Яндекс.Метрика

Блуждающие звезды

Блуждающие звезды

«Если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно...» Следуя такой логике, можно предположить, что заинтересованные лица звезды еще и гасят. Спустя 15 лет активной работы фактически закрылся драматический муниципальный театр АТХ, знаковый для города культурный проект.

Не помогли ни повсеместное – от Челябинска до Берлина – признание, ни постоянный успех у зрителей-саратовцев, которые в последние годы образовали нечто вроде неформального фан-клуба. Фестивальные призы и заслуженные дифирамбы в СМИ, как выяснилось, никак не влияют на финансирование, а театр, повторю, муниципальный.

Семнадцать (или около того) раз театр менял помещение, и условия для работы с каждым разом становились все более безнадежными. Такой комфорт, какой был в Доме архитекторов в начале девяностых, город обеспечить уже не мог. А в Доме архитекторов отсутствовала, среди прочего, даже сцена. Скитания по арендуемым площадкам закончились анекдотично – в клубе военного училища. Наконец, актеров попросили и оттуда.

В чем же причина постоянного существования на грани закрытия, вечных поисков денег, помещения, оборудования? За полтора десятилетия менялись городские и областные власти, администраторы, директора и гипотетические спонсоры. Неизменным было шаткое положение АТХ. И не за что винить художественного руководителя театра, в чьи обязанности входит, вообще-то, производство культурного продукта – спектакля, а не поиск подхода к сердцу очередного чиновника.

Были, конечно, и у властей основания для прохладного отношения к АТХ. Вложенные средства принято отрабатывать, то есть давать спектакли в районных домах культуры и поселковых клубах. А также стремиться к тому, чтобы твое искусство было понятно «народу». А как среднестатистический начальник должен реагировать на афишу с жанровым определением «водосточножелезноколеновывихнутая драма»? Ему волей-неволей придется уложиться в узкий спектр чувств – от полного ступора до благородной ярости. И предлагать сельским труженикам спектакль по Хармсу или Беккету – занятие безнадежное: возможно неправильное истолкование с последующими беспорядками.

Со спонсорами у АТХ также не складывались отношения в том смысле, что чем сильней меценат любил театральное искусство, тем меньше денег готов был пожертвовать. Помню, как целый сезон актеры питались исключительно соевой ветчиной – щедрым подарком торгово-закупочной фирмы. О деньгах как таковых речи почти никогда не шло.

И даже учреждения культуры, вроде дома-музея Чернышевского, без всякого энтузиазма пускали театр под крышу. Основанием для отказа от дальнейшего сотрудничества послужила сломанная в процессе постановки деревянная ступенька исторического дома, которую сами же актеры и починили.

Единственными, кто оказывал реальную, хотя и символическую помощь, были постоянные зрители, несколько сот человек, для которых поход в театр не являлся протокольным мероприятием. В афишку «Незаживающего рая», культовой постановки АТХ, вкладывался листок с благодарностями дантисту и парикмахеру, чьей-то бабушке, которая пожертвовала два подстаканника, некой девушке, которая «отдала нам самое дорогое – фату» и (к вопросу о спонсорстве) шарикоподшипниковому заводу, который подарил 200 металлических шариков.

В течение многих лет в репертуаре присутствовала виртуальная пьеса И. Чернышева (Низовцева) «А жить-то на что, Иван Иваныч?». Жанр – комедия, И.И. Верховых – режиссер с развитым чувством юмора.

Неудивительно, что актеры устали. Для многих из них издевательская зарплата в театре была единственным источником существования. Удивительно, что они жили на нее столько лет и сравнительно недавно стали подрабатывать Дедами Морозами на утренниках, ведущими на показах мод и дикторами на радио. А теперь мы, зрители, имеем то, что имеем.

Формально театр АТХ не закрыт, хотя помещения все равно не имеет. Комитет по культуре предлагал ДК «Химик», но АТХ – театр камерный, и спектакли никогда не планировалось ставить в огромных помещениях. Актовый зал авиационного техникума, в котором одно время работали актеры, не подходил для этой цели даже на взгляд непрофессионала. Временная база теперь находится на театральном факультете.

В конце года планируется премьера спектакля с откровенно ностальгическим названием «О, эти счастливые денечки!» Беккета. Заняты два актера: Елена Блохина и Сергей Волков. Премьера не раз переносилась из-за нерешенных оргвопросов. Художественный руководитель Иван Верховых перебрался в Москву и работает в «Мастерской Петра Фоменко». Осуществляет общее руководство АТХ, изредка приезжая в Саратов. Покинули наш город Инга Монаенкова, Виталий Скородумов, фактически на два города живет и Сергей Ганин. Распался музыкальный коллектив Дмитрия Черныха, без которого спектакль «Прекрасность жизни» уже не восстановить. Почти все работники театра были вынуждены сменить профессию. Некоторые – радикально. Переквалифицировались в торговых работников, студентов, телеведущих. Озвучивают компьютерные игры и сочиняют рекламные ролики.

Возродить театр, скорее всего, можно. Была же попытка набрать молодежь в студию при АТХ, были занятия по мастерству и репетиции, пока не лишили последнего помещения. Только вряд ли Академия театральных художеств будет той же, потому что держалась она на едином коллективе, актерские замены практиковались в исключительных случаях, литературный материал подбирался под конкретных людей. Здесь трудно было представить Актер Актерыча, который выходил бы на сцену, «торгуя лицом», играя бровями и принимая картинные позы. АТХ заполнял интеллектуальную нишу, почему и не снискал популярности у ответственных за культуру работников. Но с этим уже ничего не поделаешь.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», №42 (57) 21-27ноября 2003 г.


Автор статьи:  Алексей ГОЛИЦЫН
Рубрика:  Культура

Возврат к списку


Материалы по теме: