать шедевры мирового самолетостроения. Тяжелый стратегический бомбардировщик Ту-160, летающий с авиабазы в Энгельсе, все еще самый мощный авиакомплекс в мире. Амфибии Бериева вообще не имеют аналогов за рубежом. Кроме России, авиационная школа (заводы, самолеты и КБ с традициями) есть только у США и Западной Европы. Ни в Китае, ни в Японии, ни в Индии ничего подобного нет. Авиация – один из «столпов» прогресса. Тот, кто думает о будущем страны, не может этого не понимать.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», №46 (61) 19-25 декабря 2003 г.


Автор статьи:  Дмитрий ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Рубрика:  Чему не учит история

Возврат к списку


Материалы по теме: